Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 01:49, курсовая работа
Целью работы является аудиторская проверка товарных операций на предприятии розничной торговли ООО «АЙКАЙ», магазин №403. Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия;
2. Дать оценку системы бухгалтерского учета и контроля товарных операций на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА
1.1. Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия…...7
1.2. Регламентация аудиторской деятельности в РФ………………………….8
1.3. Цели и задачи аудита товарных операций на предприятиях
розничной торговли ( с учетом специфики деятельности конкретной организации)………………………………………………………………….….10
2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 Изучение и оценка системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля товарных операций……………………………………………………………....12
2.2 Расчет уровня существенности и аудиторского риска…………………....16
2.3 Программа аудита…………………………………………………………...22
3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ
3.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств……………….....27
3.2 Проведение процедур средств контроля, процедур по существу и их документирование…………………………………………………………….…28
3.3 Письменная информация аудитора руководству ООО «Айкай» по результатам проведения аудита товарных операций……………………….....36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………
Аудит не заменяет функций органов государственного финансового контроля над работой предприятий, учреждений и организаций.
Аудитор – это подсказчик, советник для экономических субъектов, защищающий, прежде всего, интересы собственника. В то же время аудитор не имеет права скрывать нарушения, установленные при исчислении НДС, налога на прибыль и др., так как, в случае сокрытия этих фактов в аудиторском заключении, он может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности.
Аудитор, ознакомившись с финансовым положением,
с состоянием финансово-хозяйственной
деятельности или со спорным вопросом,
должен высказать независимое о компетентное
мнение или заключение о фактическом положении
дел и подтвердить правомерность или неправомерность
совершаемых или совершенных действий
клиента. При выявлении нарушений законодательных
актов в процессе проверки объекта, аудитор
должен своевременно предупредить клиента
о незаконной его деятельности и об их
возможных неблагоприятных действиях.
1.2
Регламентация аудиторской
Основным регламентирующим документом аудиторской деятельности в Российской Федерации является закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита в России.
I уровень - это закон об аудиторской деятельности, который определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве её необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, так как государственный контроль исторически превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось.
II уровень - распоряжение президента, постановления правительства РФ по вопросам государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ; постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 80 о лицензировании аудиторской деятельности; приказа Минфина РФ от 25.01.2007 N 6н
«Порядок
представления отчета
III уровень – система нормативного регулирования аудиторской деятельности, представленная федеральными правилами – стандартами аудиторской деятельности. Основное значение стандартов – установление нормативного аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.
IV уровень – методики аудиторской деятельности, регулирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к отдельным отраслям по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемыми профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не могут противоречить им.
V уровень – документы, необходимые для регламентации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Внутрифирменные стандарты базируются на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие и конкретные процедуры проведения аудита. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть приказ об утверждении внутрифирменных стандартов, подписанный руководителем фирмы и утвержденный советом учредителей аудиторской фирмы. Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на стандарты в области этики поведения аудитора, стоимости по внутрифирменному документообороту и стоимости в области методологии проведения проверок по направлениям аудита – общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Аудит товарных операций на предприятиях оптовой торговли осуществляется на базе приведенных ниже нормативных документов:
1. Федеральный закон РФ от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон РФ от22.05.03 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
5.План счетов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00 г. №94н.
6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н.( с дальнейшими изменениями).
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/08). Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н.
8. Положение по бухгалтерскому чету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 №44н.
9. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 №119н. (с дальнейшими изменениями).
10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49.( с дальнейшими изменениями).
11. Методические
рекомендации по учету и оформлению операций
приема, хранения и отпуска товаров в организациях
торговли. Утверждены письмом Комитета
РФ по торговле от 10.07.96 №1-794/32-5.
1.3 Цели и задачи аудита товарных операций на предприятиях
розничной торговли (с учетом специфики деятельности ООО
«Айкай», магазин №403.)
Целью аудиторской проверки товарных операций является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения товарных операций действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка товарных операций рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.
В процессе проверки аудитор должен установить:
- реальность наличия и существования товаров;
- все ли товарные операции, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
- является ли организация собственником всех товаров, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность – обязательствами;
- правильность оценки товаров и связанных с ними обязательств;
- правильно ли выбраны и применялись принципы учета товаров.
Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушениям и отступлениям от установленных правил учета.
Как показывает анализ рынка, наиболее примечателен в этом отношении опыт сети «Айкай» — сегодня самая крупная продовольственная сеть в Удмуртской республике. В составе этой динамично развивающейся по удмуртским меркам сети — 74 магазина формата самообслуживания. ООО «Айкай» — это три формата магазинов. Во-первых, это торговая сеть «Грош» — магазины в формате «Кэш энд Керри». Во-вторых, это торговая сеть «Айкай» — формат магазинов «у дома». И, наконец, в-третьих, это магазины премиум-класса «Лукоморье», которые рассчитаны на наиболее взыскательного покупателя. Именно в магазинах премиум-класса «Лукоморье», как показывает анализ, для покупателей действует эффективная дополнительная, бесплатная система услуг: предварительная заявка на товары, возможность сделать заказ на товары, которых нет на прилавках, чистка рыбы, упаковка купленного товара, доставка покупки до автомобиля, а также бесплатная консультация врача-диетолога по составлению индивидуальной диеты. Результаты работы магазинов убеждают, что наличие такой бесплатной системы услуг позволяет привлекать дополнительный покупательский трафик, значительно увеличивает товарооборот предприятие.
2. Планирование
аудита товарных операций на
предприятиях розничной
2.1 Изучение
и оценка системы
Аудитору в ходе проверки необходима убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Система внутреннего контроля может способствовать формированию такой убежденности.
При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом аудиторская организация обязана использовать не менее трёх градаций: высокая, средняя и низкая.
Изучение и оценка особенностей систем бухучета и внутреннего контроля должны обязательно документироваться. Для этого используют тестовые процедуры. Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики изучения систем бухучета и внутреннего контроля. Мнение аудитора об организации бухучета и внутреннего контроля является основанием для планирования дальнейших аудиторских процедур.
Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности:
Система внутреннего контроля должна включать в себя:
1. Систему бухгалтерского учета;
2.Стиль и основные принципы управления экономического субъекта;
3. Его организационную структуру;
4. Распределение ответственности и полномочий;
5. Порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
6.Отдельные средства контроля.
Аудитор оценивает систему внутреннего контроля в три этапа:
- общее знакомство с системой внутреннего контроля;
- первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;
- проверка эффективности системы внутреннего контроля.
Аудиторской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике деятельности и системе бухучета.
Для изучения системы бухгалтерского учета товарных операций и внутреннего контроля приводятся положения учетной политики, принятой в ООО «Айкай» на 2010год.
1.Бухгалтерский
учет на предприятии
2.Бухгалтерский учет ведется в соответствии с нормативными документами, утвержденными Правительством РФ и Министерством финансов РФ.
3. Форма ведения учета журнально-ордерная.
4. Технология обработки информации автоматизированным способом.
5.Инвентаризация имущества и финансовых обязательств проводится не реже одного раза в год, согласно приказа руководителя.
6. Выявленные при инвентаризации недостача или порча товаров и иного имущества в пределах норм естественной убыли списываются на затраты.
7. Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения, с учетом расходов, связанных с их приобретением.
8.Определение фактической себестоимости товарно-материальных ценностей, списываемых в связи с реализацией или иным выбытием, производится по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей (способ ФИФО).
Информация о работе Аудит товарных операций на предприятиях розничной торговли