Аудит расчётных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 20:29, курс лекций

Описание работы

Цель аудита расчётных операций – оценка правильности орг-ции учёта расчётов на п\п, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, её достоверности и реальности погашения.
Для проведения аудита расчётных операций необходимо установить:
1. Наличие на п\п необходимой нормативной базы
2. Перечень применяемых первичных документов и порядок их заполнения
3. Состояние аналитического учёта и технологии обработки первичных документов по учёту расчётных операций
4. Организацию внутреннего контроля расчётных операций

Работа содержит 1 файл

АУДИТ.docx

— 30.96 Кб (Скачать)

АУДИТ

Тема: Аудит расчётных  операций. 

Цель  аудита расчётных операций – оценка правильности орг-ции учёта расчётов на п\п, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, её достоверности и реальности погашения.

Для проведения аудита расчётных операций необходимо установить:

  1. Наличие на п\п необходимой нормативной базы
  2. Перечень применяемых первичных документов и порядок их заполнения
  3. Состояние аналитического учёта и технологии обработки первичных документов по учёту расчётных  операций
  4. Организацию внутреннего контроля расчётных операций
 

Этапы проверки состояния  расчётов:

  • Выяснить соответствие данных регистров по учёту расчётов счетам в главной книге
  • Осуществить инвентаризацию расчётов или анализ материалов инвентаризации, если они имеются к моменту проверки
  • Необходимо установить, нет ли пропуска сроков исковой давности по расчётам с кредиторами и дебиторами, причины и виновных лиц в попуске таких сроков
  • Тождество расчётов с банками, подразделениями п\п бюджетом и внебюджетными фондами
  • Правильность и обоснованность списания сомнительных долгов, а так же сумм других задолженностей
  • Правильность и обоснованность числящихся на балансе сумм задолженности по недостачам и меры принятые к их взысканию
  • Достоверность предъявленных к дебиторам претензий договорными обязательствами
  • Предъявление исков на взыскание этих задолженностей в судебном порядке

При проверке расчётов применяются приёмы фактического и документального контроля, аналитические  процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы. 

     Аудит расчётов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами 

Задачи  проверки:

  1. Необходимо установить наличие и правильность оформления документов по поставке ТМЦ (договоров, акты сверки и др.)
  2. Выяснить правильность осуществления и учёта расчётов за полученные и поставленные материальные ценности и услуги, оплаченные денежными средствами, с использованием векселей путём зачёта взаимных требований и тому подобное.
  3. Определить правильность оценки  полученных и отгруженных товаров (работ услуг) при бартерных сделках
  4. Определить подтверждена ли полнота и своевременность оприходования полученных товаров и учёта выполненных работ
  5. Установлена ли правильность оформления  и отражения в  учёте полученных и выданных авансов, предъявленных претензий
  6. Выяснена ли правильность отражения по соответствующим статьям баланса дебиторской и кредиторской задолженности.
  7. Должны быть установлены причины и давность образования задолженности по расчётам, определена реальность и пути погашения дебиторской задолженности.
 

Источники инфо для проверки:

  • Договора поставки продукции, работ, услуг
  • Акты сверки расчётов
  • Протоколы о зачёте взаимных требований
  • Акты инвентаризации расчётов
  • Векселя
  • Копии платёжных документов
  • Книга покупок
  • Книга продаж
  • Учётные регистры по счетам расчётов
  • Главная книга
  • Отчётность и т.д.
 

Проверка  расчётов с поставщиками покупателя разными дебиторами и кредиторами  должна проводится по специально разработанной  программе, которая составляется по результатам предварительного ознакомления аудитора с организацией внутреннего  контроля и учёта расчётных операций на п\п. 

Последовательность  проведения проверки:

  1. Аудитор должен установить наличие договоров поставки по проведённым сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности
  2. Аудитор проверяет расчётные операции с каждым поставщиком или выборочно по данным учётных регистров по счёту 60, 62, 76 и расчётно-платёжных документов. Выясняется дата поведения и характер операций, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения входного НДС
  3. При поступлении ТМЦ на которые не получены расчётные документы, НЕОТФАКТУРОВАННЫЕ ПОСТАВКИ, выясняется не числятся ли поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность)
  4. Устанавливается проводилась ли инвентаризация и сверка расчётов, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, обоснованы ли начисленные или полученные суммы штрафных санкций, правильно ли списание сомнительных долгов.
  5. При необходимости может быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчётов, встречная сверка документов и регистров учёта у проверяемого п\п и поставщика
  6. Осуществление контроля правильности корреспонденции счетов указанных  в учётных регистрах. Данные синтетического учёта подтверждаются аналитическими, итоговые записи по оборотам и остаток по счетам расчетов сверяют с данными главной книги и баланса
  7. Выборочно проверяется правильность отражения в учёте входного НДС и обоснованность его отнесения на возмещение из бюджета. В обязательном порядке НДС д\б выделен во всех расчётно-платёжных документах, его возмещение производится только по оплаченным и оприходованным ценностям
  8. По задолженности необходимо выявит соблюдение срока исковой давности (общий срок исковой давности 3 года)
  9. Следует проанализировать правильность оформления и отражения в учёте выданных и полученных авансов.
 

Типичные  ошибки:

  1. Отсутствие договоров на поставку продукции первичных расчётно платёжных документов или их неполное оформление
  2. Ненадлежащее ведение учёта (неправильная корреспонденция счетов, недостоверность аналитического учёта, формальное проведение инвентаризации расчётов и т.д.)
  3. Неправильное оформление и предъявление претензий по договорам
 

д\з  аудит расчётов по претензиям; аудит  расчётов с дочерними  обществами, по совместной деятельности и внутрифирменных  расчётов

задача 

 В октябре 2008 года ЗАО «Витязь» продало товар ООО «Скиф» на сумму 216000 руб, на сумму НДС 36000 руб. Не получив эту сумму от покупателя ЗАО «Витязь» в январе 2009 года продало право требования долга ООО «Викинг» за 99000 руб. в том числе НДС 16500 руб. через 2 мксяца ООО №Скиф» погасило свою задолженность заплатив ООО «Викинг» всю сумму долга 216000 руб. ООО «Викинг» отразило эту ситуацию в б.у. следующими проводками.

1.выявить и  описать нарушения в бух.(или налоговом) учёте с указанием ссылки на нормативные документы. Выводы подтвердить расчётами.

2.дать рекомендации  по внесению исправлений в  бух.и налоговый учёт, бух.налоговую отчётность.

3.сформулировать  записи в отчёте аудитора.

ТЕМА: АУДИТ  КРЕДИТОВ, ЗАЙМОВ И СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ 

Для проведения эффективной проверки операций п\п по получению и использованию кредитов, займов и средств целевого финансирования аудитору необходимо в самом начале чётко определить процедуры контроля, последовательность их выполнения и источники необходимых сведений. С этой целью формируется программа аудит.проверки.

При недостаточности  собственных средств п\п  может воспользоваться кредитами банка, а так же займами других п\п и физических лиц.

Получение предприятием банковского кредита  оформляется кредитным договором в котором указывается объект кредитования, срок выдачи и возврата кредита, форма обеспечения обязательств, процентные ставки и порядок их уплаты, права и ответственность сторон и другие условия.

Предприятиям участвующим во внешнеэкономической деятельности для проведения экспортно-импортных операций может быть выдан кредит в валюте. В зависимости от назначения и сроков предоставления кредитов они делятся на краткосрочные – до года и долгосрочные свыше 1 года. Учёт операций по кредитам ведётся по счетам 66 «расч.по кратк.кредитам и займам» и 67 «расч.по долг.кр.изаймам». аналитический учёт кредитов организуется по видам кредитов, банкам и отдельным кредитам.

Затраты на оплату % по кредитам банков (за исключением  ссуд связанных с приобретением  ОС, НМА и др.внеоб.активов) относятся на затраты на производство. Для целей налогообложения затраты по оплате % по просроченным кредитам не учитываются, а по оплате % банков принимаются в пределах учётной ставки ЦБ РФ увеличены на 3 пункта.

Затраты на оплату % по кредитам банков связанных с приобретением ОС, НМА и иных внеоб.активов (в том числе ценных бумаг) списываются до ввода объекта в эксплуатацию (приобретения прав на ценные бумаги) на счёт 08 а в последующем за счёт чистой прибыли или фондов.

На с\с продукции относятся так же затраты по оплате % по бюджетным ссудам, кроме ссуд выданных на инвестиции и конверсионные (перепрофилирование) мероприятия. Для целей налогообложения они принимаются в пределах ставок установленных законодательством РФ.

Кроме кредитов банков п\п могут привлекать средства в виде займов. Аналитический учёт ведётся по заимодавцам и срокам погашения займа. Получение п\п займа в денежной или вещественной форме должно быть оформлено договором-займа, составленным в соответствии с требованиями ГК РФ. По окончании договора заёмщик должен вернуть заём в той же форме, в которой он был получен. Заём может быть как процентным, так и беспроцентным. При получении займа от юридического лица у п\п заёмщика возникает обязательство по уплате в бюджет НДС с фактически поступившей суммы. Начисленные % за пользование займом и по облигациям относятся на уменьшение чистой прибыли или фондов. В балансе п\п по соответствующим статьям в зависимости от принятой учётной политики может отражаться задолженность по кредитам и займам как без учёта процентных ставок, так и с начисленными, но не оплаченными % за весь период пользования ссудой.

В ходе проверки кредитов и займов аудитору предстоит установить:

  1. Правильно ли оформлены договоры займа.
  2. Использовался ли кредит банка по целевому назначению.
  3. Своевременно ли погашались задолженность по кредиту и займу и %.
  4. Правильно ли отражались в учёте операции по полученным кредитам и займам, включая начисления и перечисления %.
  5. Достоверен ли аналитический и синтетический учёт по кредитам и займам.
  6. Правильно ли отражены курсовые разницы по кредитам, полученным в валюте.
 

В ходе проверки используются след.приёмы контроля:

  1. Проверка документов
  2. Прослеживание операций
  3. Пересчёт сумм начисленных %
  4. Аналитические процедуры и другие.
 
 

Проверке  подлежат порядок учёта и использования  полученных целевых средств из бюджета  и внебюджетных источников на финансирование капитальных вложений, покрытие убытков (дотации), на НИР, долевое строительство  жилья и т.д. Такие средства учитываются  на счёте 86 «Целевое финансирование». Аудитор в ходе проверки изучает правильность документального оформления, учёта и налогообложения целевых поступлений.

Важно! Необходимо отличать от средств целевого финансирование спонсорские взносы, финансовую помощь безвозмездно полученное имущество, кот.учитываются на счетах 83 «ДК» и 84 «Нераспр.приб.или непокр.уб.». С сумм безвозмездно полученных денежных средств уплачивается НДС и налог на прибыль, а с рыночной стоимости безвозмездно полученного имущества налог на прибыль.

Типичные  ошибки:

  1. Отсутствие договора займа или составление его с нарушением ГК РФ
  2. Отсутствие договора с банком о пролонгации (продлении)кредита
  3. Ненадлежащее ведение учёта
  4. Неправильный учёт расходов по оплате % по кредитам и займам при включении их в с\с и для целей налогообложения
  5. Нецелевое использование средств кредитов банков и целевого (в том числе бюджетного) финансирования.
 

     При проверке установлено, что на п\п списана в убыток дебиторская задолженность, числящаяся на сч.45 «товары отгруженные» при этом составлена бухгалтерская проводка Дт-99, Кт-45. Одновременно выявлена нереальная кредит.задолженность на сч.60, которая так же списана на результаты хоз.деят.след.проводкой Дт-60, кт-99. Установите правильно ли списана кредит и дебит задолженность, если нет, составить необходимые бух.проводки и произвести запись в отчёте аудитора. 

Дт 45 кт 41

Дт62 кт 90

Дт 90 кт 45

Дт 91 кт 62

Дт 99 кт 91

Исправить проводки методом красное сторно. 

АО «Лего» приобрело товары для реализации стоимость 156 000 руб. В б.у. они оприходованы записью дт сч 10 кт 60. В последующем в бухгалтерии стоимость товаров ошибочно списана на издержки обращения дт 44 кт 10. Проверкой установлено, что эти товары реализованы. Поступившие средства от покупателя отражены дт 51 кт 76. В оценке по продажным ценам 192 000 руб. исправить записи на счетах б.у. составить правильную корреспонденцию счетов на реализацию товаров исчисление налогов и определение финансового результата. Сформулировать запись в отчёте аудитора. 
 
 

Информация о работе Аудит расчётных операций