Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое изучение порядка ведения расчетов с покупателями и заказчиками и проведение аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
- определение сущности и значения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
-изучение особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
-освоение порядка планирования и составления программы аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

I Теоретическая часть
Введение 3
1 Основные понятия и значение аудита расчетов с покупателями и заказчиками 4
2 План и программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками 8
3 Методические приемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками и порядок получения аудиторских доказательств 13
4 Обобщение результатов аудита и их использование в системе управления предприятием 17
Заключение 20
Список использованной литературы
II Расчетная часть

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Оптимальная схема планирования аудита должна включать следующие стадии:

     - предварительное планирование;

     - изучение системы бухгалтерского  учета;

     - оценка системы внутреннего контроля;

     - установление уровня существенности;

     - построение аудиторской выборки;

     - подготовка общего плана и  программы аудита.

     В зависимости от намеченных целей  аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей.

     Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером. Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

     Кроме того, необходима информация об организации  процесса заключения договоров и процесса реализации продукции.

     Основным  источником информации на данном этапе  выступает письменно зафиксированная  учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных  факторов. Аудитору следует осмыслить  и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.

     Изучение  системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации  бухгалтерского учета изучаемых  операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

     На  этапе оценки системы внутреннего  контроля аудитор должен собрать  достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. [5]

     Установление  уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки.

     Таким образом, величина существенного в  планировании может значительно  отличаться от величины существенного  при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации.

     Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков:

     -риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

     Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный  уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

     Составляя программу, аудитор определяет, какие  приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с покупателями и заказчиками можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение. [6]

     Программу аудита расчетов с покупателями заказчиками можно представить, как детальный перечень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств на примере Таблиц № 3.                                                                            

                                                                                                  Таблица 3

  Планируемые проверки Период  проведения Исп-ль Источник  информации
1 Правильность  оформления договоров поставки товаров, соблюдение условий договора сторонами Ежеквартально   Договора  купли-продажи, поставки товара
2 Обоснованность  графика документооборота Ежеквартально   График  документооборота. Учетная политика.
3 Правильность  оформления первичных документов расчетов с поставщиками, покупателями Ежеквартально   Расчетно-платежные  документы, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты о приемке товара, товарные отчеты
4 Правильность  арифметического подсчета в документах Ежеквартально   Те же
5 Правильность  отражения НДС Ежеквартально   Счета-фактуры, Книга покупок, Книга продаж,
6 Правильность  начисления наценок на товар Ежеквартально   Расчет  реализованных наценок.
7 Правильность  хранения и соблюдение сроков хранения первичных документов в архиве Ежеквартально   Первичные документы
8 Правильность  уничтожения первичных документов Ежеквартально   Акты  о выделении документов к уничтожению.
9 Правильность  ведения синтетического и аналитического учета расчетов заказчиками, покупателями Ежеквартально   ОСВ по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
10 Соблюдение  правила проведения инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками Ежеквартально   Учетная политика, Акты инвентаризации
11 Сверка  документов расчетов с заказчиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами Ежеквартально   Акты  сверки
12 Сверка  документов расчетов с заказчиками, покупателями в банке Ежеквартально   Акты  сверки
13 Обоснованность  причин возникновения дебиторской  и кредиторской задолженности Ежеквартально   Договора  поставки
14 Правильность  погашения дебиторской и кредиторской задолженности Ежеквартально   ОСВ по счету 62»Расчеты с покупателями и заказчиками»
15 Правильность  корреспонденции счетов Ежеквартально   Главная книга
 

     При проверке необходимо установить: заключены ли договора купли-продажи продукции; реальность задолженности покупателей и заказчиков, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов и правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62 и соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

     По  выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные  причины возникновения отклонений.

     Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения  в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

       Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

     Таким образом, планирование аудита – очень  важный этап аудиторской проверки. Основными рабочими документами  на данной стадии выступают план и  программа аудита, которые включают детальный перечень рассматриваемых вопросов и аудиторских процедур за период проверки, с указанием исполнителей и сроков проведения. 

     3 Методические приемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками и порядок получения аудиторских доказательств

     Рассмотрим  методику проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками. При  проверке расчетов с покупателями устанавливают, включены ли договора поставки продукции, правильно ли исчисляются суммы (с учетом сроков реализации, качества продукции и других факторов), причитающиеся предприятию за принятую покупателем продукцию, а также проверяют реальность задолженности покупателей, числящейся на счету 62 бухгалтерского учета «Расчеты с покупателями и заказчиками». [7]

     Важным  вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводится инвентаризация расчетов.

     В тех случаях, когда по отдельным  покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, то ее обоснованность устанавливается  по данным первичных документов (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных), отражающих ее возникновение, и актом взаимной сверки расчетов выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчетов покупателя с ревизуемым предприятием, устанавливаются виновные лица.

     По  акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками необходимо исследовать  задолженность, числящуюся на балансе  в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и  не подтвержденную ими, а также выявленную инвентаризационной комиссией в качестве просроченной. По справке к акту инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, составленной бухгалтерией проверяемого предприятия, устанавливают: за что и когда образовалась эта задолженность, а также является ли она реальной.

     При расчетах с покупателями и заказчиками  аудитор должен проверить правильность формирования отпускной цены.

      Далее оценивается система оценки бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Для этого заполняются заранее  разработанные тесты. Тесты позволяют, установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет выполняет поставленные перед ними задачи. Они позволяют аудитору более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета (Таблица 3)

                                                                
 

               Таблица № 3

 

     Самым важным тестом статей балансов для  определения реальности учтенной дебиторской  задолженности является подтверждение сальдо расчетов с покупателями и заказчиками. В тех случаях, когда покупатели и заказчики отказываются от сотрудничества, аудиторы также просматривают сопутствующие документы для контроля отгрузки товаров и свидетельства о последующих денежных поступлениях. Они определяют, действительно ли эти счета были погашены. Обычно аудиторы не проверяют транспортные документы или свидетельства последующих денежных поступлений для счетов из подтвержденной выборки, но эти документы широко используются как альтернативные свидетельства, если нет ответа от заказчика.

     Принадлежность  дебиторской задолженности практически  не вызывает проблем при аудите, так как счета дебиторов, по большей  части, принадлежат покупателям  и заказчикам клиента, но в некоторых  случаях часть дебиторской задолженности может быть «перепродана» или «продана со скидкой». Обычно покупатели и заказчики клиента не осведомлены о существовании операций по перепродажам, следовательно, подтверждение дебиторской задолженности не выявит этого. Обзор протоколов, обсуждения с клиентом, подтверждения банками и просмотр переписки, как правило, достаточны для обнаружения случаев отсутствия владельцев у дебиторской задолженности. [8]

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками