Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое изучение порядка ведения расчетов с покупателями и заказчиками и проведение аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
- определение сущности и значения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
-изучение особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
-освоение порядка планирования и составления программы аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

I Теоретическая часть
Введение 3
1 Основные понятия и значение аудита расчетов с покупателями и заказчиками 4
2 План и программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками 8
3 Методические приемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками и порядок получения аудиторских доказательств 13
4 Обобщение результатов аудита и их использование в системе управления предприятием 17
Заключение 20
Список использованной литературы
II Расчетная часть

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ  И ИНФОРМАТИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине:  Аудит: практический аудит 

      На  тему: « Аудит расчетов с покупателями и заказчиками» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила

Студентка заочного отделения

5 курса специальности 080109

Группа  ЭФ-4

Бирева  С.Н.

Работу  проверила: Шкуренкова А.Б. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 г. 

Содержание

I Теоретическая часть

Введение                                                                                                                           3

     1 Основные понятия и значение аудита расчетов с покупателями и заказчиками                                                                                                                     4

     2 План и программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками            8

     3 Методические приемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками и порядок получения аудиторских доказательств                                                         13

     4 Обобщение результатов аудита и их использование в системе управления предприятием                                                                                                                 17

Заключение                                                                                                                     20

Список  использованной литературы

II Расчетная часть

 

      Введение

     Для любого предприятия учет расчетов с покупателями и заказчиками имеет большое значение, поскольку каждое предприятие, ведущее финансово-экономическую деятельность, в процессе своего существования осуществляет расчеты с покупателями. В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово–хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений. Своевременное принятие мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.[1]

     Актуальность  данной работы заключается в том, что тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия, среди которых основное место занимает прибыль от реализации. Четкая организация этих расчетов оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.

     Целью работы является теоретическое изучение порядка ведения расчетов с покупателями и заказчиками и проведение аудита расчетов с покупателями и заказчиками.

     Задачи  работы обусловлены ее целью и  могут быть сформулированы следующим  образом:

     - определение сущности и значения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

     -изучение особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

     -освоение порядка планирования и составления программы аудита расчетов с покупателями и заказчиками.  

     1 Основные понятия и значение аудита расчетов с покупателями и заказчиками

     В процессе финансово-хозяйственной деятельности в предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами. Отгружая изготовленную продукцию, предприятие, как правило, не получает оплату сразу, то есть происходит кредитование покупателя. Таким образом, в течение периода от момента отгрузки продукции к моменту поступления платежа средства предприятия находятся в виде дебиторской задолженности.

     В настоящее время система нормативного регулирования аудита в России находится  в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно - правовой структуры аудиторской деятельности в Российской Федерации (Таблица № 1) .

                                                                                                              Таблица 1

     

      Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе. Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки. [2]

      Стандарты носят обязательный характер (Таблица 2).

                                                                                                       Таблица 2

Наименование  стандарта
1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
2 Документирование  аудита
3 Планирование  аудита
4 Существенность  в аудите
5 Аудиторские доказательства
6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности
7 Внутренний  контроль качества работы в аудите
8 Оценка аудиторских  рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом
9 Аффилированные  лица
10 События после  отчетной даты
11 Применимость  допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
12 Согласование  условий проведения аудита
13 Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита
14 Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита
15 Понимание деятельности аудируемого лица
16 Аудиторская выборка
 

      Основная  цель аудита - установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

      В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:

      - проверка правильности оформления  первичных документов по реализации  продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

      - подтверждение своевременности  погашения и правильности отражения  на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

      - оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий.

      Источниками информации являются: положение об учетной политике; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; четные регистры по счету 62; главная книга и бухгалтерская отчетность.

      Чтобы наметить направления проверки аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Для этого следует установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, состав применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций.

      При проверке расчетов с покупателями и  заказчиками используются приемы фактического и документального контроля, аналитические  процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным  вопросам данного раздела аудиторской программы.

      В процессе проверки выясняется наличие  и правильность оформления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным первичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 устанавливаются достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

      При аудите расчетов с использованием различных  форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отражения в учете и налогообложении операций с использованием векселей.

      Путем отслеживания и арифметического  контроля устанавливается правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок, взаимозачетов, векселей. Осуществляется проверка правильности аналитического учета по счету 62, который должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности покупателей, в том числе обеспеченной векселями. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, выясняются причины неплатежей.

      Аудитор должен проверить правильность отражения  в учете сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактического получения ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность должна списываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается ли данная задолженность на забалансовом счете 007 в течение 5 лет с момента ее списания. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьшена налогооблагаемая прибыль предприятия. [3]

      Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете  полученных авансов, отражаемых на счете 62 субсчет «Авансы полученные». Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансов полученных.

      В заключение выясняется правильность применяемых  схем корреспонденций счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.

      Типичные  ошибки:

      -отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление;

      -неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и т.д.;

       -некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

      -недостоверность аналитического учета;

      -формальное проведение инвентаризации расчетов.

     Таким образом, при проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо ознакомиться с перечнем субъектов ведения хозяйства, а также физических лиц, которые являются дебиторами предприятия, выучить динамику задолженности и установить соответствие данных, полученных по расчетам, данным бухгалтерского учета. 

     2 План и программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками

     До  начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская  организация должна ознакомиться в  достаточной мере с деятельностью  экономического субъекта. Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии со стандартом аудита «Планирование аудита». [4]

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками