Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование аудита расчетов с дебиторами и кредиторами.
В соответствии с целью курсовой работы, решались следующие задачи:
1. Раскрыть сущность аудита и систему нормативного регулирования аудиторской деятельности.
2. Показать основные этапы проверки расчетов с дебиторами и кредиторами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ АУДИТА
1.2 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АУДИТА
1.3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
2.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО "МЕГА"
2.2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
2.3 ПРОВЕРКА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Работа содержит 1 файл

Аудит 20,03,2010.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

 

     Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, и среди них одно из ведущих мест должно принадлежать институту аудиторства. В России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ, которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. После принятия Указа Правительством РФ был утвержден ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, определены порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обязательному аудиту.

     Принятие  Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (№119-ФЗ от 7 августа 2001 г) подтверждает окончательное становление системы российского аудита и открывает перспективы его дальнейшего развития.

     Актуальность темы курсовой работы. Главная цель аудита - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитом.

     Цель  курсовой работы - исследование аудита расчетов с дебиторами и кредиторами.

     В соответствии с целью курсовой работы, решались следующие задачи:

     1. Раскрыть сущность аудита и систему нормативного регулирования аудиторской деятельности.

     2. Показать основные этапы проверки расчетов с дебиторами и кредиторами.

     Нормативной базой курсовой работы являлись - Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ, Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. № 128 - ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" и т.д.

     Теоретическими  основами для написания курсовой работы послужили работы Ю.Ю. Кочинева, В.И. Подольского и других.

 

1. Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности

1.1 Возникновение аудита

 

     Аудит на рубеже веков имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово "аудит" в разных переводах означает "он слышит" или "слушающий".

     Возникновение аудита напрямую было связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимался управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывал деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений.

     Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением процедур учета и увеличением объема проверяемой информации необходимым условием стала и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

     Исторической  родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. вышла серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

     В России звание аудитора было введено  Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Однако, все три попытки организации института аудита в России (в 1889, 1912 и 1928 гг.) оказались неудачными.

     Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличилась рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начали вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах компаний, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов в средствах массовой информации. Аудит стал мощным оружием против мошенничества.

     До  конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке бухгалтерской документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

     Третий  этап развития аудита - его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. Такой аудит получил название риско-ориентированного.

     В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.

     Во  всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и  практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Представители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности. Таким образом, аудиторская деятельность сопряжена с большой финансовой ответственностью, что обуславливает достаточную жесткость при получении статуса аудитора.

1.2 Сущность и содержание аудита

 

     Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета (American Accounting Association - AAA - Commitee on Basic Auditing Concepts; создан в 1971 г) дал такое определение аудита: "Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям".

     Аудиторская деятельность (аудит) - это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг:

     постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета;

     составлению декларации о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

     анализа финансово-хозяйственной деятельности;

     оценке  активов и пассивов экономического субъекта;

     консультированию  в вопросах финансового, налогового и иного законодательства;

     обучению  и др.

     Потребность в услугах аудиторских фирм возникла в связи со следующими обстоятельствами:

     возможностью  предоставления необъективной информации со стороны администрации в случаях  конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

     зависимостью  последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;

     необходимостью  наличия специальных знаний для  проверки информации;

     частичным отсутствием у пользователей  информации доступа к источникам необходимой информации для оценки ее качества.

     Все эти предпосылки привели к  возникновению общественной потребности  в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на оказание такого рода услуг. Это связано с тем, что наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования всех заинтересованных участников рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.

     Проведение  аудиторской проверки даже в тех  случаях, когда она не является обязательной, несомненно имеет важное значение. Собственники, и прежде всего коллективные собственники: акционеры, пайщики, а также кредиторы - лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

     Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы государственным органам, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности по конкретным предприятиям.

     Следовательно, основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия действующим нормативным актам совершенных ими финансовых и хозяйственных операций.

     Основная  цель аудиторской деятельности может  дополняться обусловленными договором  с клиентом задачами анализа правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов, а также консультированием по широкому кругу финансовых и правовых вопросов. Кроме того, аудиторские услуги могут включать в себя ведение или оказание помощи в ведении бухгалтерского учета, оказание помощи в налоговом планировании, консультирование по вопросам менеджмента, маркетинга, технологическое и экологическое консультирование, разработку учредительных документов, предоставление информации о будущих партнерах, информационное обслуживание клиентов и другие услуги.

1.3 Правовое регулирование аудиторской деятельности

 

     В России система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится  в стадии становления. Происходит процесс определенных прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций в системе регулирования наиболее целесообразной представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

     Эта система включает в себя 4 основных уровня, расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью разработанности.

     Первый (верхний) включает закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 года. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для Российской Федерации это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.

Информация о работе Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами