Аудит расчетов с бюджетом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе поставлена цель - изучить аудит расчетов с бюджетом. Для этого будут решены следующие задачи:
- рассмотреть суть и значение аудита расчетов с бюджетом;
-изучить порядок планирования аудита расчетов с бюджетом, составить программу аудита.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 41.22 Кб (Скачать)

         Введение.

     В настоящее время предприятия  и организации находятся под  огромным налоговым давлением. Предприятия  платят обязательные общегосударственные  и местные налоги и сборы, определенные органами местного самоуправления. Общегосударственные  налоги устанавливаются государством и являются обязательными.

     Органы  местного самоуправления устанавливают  и определяют порядок уплаты местных  налогов и сборов в соответствии с перечнем и в пределах установленных  предельных размеров ставок. Они имеют  право внедрять льготные налоговые  ставки, полностью отменять отдельные  местные налоги и сборы или  освобождать от их уплаты определенные категории плательщиков и предоставлять  отсрочки в уплате местных налогов  и сборов.

     В связи с огромным налоговым давлением  на предприятия, последние пытаются оптимизировать налоги как законными, так и незаконными методами.

     Фискальная  политика государства направлена лишь на пополнение государственной казны  без учета интересов налогоплательщиков. Поэтому предприятия скрывают правдивую  информацию относительно базы налогообложения, пытаются снизить путем обмана налоговое  давление, а нестабильность налогового законодательства, частые нововведения в расчеты с бюджетом приводят к ошибкам в начислении и уплате налогов. В этой связи растет риск не выявления и аудиторский риск в целом.

     Аудиторский риск - это опасение, что аудитор  может выразить мнение о финансовой отчетности предприятия, которая отличающаяся от реального состояния дел. То есть, это риск ошибочного вывода после  завершения всех аудиторских процедур, которое приводит к неэффективности  аудиторской проверки и потери или  ухудшения репутации аудиторской фирмы в результате низкого качества проведения аудита.

     Следовательно, большое количество налогов и  сборов, несовершенство налогового законодательства, большое налоговое давление на предприятия необходимость разного отображения одной и той же операции в бухгалтерском и налоговом учете, который зависит от расхождений в законодательстве и тому подобное, увеличивают собственный риск предприятия. А с учетом больших штрафов, которые налагаются на предприятия при нарушении налогового законодательства, и пени, которая стягивается за просрочку платежей, аудиторский риск еще больше увеличивается.

     Поэтому аудит расчетов с бюджетом является одним из наиболее трудоемких, сложных и ответственных в аудиторской практике.

     В данной курсовой работе поставлена цель - изучить аудит расчетов с бюджетом. Для этого будут решены следующие  задачи:

     - рассмотреть суть и значение  аудита расчетов с бюджетом;

     -изучить  порядок планирования аудита  расчетов с бюджетом, составить программу аудита.

     В процессе написания курсовой работы мною были использованы различные литературные и информационные источники, такие  как: учебники,  законодательные  и нормативные акты.

     Субъектом анализа выступает ИП Есина Н.Н. г.Курган, детальная характеристика деятельности которого дана во втором разделе данной курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика аудита расчетов с бюджетом.

1.1.Сушность и  значение аудита расчетов с  бюджетом.

Расчеты с бюджетом являются частью финансовых операций организации по выполнению обязательств перед государством. Это обусловливает  необходимость достоверного определения  налоговых баз и сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет при соблюдении действующего налогового законодательства Российской Федерации. За несвоевременные  и неправильные исчисление и уплату налогов руководство организации  несет административную и уголовную  ответственность. Это позволяет  говорить о налоговом аудите как  о весьма важной и необходимой  аудиторской услуге, позволяющей  осуществлять своевременный контроль за соответствием совершаемых операций нормам налогового законодательства. [ Попов М.В. Налоговый аудит в структуре аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. – 2009. - № 11]

        Проверка взаимоотношений с бюджетом  является для аудитора объектом  особого внимания, так как его  заключение, подтверждающее правильность  расчетов и реальность задолженности,  может быть принято налоговой  инспекцией, а может быть и не принято - поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета.

     Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Для этих целей в бухгалтерском  учете используется счет 68 "Расчеты  по налогам и сборам". Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам  с работниками этой организации.

     Основные  нормативные документы, регулирующие учет расчетов с бюджетом:

     1. Федеральный закон от 21.11.96 г. №  129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

     2. Налоговый кодекс Российской  Федерации. 

     3. Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации. Утверждено  приказом Минфина РФ от 29.07.98 г.  № 34н, с последующими изменениями  и дополнениями.

     4. План счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности  организации и Инструкция по  его применению. Утверждены приказом  Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

     5. Положение по бухгалтерскому  учету «Учет расчетов по налогу  на прибыль» - ПБУ18/02. Утверждено  приказом Минфина РФ от 19.11.02 г.  №114н.

     Общие правила налогообложения по всем налогам, а также санкций за их неправильное применение или неприменение установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

     Аудит расчетов с бюджетом по сути - это  экспертиза налоговых обязательств экономического субъекта. Методически  налоговый аудит схож с проверкой  налоговых органов. Однако цели налогового аудита и налогового контроля, осуществляемого  налоговыми органами, различаются. Так, целью проведения налоговой проверки налоговыми органами является повышение  налоговой дисциплины и грамотности  налогоплательщиков, выявление и  пресечение налоговых правонарушений, а цель проведения налогового аудита - снизить вероятность привлечения  к ответственности организации. Аудитором могут быть даны обоснованные рекомендации в случае выявления  нарушения налогового законодательства и искажений бухгалтерской и  налоговой отчетности у экономического субъекта, но он не вправе заставить  своего заказчика принимать те или  иные решения. Решение о том, следовать  ли рекомендациям аудитора, остается за руководителем проверяемого хозяйствующего субъекта.

     После проведения налогового аудита хозяйствующий  субъект может воспользоваться, в частности:

  • предложениями по улучшению существующей системы налогообложения;
  • оптимальными механизмами начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта, рекомендациями о правильном использовании налоговых льгот;
  • предложениями по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов, по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;
  • возможностью использовать результаты аудита для получения разъяснений налоговых органов по актам проверок, проведенных ими в отношении проверяемого экономического субъекта.

     Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:

  • указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта при обнаружении нарушений норм налогового законодательства; практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;
  • разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;
  • рекомендации по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования;
  • расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели.

1.2 Цель, задачи и источники информации аудита расчетов с бюджетом.

     Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о  соответствии этих расчетов по всем налогам  и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые  регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням  бюджета.

Однако в рамках налогового аудита могут быть поставлены и гораздо более узкие цели, например подтверждение аудитором  правомерности и правильности отражения  в налоговом и бухгалтерском  учете налоговых вычетов по НДС, правильности формирования налоговой  базы по конкретному налогу и т.д. [ Лабынцев Н.Т., Кислая И.А. Специфика налогового аудита: цели, задачи, исходная информация // Аудиторские ведомости. – 2008. - №4]

        Аудит расчетов с бюджетом  включает аудит учетной политики  в целях налогообложения и  аудит методики постановки налогового  учета. Кроме того, в рамках  налогового аудита осуществляется  проверка:

  • правильности определения объекта налогообложения;
  • правомерности освобождения от налога отдельных операций, видов имущества; применения льгот по налогу;
  • правильности формирования налоговой базы, применения налоговых ставок, определения момента формирования налоговой базы;
  • правомерности отражения налоговых вычетов по налогам;
  • правильности исчисления налога;
  • своевременности уплаты налога;
  • правильности заполнения и своевременности представления налоговой декларации.

     В качестве источников информации при  проведении аудита расчетов с бюджетом используются:

  • приказ по учетной политике для целей налогообложения и для целей финансового учета;
  • данные о характере и масштабе деятельности аудируемого лица;
  • сведения о юридической и организационной структуре аудируемого лица;
  • выдержки или копии учредительных документов, лицензий, соглашений и протоколов;
  • информация об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
  • результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности и остатков по счетам бухгалтерского учета;
  • значения наиболее важных экономических показателей и тенденции их изменения;
  • первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, используемые при расчете налогов и сборов;
  • налоговые декларации;
  • данные бухгалтерской отчетности.

     Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов  и платежей) – в ведомости № 7 или на карточках (при журнально-ордерной форме учета).

     Аудитору  также следует проверить отражение  расчетов с бюджетом по налогам в  отчетных формах: балансе (форма № 1), отчете о финансовых результатах (форма  № 2). Так, в балансе (форма № 1) дебиторская  задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность – по стр. 626 (задолженность  перед бюджетом). В отчете о финансовых результатах (форма № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен налог на прибыль.

     Аудитор прежде всего должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность:

  • исчисления налогооблагаемой базы;
  • применения ставок налогов и платежей;
  • расчетов сумм налогов;
  • применения льгот при расчете и уплате налогов;
  • полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;
  • составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей;
  • составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;
  • ведения аналитического и синтетического учета по счету 68.

Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом