Аудит расчетов с бюджетом по налогам и внебюджетным платежам

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:44, реферат

Описание работы

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами - подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Содержание

Цель аудита и источники информации
Проверка исчисления и уплаты налога на прибыль
Проверка исчисления и уплаты ЕСН и страхового взноса в Пенсионный фонд РФ
Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по НДС
5. Документальное оформление результатов проверки

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.26 Кб (Скачать)

- невключение в  налоговую базу выплат по гражданско-правовым  договорам, предметом которых  является оказание услуг.

Сумма ЕСН должна исчисляться  отдельно в федеральный бюджет ( 20% от налоговой базы), ФСС ( -2,9% ), ФОМС ( -1,1), территориальный ФОМС ( -2,0% ). Если налоговая база на каждого отдельного работника, исчисленная нарастающим  итогом с начала года, превышает 280тыс.руб., то ЕСН должен исчисляться по регрессивной шкале ставок, установленной ст. 241 НК РФ.

Сумма ЕСН, исчисленная  к уплате в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на сумму начисленных  организацией за тот же период страховых  взносов в ПФ РФ (налоговый вычет). При этом базой для начисления страховых взносов в ПФ РФ является налоговая база по ЕСН, установленная  ст.237 НК РФ, Сумма примененного в  отчетном (налоговом) периоде налогового вычета не может превышать сумму  фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.

Аудитору необходимо обратить внимание на своевременность  уплаты, правильность заполнения и  своевременность представления  деклараций.

ЕСН и страховые  взносы в ПФ РФ подлежат уплате в  федеральный бюджет и соответствующие  фонды в виде ежемесячных авансовых  платежей. Уплата ЕСН и страховых  взносов должна быть произведена  не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, по итогам которого были исчислены  причитающиеся к уплате суммы  ЕСН и страховых взносов.

Организация должна представлять в налоговый орган:

- расчет по авансовым  платежам по ЕСН (в срок до 20-го числа месяца, следующего  за отчетным периодом - кварталом,  полугодием, 9 месяцами);

- расчет по авансовым  платежам по страховым взносам  в ПФ РФ (в такие же сроки);

- налоговую декларацию  по ЕСН (в срок до 30 марта  года, следующего за истекшим  налоговым периодом - годом);

- декларацию по  страховым взносам в ПФ РФ (в  такой же срок).

Необходимо так  же обратить внимание на наличие (отсутствие) инвентаризации (сверки) расчетов и  фондами по ЕСН и страховым  взносам.

Инвентаризация расчетов с бюджетом и соответствующими фондами  по ЕСН и страховым взносам  должна производиться в установленных  Законом РФ «О бухгалтерском учете» случаях, в том числе перед  составлением годовой бухгалтерской  отчетности.

4. Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по НДС

Цель аудита расчетов организации с бюджетом по НДС  состоит в выражении мнения аудитора о достоверности статей финансовой (бухгалтерской) отчетности, характеризующих  состояние расчетов по НДС, о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета расчетных операций законодательству Российской Федерации. При этом аудитор  должен установить, соблюдаются ли аудируемым лицом нормативные акты, определяющие порядок формирования элементов налогообложения. По заданию  хозяйствующего субъекта в качестве сопутствующей аудиту услуги аудиторами может осуществляться анализ вариантов  налогообложения.

Согласно ст. 17 НК РФ к основным элементам налогообложения  относятся: объект налогообложения; налоговая  база; налоговая ставка; налоговый  период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Выделение задач аудита расчетов хозяйствующих субъектов  по НДС по элементам налогообложения  не позволяет охватить все подлежащие аудиту ситуации, связанные с исчислением  и уплатой НДС, а также освобождением  от налогообложения. Более универсальным  представляется подход к определению  содержания аудита расчетов с бюджетом по НДС на основе классификаторов  технико-экономической и социальной информации, прежде всего организаций  и видов экономической деятельности, продукции.

Перечень организаций, деятельность которых согласно действующему законодательству связана с формированием  объекта обложения НДС либо предполагает освобождение от НДС, включает:

- ассоциации, союзы,  объединения, общественные, религиозные  организации и иные некоммерческие  организации;

- банки и иные  кредитные организации;

- ветеринарные организации;

- государственные  органы и организации;

- дорожное хозяйство;

- жилищно-коммунальное  и обслуживающие хозяйства;

- игорный бизнес;

- издательства, средства  массовой информации;

- иностранные лица, международные организации, организации  с иностранными инвестициями;

- культурно-просветительные  организации;

- медицинские организации;

- научно-исследовательские,  опытно-конструкторские и технологические  организации;

- образовательные  учреждения;

- организации связи;

- организации природопользования;

- производственные  организации;

- сельскохозяйственные  и охотохозяйственные организации;

- организации социального  обеспечения;

- страховые организации;

- строительные организации;

- субъекты малого  предпринимательства;

- торговые, заготовительные,  снабженческие, сбытовые, оптовые  организации;

- транспортные организации;

- энергоснабжение;

- прочие организации.

В процессе аудита расчетов с бюджетом по НДС экономических  субъектов, признаваемых плательщиками  этого налога, аудитору следует:

- проанализировать  учетную политику аудируемой  организации в целях обложения  НДС;

- проверить правильность  формирования элементов НДС по  видам расчетов между хозяйствующими  субъектами, договорам гражданско-правового  характера, видам деятельности  и хозяйственных операций;

- установить правильность  отражения расчетов по НДС  на счетах и в регистрах  бухгалтерского учета; сформулировать  выводы о правильности исчисления  и уплаты НДС в целом за  налоговый период, достоверности  налоговой отчетности и статей  бухгалтерской отчетности по  НДС.

При анализе учетной  политики организации в целях  обложения НДС аудитором устанавливается  наличие в ней положений в  части ведения раздельного учета  по видам деятельности и операций; выбора налогового периода согласно ст. 163 НК РФ; признания момента определения  налоговой базы. Раздельному учету  подлежат объекты, облагаемые НДС, в  том числе по различным ставкам, освобождаемые от данного налога, облагаемые заменяемыми НДС видами налогов; товары, перемещаемые через  таможенную территорию Российской Федерации; операции, осуществляемые на территории Российской Федерации и вне ее, а также за счет целевого бюджетного финансирования.

Состав включаемых в программу аудита процедур по существу, направленных на получение аудиторских  доказательств достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, как известно, определяется особенностями  проверяемых операций, предпосылками  подготовки (критериями достоверности) бухгалтерской отчетности, планируемыми уровнями существенности и аудиторского риска, методами аудиторской деятельности, доступной аудитору информацией. Для  аудита расчетов с бюджетом по НДС  используются главным образом приемы проверки соблюдения нормативных актов  при формировании элементов налогообложения, приемы прослеживания и подтверждения, а также синтаксического (формального) контроля заполнения документов, связанных  с исчислением и уплатой НДС.

Рассмотрим подробнее  процедуры аудита НДС при использовании  различных форм расчетов и некоторых  договорных отношений между хозяйствующими субъектами, а также порядок проверки исчисления и уплаты НДС, отражения  расчетов по НДС в учете и отчетности.

В таблице систематизированы  основные процедуры аудита формирования элементов НДС по таким способам расчетов, как оплата в счет предстоящих  поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, расчеты с использованием ценных бумаг, при натуральных формах оплата труда, новации долга, отступном.

Процедуры аудита формирования элементов НДС

по способам расчетов

 
Планируемые 
процедуры
Источники аудиторских  доказательств  
  Нормативные  
документы
Документы  
хозяйствующего субъекта
 
Оплата, частичная  оплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) передачи имущественных прав      
П 101-1. Нормативная  проверка момента определения налоговой  базы НДС и момента ее определения  с учетом полученных экспортерами платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) Пункт 9 ст. 167 НК РФ Контракт, выписка  банка, документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров, работ, услуг  
П 101-2. Обоснование  освобождения от НДС платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести  месяцев Пункт 13 ст. 167 НК РФ Контракт, выписка  банка, документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров, работ, услуг  
П 101-3. Нормативная  проверка налоговой базы НДС с  учетом платежей в счет предстоящих  поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) на территории Российской Федерации Пункт 1 ст. 154 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ Выписка банка, расчетные  документы  
П 101-4. Нормативная  проверка вычетов НДС при платежах в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Российской Федерации Пункты 5, 8 ст. 171, п. п. 4, 6 ст. 172 НК РФ Счета-фактуры от продавцов при приобретении товаров (работ, услуг),  
документы, подтверждающие фактическую уплату налога
 
П 101-5. Нормативная  проверка заполнения и регистрации  счетов-фактур по перечисленным и  полученным предварительным платежам и при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет предварительных  платежей Пункты 9, 13, 18, 20 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства  Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, в ред. от 11.05.2006 N 283 (далее - Правила) Счета-фактуры, расчетные  документы, книга покупок и книга  продаж  
Расчеты с  использованием ценных бумаг      
П 102-1. Нормативная  проверка налоговых вычетов покупателя при оплате товаров (работ, услуг) путем  передачи векселя (собственного или  полученного в обмен на собственный) Пункт 2 ст. 172 НК РФ Бухгалтерская справка, счета-фактуры, расчетные документы  
       
П 102-3. Нормативная  проверка налоговой базы при получении  процента (дисконта) по облигациям и  векселям в счет оплаты за реализованные  товары (работы, услуги) в части, превышающей  ставку рефинансирования Банка России в периодах, за которые производится расчет процента Подпункт 3 ст. 162 НК РФ Бухгалтерская справка, счета-фактуры  
П 102-4. Нормативная  проверка регистрации счетов-фактур получателем процентов по векселю  в книге продаж Пункт 19 Правил Счета-фактуры, книга  продаж  
П 102-5. Нормативная  проверка регистрации документов строгой  отчетности в книге продаж Пункт 21 Правил Документы строгой  отчетности, книга продаж  
Натуральная оплата труда      
П 103-1. Нормативная  проверка налоговой базы НДС при  натуральной оплате труда Пункт 2 ст. 154, пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ Расчетная ведомость  по оплате труда, журнал-ордер по субсчету 90-1 "Выручка"  
Новация долга, отступное      
П 104-1. Нормативная  проверка налоговой базы НДС при  новации долга, отступном Пункт 1 ст. 146 НК РФ Договор новации долга, соглашение об отступном  
       

При выполнении процедуры  П 101-1 - нормативной проверке налоговой  базы НДС с учетом платежей экспортерами оплаты в счет предстоящих поставок, работ, услуг следует иметь в  виду, что моментом определения налоговой  базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет  документов в обоснование применения налоговой ставки 0%. Если соответствующий  пакет документов не собран на 181 календарный  день, то моментом определения налоговой  базы признается день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг.

Для обоснования освобождения от НДС платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой  ставке 0%, длительность производственного  цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (процедура  П 101-2), требуются контракт (копия  контракта), выписка банка (ее копия), свидетельствующая о поступлении  на счет организации-экспортера платежей от иностранного лица в счет предстоящих  поставок на экспорт товаров; документ, подтверждающий длительность производственного  цикла изготовления реализуемых  на экспорт товаров.

Если длительность производственного цикла изготовления товаров (выполнения работ, оказания услуг) не превышает шести месяцев, то налоговая  база определяется исходя из суммы  полученной оплаты с учетом НДС (процедура  П 101-3).

При выполнении нормативной  проверки вычетов НДС при предварительных  платежах (процедура П 101-4) следует  принимать во внимание, что вычетам  подлежат суммы налога, исчисленные  продавцами и уплаченные ими в  бюджет с сумм платежей в счет будущих  поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае расторжения  соответствующего договора и возврата соответствующих сумм платежей. При  этом вычеты сумм НДС производятся в полном объеме после корректировки  учетных данных в связи с возвратом  товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

Программой аудита НДС при частичных оплатах  следует предусмотреть проверку правильности оформления и регистрации  счетов-фактур по перечисленным и  полученным денежным средствам, а также  при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг в счет предварительных  платежей (процедура П 101-5). Аналогичная  процедура требуется в случае частичной оплаты. Процедура П 101-6 позволяет установить соответствие нормативным актам регистрации  счетов-фактур в книгах покупок и  продаж.

Сравнение показателей  учета доходов, затрат и расчетов с бюджетом по НДС в регистрах  налогового и бухгалтерского учета  по счетам 20 и другим счетам затрат, а также по счетам 19, 60, 62, 68, 76 дает возможность установить соответствие доходов, сумм налоговых вычетов  и НДС к уплате в бюджет.

Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом по налогам и внебюджетным платежам