Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:44, реферат
Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами - подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.
Цель аудита и источники информации
Проверка исчисления и уплаты налога на прибыль
Проверка исчисления и уплаты ЕСН и страхового взноса в Пенсионный фонд РФ
Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по НДС
5. Документальное оформление результатов проверки
- невключение в
налоговую базу выплат по
Сумма ЕСН должна исчисляться отдельно в федеральный бюджет ( 20% от налоговой базы), ФСС ( -2,9% ), ФОМС ( -1,1), территориальный ФОМС ( -2,0% ). Если налоговая база на каждого отдельного работника, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превышает 280тыс.руб., то ЕСН должен исчисляться по регрессивной шкале ставок, установленной ст. 241 НК РФ.
Сумма ЕСН, исчисленная к уплате в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на сумму начисленных организацией за тот же период страховых взносов в ПФ РФ (налоговый вычет). При этом базой для начисления страховых взносов в ПФ РФ является налоговая база по ЕСН, установленная ст.237 НК РФ, Сумма примененного в отчетном (налоговом) периоде налогового вычета не может превышать сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.
Аудитору необходимо обратить внимание на своевременность уплаты, правильность заполнения и своевременность представления деклараций.
ЕСН и страховые взносы в ПФ РФ подлежат уплате в федеральный бюджет и соответствующие фонды в виде ежемесячных авансовых платежей. Уплата ЕСН и страховых взносов должна быть произведена не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, по итогам которого были исчислены причитающиеся к уплате суммы ЕСН и страховых взносов.
Организация должна представлять в налоговый орган:
- расчет по авансовым платежам по ЕСН (в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - кварталом, полугодием, 9 месяцами);
- расчет по авансовым платежам по страховым взносам в ПФ РФ (в такие же сроки);
- налоговую декларацию по ЕСН (в срок до 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом - годом);
- декларацию по страховым взносам в ПФ РФ (в такой же срок).
Необходимо так же обратить внимание на наличие (отсутствие) инвентаризации (сверки) расчетов и фондами по ЕСН и страховым взносам.
Инвентаризация расчетов с бюджетом и соответствующими фондами по ЕСН и страховым взносам должна производиться в установленных Законом РФ «О бухгалтерском учете» случаях, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
4. Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по НДС
Цель аудита расчетов организации с бюджетом по НДС состоит в выражении мнения аудитора о достоверности статей финансовой (бухгалтерской) отчетности, характеризующих состояние расчетов по НДС, о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета расчетных операций законодательству Российской Федерации. При этом аудитор должен установить, соблюдаются ли аудируемым лицом нормативные акты, определяющие порядок формирования элементов налогообложения. По заданию хозяйствующего субъекта в качестве сопутствующей аудиту услуги аудиторами может осуществляться анализ вариантов налогообложения.
Согласно ст. 17 НК РФ
к основным элементам налогообложения
относятся: объект налогообложения; налоговая
база; налоговая ставка; налоговый
период; порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения признаются
следующие операции: реализации товаров
(работ, услуг) на территории Российской
Федерации, в том числе реализация
предметов залога и передача товаров
(результатов выполненных
Выделение задач аудита
расчетов хозяйствующих субъектов
по НДС по элементам налогообложения
не позволяет охватить все подлежащие
аудиту ситуации, связанные с исчислением
и уплатой НДС, а также освобождением
от налогообложения. Более универсальным
представляется подход к определению
содержания аудита расчетов с бюджетом
по НДС на основе классификаторов
технико-экономической и
Перечень организаций, деятельность которых согласно действующему законодательству связана с формированием объекта обложения НДС либо предполагает освобождение от НДС, включает:
- ассоциации, союзы,
объединения, общественные, религиозные
организации и иные
- банки и иные кредитные организации;
- ветеринарные организации;
- государственные органы и организации;
- дорожное хозяйство;
- жилищно-коммунальное и обслуживающие хозяйства;
- игорный бизнес;
- издательства, средства массовой информации;
- иностранные лица,
международные организации,
- культурно-просветительные организации;
- медицинские организации;
- научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
- образовательные учреждения;
- организации связи;
- организации
- производственные организации;
- сельскохозяйственные
и охотохозяйственные
- организации социального обеспечения;
- страховые организации;
- строительные организации;
- субъекты малого предпринимательства;
- торговые, заготовительные, снабженческие, сбытовые, оптовые организации;
- транспортные организации;
- энергоснабжение;
- прочие организации.
В процессе аудита расчетов с бюджетом по НДС экономических субъектов, признаваемых плательщиками этого налога, аудитору следует:
- проанализировать учетную политику аудируемой организации в целях обложения НДС;
- проверить правильность
формирования элементов НДС по
видам расчетов между
- установить правильность
отражения расчетов по НДС
на счетах и в регистрах
бухгалтерского учета;
При анализе учетной
политики организации в целях
обложения НДС аудитором
Состав включаемых
в программу аудита процедур по существу,
направленных на получение аудиторских
доказательств достоверности
Рассмотрим подробнее процедуры аудита НДС при использовании различных форм расчетов и некоторых договорных отношений между хозяйствующими субъектами, а также порядок проверки исчисления и уплаты НДС, отражения расчетов по НДС в учете и отчетности.
В таблице систематизированы основные процедуры аудита формирования элементов НДС по таким способам расчетов, как оплата в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, расчеты с использованием ценных бумаг, при натуральных формах оплата труда, новации долга, отступном.
Процедуры аудита формирования элементов НДС
по способам расчетов
Планируемые процедуры |
Источники аудиторских доказательств | ||
Нормативные документы |
Документы хозяйствующего субъекта |
||
Оплата, частичная оплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) передачи имущественных прав | |||
П 101-1. Нормативная проверка момента определения налоговой базы НДС и момента ее определения с учетом полученных экспортерами платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) | Пункт 9 ст. 167 НК РФ | Контракт, выписка
банка, документ, подтверждающий длительность
производственного цикла |
|
П 101-2. Обоснование
освобождения от НДС платежей, полученных
в счет предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания услуг), облагаемых
по налоговой ставке 0%, длительность
производственного цикла |
Пункт 13 ст. 167 НК РФ | Контракт, выписка
банка, документ, подтверждающий длительность
производственного цикла |
|
П 101-3. Нормативная проверка налоговой базы НДС с учетом платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) на территории Российской Федерации | Пункт 1 ст. 154 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ | Выписка банка, расчетные документы | |
П 101-4. Нормативная проверка вычетов НДС при платежах в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Российской Федерации | Пункты 5, 8 ст. 171, п. п. 4, 6 ст. 172 НК РФ | Счета-фактуры от
продавцов при приобретении товаров
(работ, услуг), документы, подтверждающие фактическую уплату налога |
|
П 101-5. Нормативная проверка заполнения и регистрации счетов-фактур по перечисленным и полученным предварительным платежам и при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет предварительных платежей | Пункты 9, 13, 18, 20 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, в ред. от 11.05.2006 N 283 (далее - Правила) | Счета-фактуры, расчетные документы, книга покупок и книга продаж | |
Расчеты с использованием ценных бумаг | |||
П 102-1. Нормативная проверка налоговых вычетов покупателя при оплате товаров (работ, услуг) путем передачи векселя (собственного или полученного в обмен на собственный) | Пункт 2 ст. 172 НК РФ | Бухгалтерская справка, счета-фактуры, расчетные документы | |
П 102-3. Нормативная проверка налоговой базы при получении процента (дисконта) по облигациям и векселям в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) в части, превышающей ставку рефинансирования Банка России в периодах, за которые производится расчет процента | Подпункт 3 ст. 162 НК РФ | Бухгалтерская справка, счета-фактуры | |
П 102-4. Нормативная проверка регистрации счетов-фактур получателем процентов по векселю в книге продаж | Пункт 19 Правил | Счета-фактуры, книга продаж | |
П 102-5. Нормативная проверка регистрации документов строгой отчетности в книге продаж | Пункт 21 Правил | Документы строгой отчетности, книга продаж | |
Натуральная оплата труда | |||
П 103-1. Нормативная проверка налоговой базы НДС при натуральной оплате труда | Пункт 2 ст. 154, пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ | Расчетная ведомость по оплате труда, журнал-ордер по субсчету 90-1 "Выручка" | |
Новация долга, отступное | |||
П 104-1. Нормативная проверка налоговой базы НДС при новации долга, отступном | Пункт 1 ст. 146 НК РФ | Договор новации долга, соглашение об отступном | |
При выполнении процедуры П 101-1 - нормативной проверке налоговой базы НДС с учетом платежей экспортерами оплаты в счет предстоящих поставок, работ, услуг следует иметь в виду, что моментом определения налоговой базы является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов в обоснование применения налоговой ставки 0%. Если соответствующий пакет документов не собран на 181 календарный день, то моментом определения налоговой базы признается день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг.
Для обоснования освобождения
от НДС платежей, полученных в счет
предстоящих поставок товаров, выполнения
работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой
ставке 0%, длительность производственного
цикла изготовления которых составляет
свыше шести месяцев (процедура
П 101-2), требуются контракт (копия
контракта), выписка банка (ее копия),
свидетельствующая о
Если длительность
производственного цикла
При выполнении нормативной
проверки вычетов НДС при
Программой аудита НДС при частичных оплатах следует предусмотреть проверку правильности оформления и регистрации счетов-фактур по перечисленным и полученным денежным средствам, а также при отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг в счет предварительных платежей (процедура П 101-5). Аналогичная процедура требуется в случае частичной оплаты. Процедура П 101-6 позволяет установить соответствие нормативным актам регистрации счетов-фактур в книгах покупок и продаж.
Сравнение показателей учета доходов, затрат и расчетов с бюджетом по НДС в регистрах налогового и бухгалтерского учета по счетам 20 и другим счетам затрат, а также по счетам 19, 60, 62, 68, 76 дает возможность установить соответствие доходов, сумм налоговых вычетов и НДС к уплате в бюджет.
Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом по налогам и внебюджетным платежам