Аудит расчетов с бюджетом по налогам и внебюджетным платежам

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:44, реферат

Описание работы

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами - подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Содержание

Цель аудита и источники информации
Проверка исчисления и уплаты налога на прибыль
Проверка исчисления и уплаты ЕСН и страхового взноса в Пенсионный фонд РФ
Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по НДС
5. Документальное оформление результатов проверки

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.26 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АУДИТ»

Тема:

Аудит расчетов с бюджетом по налогам и внебюджетным платежам

ПЛАН

Цель аудита и источники  информации

Проверка исчисления и уплаты налога на прибыль

Проверка исчисления и уплаты ЕСН и страхового взноса в Пенсионный фонд РФ

Аудиторская проверка расчетов с бюджетом по НДС

5. Документальное  оформление результатов проверки

1. Цель аудита и источники информации

Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными  фондами - подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности  перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей.

Объектами аудита являются расчеты с бюджетом по следующим  налогам: налог на прибыль, НДС, налог  на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными  бумагами, транспортный налог, налог  на недра, налог на добычу полезных ископаемых, налог на землю, единый налог на вмененный доход, единый социальный налог, налог на рекламу  и др. Кроме налогов в ходе аудита налогообложения получает подтверждение  достоверность расчетов по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды (ПФР и ФСС РФ).

Задолженность по налогам  является обязательством юридических  лиц перед бюджетом и обычно имеет  определенную дату уплаты.

Часто меняющееся налоговое  законодательство и противоречия некоторых  положений нормативных актов  обусловливают возможность случайных  ошибок в расчетах по налогам. При  проведении детальной проверки задолженности  по налогам могут выявиться следующие  ошибки:

- неправильное использование  принципов бухгалтерского учета,  законодательных актов и инструкций  при расчете налогов;

- применение неверной  ставки налога;

- неправильное определение  налогооблагаемой базы;

- неточный учет  пеней и штрафов.

Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются:

- расчетные ведомости  по начислению заработной платы,  журналы учета полученных и  выставленных счетов-фактур, книга  покупок, книга продаж, учетные  регистры по счетам 19, 68, 69, 70, 76, 90, 91, 99 и др. Главная книга, «Бухгалтерский  баланс», «Отчет о прибылях  и убытках», декларации по налогам  и платежам. Положение об Учетной  политике предприятия.

По каждому уплачиваемому  предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу необходимо проверить:

- правильность определения  налогооблагаемой базы;

- правомерность применения  налоговых ставок

- правомерность применения  льгот при расчете и уплате  налогов

- правильность начисления, полноту и своевременность перечисления  налоговых платежей, правильность  составления налоговой отчетности.

На начальном этапе  целесообразно выяснить, по каким  налогам и платежам предприятие  ведет расчеты с бюджетом и  внебюджетными фондами. Следует  также ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых  проверок. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в  предыдущем периоде и наметить объекты  для углубленного контроля.

В процессе подтверждения  правильности исчисления отдельных  налогов, необходимо выполнить расчет налогооблагаемой базы и сравнить полученные показатели с данными предприятия. Правильность применения на предприятии  ставок по различным налогам и  сборам устанавливается путем сравнения  фактических ставок с их значениями, регламентированными нормативными документами для соответствующих  условий. Результаты произведенных  расчетов сравниваются с фактическими льготами и выявляются отклонения.

Выясняя правильность исчисления, полноту и своевременность  перечисления налоговых платежей, аудиторы должны изучить записи в учетных  регистрах по счетам 68 «Расчеты по налогам  и сборам» и 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению». Аналитический  учет организуется по каждому налогу, сбору и платежу на соответствующих  субсчетах указанных счетов. Особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов  на соответствующие источники их уплаты: за счет выручки, себестоимости, валовой прибыли или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия  после налогообложения, заработной платы предприятия. При этом могут  использоваться такие приемы контроля, как прослеживание, проверка платежных  документов, налоговых расчетов, сверка данных различных регистров учета  и др.

Оценивая правильность составления налоговой отчетности, аудиторы проверяют наличие в  ней всех установленных форм, полноту  их заполнения, производят пересчет отдельных  показателей, осуществляют взаимную сверку показателей, отраженных в регистрах  бухгалтерского учета и в формах отчетности. Кроме того, необходимо установить соответствие данных аналитического учета по счетам 68 ««Расчеты по налогам  и сборам» и 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению» данным синтетического учета в Главной  книге и показателям отчетности.

2. Проверка исчисления и уплаты налога на прибыль

Аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль, как  правило, включает:

- анализ ежеквартальных  авансовых платежей на основе  расчета налога за квартал;

- проверку расчета  налога на прибыль за отчетный  период;

- анализ задолженности  по налогу на прибыль на  основе результатов деятельности  за отчетный период.

Предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые  взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли  за отчетный период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов  налога на прибыль должна производиться  не позднее 28-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной  суммы указанного налога.

В то же время предприятия  могут (а некоторые и должны ) уплачивать ежемесячные авансовые платежи  в бюджет.

Есть два способа  уплаты ежемесячных авансовых платежей. Первый - исходя из суммы налога за 1 квартал, второй - из фактической прибыли  за месяц. При первом варианте фирма  должна не позднее 28-го числа каждого  месяца перечислять авансы в размере 1/3 суммы налога, уплаченной за предшествующий квартал. По истечении трех месяцев  бухгалтеру нужно сравнить фактически внесенную в бюджет сумму с  налогом, рассчитанным исходя из полученной за квартал прибыли. Если этот налог  будет больше перечисленных авансов, то недостающую сумму необходимо доплатить до 28-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом. Если меньше - подайте в налоговую инспекцию  заявление с просьбой вернуть  деньги или зачесть переплату  в счет предстоящих платежей.

Второй способ позволяет  рассчитывать сумму авансовых платежей исходя из фактической прибыли, полученной за прошедший месяц. Срок уплаты при  этом будет - до 28 числа текущего месяца.

Предприятие может  само выбрать способ уплаты авансов. Только использовать его необходимо в течении всего года. Для того, чтобы применять порядок, связанный  с расчетом платежей исходя из фактической  прибыли, необходимо уведомить налоговую  инспекцию не позднее 31 декабря текущего года.

В ходе проверки аудитор  должен осуществить следующие процедуры:

- сопоставление остатка  по счету учета налога на  прибыль с данными Главной  книги;

- подготовку расчета  по остаткам задолженности по  налогу на прибыль и выверку  остатков;

- анализ расчета  налога на прибыль, сделанного  клиентом, и всех значительных  расхождений между фактической  и расчетной суммами налога  на прибыль;

- обсуждение с клиентом  факторов, повлиявших на расчет  налога. Причина различий между  расчетной и фактической суммой  налога должна быть объяснена  и отражена в документах;

- пересчет и проверку  правильности подсчетов;

- сверку авансов  по налогу на прибыль по  предварительной и окончательной  сумме налога.

Анализ квартальных  авансовых платежей, подготовленных на расчетах за отчетный период, должен основываться на выверке квартальных  платежей по выпискам банка, документации по предварительным расчетам налога и анализе своевременности авансовых  платежей во избежание последующих  штрафов и пеней.

Проверка фактической  задолженности по налогу на прибыль  на основе результатов операций будет  включать:

- сверку прибыли  до уплаты налогов по счету  прибылей и убытков;

- сверку задолженности  по налогу на прибыль с данными  окончательной налоговой декларации;

- пересчет и проверку  правильности задолженности по  налогу на прибыль за год  с указанием правильности применения  ставки налога и использования  льгот, соответствия сроков уплаты  налогов.

При осуществлении  контроля за полнотой исчисления налога на прибыль аудиторам необходимо проверить правильность применения цен по сделкам. В соответствии с  Налоговым кодексом РФ (ч.1, ст. 40), для  целей налогообложения принимается  цена товаров (работ, услуг) указанная  сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта  цена соответствует уровню рыночных цен.

В случае, когда цены товаров (работ, услуг), применяемые  сторонами сделки, отклоняются в  сторону повышения или в сторону  понижения более, чем на 20% от рыночной цены идентичных товаров (работ, услуг), необходимо рекомендовать руководству предприятия доначислить налог на прибыль и пени, рассчитанные таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги). Такое доначисление производить не нужно, если предприятие мотивировано обоснует, что цены реализации соответствуют уровню рыночных цен.

Результаты проверки правильности определения прибыли (убытка) от продаж в значительной степени  зависят от качества проведения контрольных  процедур на предыдущих этапах контроля себестоимости произведенной и  реализованной продукции. Аудиторы осуществляют арифметический контроль формирования показателя прибыли (убытка) от продаж по данным учетных регистров  по счету 90 «Продажи». Используя метод  прослеживания, они обобщают результаты ранее выполненных расчетов влияния  выявленных отклонений на следующие  показатели «Отчета о прибылях и  убытках» (ф.№2); «Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг», «Валовая прибыль», «Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг», «Валовая прибыль», «Коммерческие расходы», «Управленческие расходы» и «Прибыль (убыток) от продаж».

3. Проверка исчисления и уплаты ЕСН и страхового взноса в Пенсионный фонд РФ

Налоговая база по ЕСН  включает вознаграждения, начисленные  организацией в пользу физических лиц  по:

- трудовым договорам;

- гражданско-правовым  договорам, предметом которых  является выполнение работ, оказание  услуг (подряд, оказание услуг,  перевозка, экспедирование, агентирование,  комиссия, поручение, хранение и  пр.), кроме ЕСН в части, подлежащей  уплате в ФСС РФ;

- авторским договорам,  если указанные вознаграждения  в налоговом учете отнесены  к расходам, уменьшающим налогооблагаемую  прибыль.

При этом следует иметь  в виду, что расходы, не уменьшающие  налогооблагаемую прибыль, должны соответствовать  ст. 270 НК РФ.

В налогооблагаемую базу должны быть включены вознаграждения, начисленные физическому лицу по перечисленным выше основаниям, независимо от формы их выплаты (денежная, натуральная, зачет) и независимо от того, выплачено  ли вознаграждение непосредственно  физическому лицу или третьему лицу в его интересах.

Не считаются вознаграждениями и не подлежат включению в налогооблагаемую базу выплаты, перечисленные в ст. 238 НК РФ (государственные пособия, установленные  законодательством РФ компенсации  и пр.).

Освобождены от уплаты ЕСН организации, перечисленные  в ст. 239 НК РФ (организации с сумм выплат, не превышающих 100 тыс. руб. в  течение налогового периода на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом 1, II или III группы, общественные организации  инвалидов, среди членов которых  инвалиды и их законные представители  составляют не менее 80%, организации, уставной капитал которых полностью состоит  из вкладов общественных организаций  инвалидов и в которых среднесписочная  численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы  инвалидов в фонде оплаты труда  составляет не менее 25%).

Налоговая база должна определяться нарастающим итогом в  течение налогового периода по каждому  физическому лицу, которому организация  производила начисление вознаграждений.

Аудитору необходимо обратить внимание на характерные ошибки при определении налоговой базы:

- невключение в  налоговую базу денежных выплат  работникам, предусмотренных трудовым  договором (например, премий к  юбилейным датам);

- невключение в  налоговую базу расходов, произведенных  в пользу работника, предусмотренных  трудовым договором (например, оплата  служебного питания работников  предприятий общепита - кафе, ресторанов);

Информация о работе Аудит расчетов с бюджетом по налогам и внебюджетным платежам