Аудит расчетов по подоходному налогу с физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:11, реферат

Описание работы

Ведущая роль в налоговой системе налогообложения личных доходов граждан объясняется и тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения и другими налогами.
Целью работы является изучение теоретических и практических вопросов аудита расчетов по подоходному налогу с физических лиц.

Содержание

Введение
1 Обзор законодательства, регламентирующего аудит расчетов по подоходному налогу с физических лиц
2. Основные понятия НДФЛ
3 Организация аудита расчетов по НДФЛ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Аудит реферат.docx

— 44.46 Кб (Скачать)
  • 1) налоговыми резидентами РФ - от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации;
  • 2) не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации - от источников в Российской Федерации.

Полный перечень доходов  от источников в Российской Федерации  и вне ее приведен в статье 208 НК РФ.

Налоговая база

При определении налоговой  базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной формах, или  право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (статья 212 НК РФ).

Если из дохода налогоплательщика  по его распоряжению, по решению  суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания  не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены  различные налоговые ставки.

Налоговая база в зависимости  от типа доходов и налоговых ставок, применяемых к таким доходам, определяется по следующим правилам:

по ставке 13% - налоговая  база определяется как денежное выражение  доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых  вычетов (статьи 218 - 221 НК РФ).

Если сумма налоговых  вычетов в налоговом периоде  окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый  период, то применительно к этому  налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий  налоговый период разница между  суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению, не переносится.

по иным ставкам - налоговая  база определяется как денежное выражение  доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.

Доходы (расходы, принимаемые  к вычету) налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются  в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления  расходов).

Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный год.

Доходы, освобождаемые  от налогообложения

В соответствии со статьей 217 НК РФ от обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) освобождаются следующие виды доходов:

  • государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;
  • все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат;
  • вознаграждения донорам;
  • алименты, получаемые налогоплательщиками;
  • гранты, получаемые налогоплательщиками для поддержки науки и образования, культуры и искусства РФ
  • иностранные или российские премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства;
  • суммы единовременной материальной помощи;
  • стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов;
  • доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи продуктов и товаров, выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации;
  • доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения (за некоторыми исключениями);
  • доходы, полученные от акционерных обществ или других организаций;
  • призы в денежной и/или натуральной формах, полученные спортсменами;
  • суммы платы за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях;
  • вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов;
  • доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН);
  • доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации;
  • доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов;
  • средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей;
  • доходы в денежной или натуральной форме в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.

Полный список видов доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, приведен в статье 217 НК РФ.

 

Налоговые ставки

Доходы физических лиц  могут облагаться НДФЛ по перечисленным  ниже ставкам:

  • 35 процентов - в отношении следующих доходов:
    • стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров 4000, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса;
    • процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 настоящего Кодекса;
    • суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса.
  • 30 процентов - в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
  • 9 процентов - в отношении доходов:
    • от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
    • в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
  • 13 процентов - в остальных случаях.

Порядок исчисления налога на доходы физических лиц

Сумма налога при определении  налоговой базы исчисляется как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Полученная сумма округляется до полных рублей, при этом сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога по соответствующим  видам доходов, и исчисляется  по итогам налогового периода применительно  ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится  к соответствующему налоговому периоду.

Порядок и сроки  уплаты НДФЛ

Обязанность исчисления, удержания  и уплаты налога на доходы физических лиц лежит на налоговых агентах  или на предпринимателях, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ), либо занимающихся частной  практикой (статьи 226, 227 НК РФ).

Налоговые агенты - российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения  иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.

Налоговая декларация

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в  статьях 227 и 228 НК РФ, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым  периодом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Организация аудита расчетов по подоходному налогу с физических лиц

До начала проведения аудита расчетов по подоходному налогу с  физических лиц аудиторская организация  должна ознакомиться в достаточной  мере с деятельностью экономического субъекта.

В общем плане должны быть отражены основная цель и направления  проверки, способ проведения аудита, установленный  уровень существенности, параметры  аудиторского риска, определены численность  и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и  соподчиненность; указаны сроки  проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета. [23,с.275]

Программа аудита является более детальным развитием плана  аудита для полного сбора информации, достаточной для составления  обоснованного и объективного заключения о проверяемых субъектах в  соответствии с договором. Программа  аудита составляется в виде производственного  задания и утверждается руководителем  аудиторской фирмы. В программе  детально описываются все процедуры, необходимые для реализации плана  аудиторской проверки расчетов по налогу на доходы с физических лиц, а также  цели и задачи по каждому участку  проверки. В программе определяются также предельные сроки обработки  и предоставления материалов для  составления заключения. В программе  строго определяется численность необходимого для аудита персонала, объем, последовательность

и содержание работы каждого  аудитора и ассистента, график их работы.

Программа служит одновременно в качестве базового документа для  контроля выполнения заданий отдельными аудиторами и ассистентами в аудиторской  группе.

Аудиторские программы могут  быть в виде:

- программы тестов контроля, которые содержат процедуры для  сбора информации о функционировании  системы внутрихозяйственного контроля  организации;

-программы проверки оборотов  и остатков на счетах, которые  содержат процедуры для сбора  информации непосредственно об  оборотах и остатках на счетах.

Программа аудита расчетов по подоходному налогу с физических лиц реализуется на следующих  этапах аудиторской проверки:

1) этап проведения предварительной  проверки, связанной с ознакомлением  с Финансово-хозяйственной деятельностью,  состоянием системы учета и  внутрихозяйственного контроля  организации;

этап проведения независимой  проверки хозяйственных операций;

3) этап проверки достоверности  данных статей бухгалтерского  отчета.

Аудиторская организация  самостоятельно определяет требования к формам составления и оформления аудиторских планов и программ.

В ходе проведения проверки аудитор должен получить достаточные  доказательства для составления  объективного и обоснованного аудиторского заключения о проверяемых документах по подоходному налогу.

Аудиторские доказательства - это информация, собранная аудитором  в ходе проверки, и выводы, которые  служат для обоснования выражения  им своего мнения о достоверности  бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства нужны не только, аудиторам, проводящим проверки, но и, прежде всего, основным пользователям информации - администрации  организации. [25 ,с.120]

Для представителей администрации  состав информации определяется в зависимости  от выполняемых ими функций и  занимаемых должностей.

Аудитор на основе своего профессионального  суждения обязан самостоятельно принять  решение о количестве информации, необходимой для создания заключения о достоверности произведенной  организацией расчетов по подоходному  налогу с физических лиц.

Доказательства, полученные самой аудиторской организацией, обычно являются более достоверными, чем доказательства, представленные экономическими субъектами.

Доказательства в форме  документов и письменных показаний  обычно являются более достоверными, чем устные показания.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах. Данные полученных доказательств используются при составлении аудиторского заключения и отчета руководству проверяемого экономического субъекта по результатам аудита.

Источниками получения аудиторских  доказательств являются:

- расчетно-платежные ведомости  по начислению заработной платы;

- регистры бухгалтерского  учета экономического субъекта (оборотно- сальдовая ведомость по сч.68, 70). - главная книга;

- бухгалтерский баланс (форма  № 1);

- справки l - НДФЛ, 2 - НДФЛ;

- налоговые декларации (форма  3 - НДФЛ)

-результаты анализа финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта;

- устные высказывания  сотрудников экономического субъекта  и третьих лиц;

- результаты, полученные  при сверке документов;[28,с.160;256]

Виды аудиторских доказательств, источники и методы их получения  более подробно определены в российском стандарте аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства».

Получение аудиторских доказательств  необходимо не только для установления степени достоверности расчетов по НДФЛ, но и для разработки различных  рекомендаций проверяемой организации, а поэтому для их получения  в процессе аудирования могут быть использованы различные методологические аспекты, методические приемы и процедуры.

Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности достигается путем проведения документальных проверок. Поэтому аудиторы с целью  установления сущности, законности, целесообразности и оценки достоверности совершаемых  хозяйственных операций могут использовать различные методические приемы проверки документов и регистров бухгалтерского учета.

Среди них следует выделить: проверку документов (формальная проверка и проверка по существу), арифметическую или счетную проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ.

Расчеты по НДФЛ подвергаются арифметической проверке: данные справок  и расчетов бухгалтерии, составление  которых связано с исправлением ошибок, расчетами по распределению  фонда оплаты труда.

В зависимости от плана  проверки, оценки системы внутреннего  контроля и аудиторского риска она  может быть выборочной или сплошной.

При проведении встречной  проверки расчетов по НДФЛ в вскрываются  случаи неверно начисленной заработной платы или начисление заработной платы вымышленным лицам, которые  скрываются путем исправления данных в отдельных документах, составления  новых, подложных документов и замены ими настоящих, подлинных документов, неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных  операций или не отражения их в  бухгалтерском учете.

Необходимо в указанных  случаях применять сопоставление  плановых и учетных, учетных и  нормативных, внутренних, а внешних, разовых и накопительных, первичных  и сводных документов, что обеспечивает наиболее глубокое изучения расчетов по НДФЛ.[18,с.78]

При проверке расчетов по подоходному  налогу с физических лиц может  использоваться письменный запрос, который  представляет собой получение необходимых  сведений по проверяемому вопросу от соответствующих организаций и  отдельных лиц в письменном виде путем запроса.

Информация о работе Аудит расчетов по подоходному налогу с физических лиц