Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:01, доклад

Описание работы

Аудит основных средств –важная часть проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. При проверке производственных отчетов надежность и достоверность аудита операций с основными средствами определяется достоверностью оценки имущественного состояния.

Целью аудитаявляется установление соответствия применяемой на предприятии методики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя «Учетная политика», нормативным и законодательным актам, действующим на территории РФ и регулирующим учет поступления, наличия и движения основных средств.

Работа содержит 1 файл

бровкина.docx

— 28.40 Кб (Скачать)

    В частности, начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта.

    Не  включаются в фактические затраты  на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные  и иные аналогичные расходы, кроме  случаев, когда они непосредственно  связаны с приобретением, сооружением  или изготовлением основных средств:

    • по объектам, внесенным учредителями в счет их вкладов в уставный капитал  по договоренности сторон;

    • по объектам, полученным от других предприятий  и лиц безвозмездно, а также  в качестве субсидий правительственного органа экспертным путем или по данным документов приемки-передачи.

    Основные  средства, бывшие в эксплуатации и  приобретенные за плату, принимаются  на учет по покупной стоимости с  добавлением расходов на доставку и  установку, а также сумм износа по этим объектам, указанным в документах на куплю-продажу.

    Если  основные средства приобретены с  рассрочкой платежа или в кредит, то в первоначальную стоимость включается и сумма процентов, уплачиваемых поставщику или банку. В первоначальную стоимость основных средств, приобретенных  по импорту, входят уплачиваемые предприятием таможенные сборы за оформление груза.

    В случаях, предусмотренных законодательством, в первоначальную стоимость объектов основных средств включают налог на добавленную стоимость.

    Первоначальная  стоимость выявляется в момент ввода  объекта в эксплуатацию и остается неизменной в течение всего срока  нахождения основных средств на предприятии, за исключением случаев достройки  и дооборудования объектов в порядке  долгосрочных инвестиций, реконструкции  и частичной ликвидации объектов, а также переоценки объекта основных средств в установленном порядке.

    С течением времени первоначальная стоимость  основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения периодически по решению правительственных органов производится переоценка основных средств и определяется их восстановительная стоимость.

    Восстановительная стоимостьопределяется при оценке основных средств и характеризует стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях места и времени.

    В соответствии с ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или  прямого пересчета по документально  подтвержденным рыночным ценам.

    Результаты  проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете  обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской  отчетности предыдущего отчетного  года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

    При аудите оценки основных средств аудитору необходимо особое внимание обратить на наличие на предприятии:

    • комиссии по приемке объектов основных средств и оформлению соответствующих  результатов;

    • договоров на поступление объектов основных средств с указанием  стоимости объекта;

    • протоколов договорной цены как неотъемлемой части соответствующих договоров, позволяющих передавать право собственности  на объект основных средств.

    Кроме того, аудитор должен установить:

    • соответствие первоначальной стоимости  объектов основных средств в актах  приемки-передачи основных средств стоимости, указанной в соответствующих договорах;

    • правильность и целесообразность произведенной  переоценки основных средств;

    • правильность отражения первоначальной стоимости после достройки и  дооборудования объектов, модернизации и реконструкции или частичной  ликвидации объектов;

    • правильность проведения переоценки основных средств и отражения в учете  ее результатов, а также правильность определения балансовой стоимости  применительно к рыночным ценам  на момент проведения переоценки.

4.4. АУДИТ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ  ПО ДВИЖЕНИЮ ОБЪЕКТОВ  ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

    Учет  движения основных средств  на предприятиидолжен оформляться документами унифицированных форм.

    В ходе аудиторской проверки особое внимание обращается на источники поступления объектов основных средств.В зависимости от источника поступления в бухгалтерском учете предприятия должен быть набор первичных бухгалтерских документов, подтверждающих законность поступления основных средств. Так, например, при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень, где указана первоначальная стоимость, износ и цена соглашения, по которым их относят в счет взноса в уставный капитал. Одновременно на эти объекты основных средств передается вся техническая документация.

    При приобретении основных средств у  физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения. При приобретении объектов основных средств в комплекте (например, набор офисной мебели или вычислительная техника) в инвентарной карточке учета основных средств обязательно дается расшифровка предметов, входящих в комплект.

    При приобретении объектов основных средств  за иностранную валюту аудитор должен пересчитать первоначальную стоимость  объекта по соответствующему курсу  в рублях на момент перехода права  собственности.

    Особое  внимание при аудите поступления  объектов основных средств аудитор  уделяет объектам, принятым в эксплуатацию на условиях текущей и долгосрочной аренды.

    При выбытии объектов основных средств  особое внимание аудитор уделяет  формам выбытия, так как в зависимости  от этого приемы и методы аудиторской  проверки строго дифференцируются.

    Например, при продаже объектов основных средств  устанавливается рыночная стоимость, которая, как правило, не должна быть ниже балансовой стоимости.

    При безвозмездной передаче объекты  основных средств подлежат обложению  НДС, за исключением случаев, предусмотренных  ст. 39 и 149 НК РФ. При этом плательщиком НДС является передающая сторона.

    Для определения непригодности объектов основных средств или невозможности  и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая  комиссия. Аудитор проверяет наличие  такого приказа, состав комиссии и порядок  списания пришедших в негодность основных средств и их соответствие требованиям утвержденных нормативных  документов.

    Если  в ходе аудиторской проверки выяснилось, что на предприятии произошло  списание объектов основных средств в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, цехов и других объектов, то бухгалтерия должна предоставить аудитору перечень списанного оборудования, указанного в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятия.

    Особое  внимание аудитор должен уделить  правильности списания и оприходования в бухгалтерском учете на счете 10 «Материалы» деталей, узлов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования, годных для ремонта других машин, а также других материалов, полученных от ликвидации объектов основных средств.

4.5. АУДИТ УЧЕТА АРЕНДОВАННЫХ  ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

    В ходе аудиторской проверки арендованного имуществааудитор обращает внимание на форму и вид аренды. Известно, что в зависимости от условий предоставления различают текущую и долгосрочную аренду.

    Аудитор тщательно проверяет наличие  договоров аренды и правильность оформления условий договоров в  зависимости от формы и вида аренды. Особое внимание при этом уделяется  порядку расчетов и структуре  арендных платежей, а также распределению  обязанностей сторон по поддержанию  имущества в состоянии, соответствующем  условиям договора.

    В арендный период права и обязанности  собственника, как правило, остаются у арендодателя, к арендатору переходит  лишь право владения имуществом. При  текущей арендеимущество подлежит возврату арендодателю.

    Аудитор проверяет, ведется ли учет арендованных основных средств при текущей аренде на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по стоимости, обозначенной в договоре аренды.

    Долгосрочно арендуемые основные средства –это инвентарные объекты, по которым в соответствии с условиями договора аренды предусмотрен переход объектов в собственность арендатора (выкуп) по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договорной цены.

    В ходе аудита арендованных основных средств проверяется наличие договоров аренды и приемо-сдаточных актов.

4.6. АУДИТ НАЧИСЛЕНИЯ  АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ  СРЕДСТВ

 

    Амортизация по основным средствам  для целей бухгалтерского учетаначисляется по нормам, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 или Постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1.

    Значительную  сложность в аудите начисления амортизации  внесло разрешение, которое позволило  предприятию выбрать один из четырех  методов амортизации, предложенных в ПБУ 6/01, и положение о выборе метода амортизации, разрешенного для  целей налогообложения в главе 25 Налогового кодекса (амортизация  линейная; ускоренная с коэффициентом 2; при использовании в агрессивной  среде или полученная по лизингу  с коэффициентом 3). Аудитор должен оценить целесообразность, законность применения выбранного метода начисления амортизации и правильность его применения.

    Аудитору  необходимо проверить правильность применения норм амортизации к конкретным объектам основных средств.

    Амортизация, начисленная по установленным нормам, включается в издержки производства (себестоимость) предприятия. Если предприятие  сдает отдельные объекты основных средств в текущую аренду, то в  зависимости от признания доходов  от аренды основным или операционным доходом начисленная по сданным  в аренду основным средствам амортизация  должна включаться либо в себестоимость, либо в состав операционных расходов (дебет счета 91, кредит счета 02).

    Аудитор проверяет правильность начисления износа основных средств в течение нормативного срока службы (эксплуатации) объектов основных средств или срока, за который балансовая стоимость основных средств полностью включается в издержки производства (себестоимость), после чего начисления прекращаются.

    Аудитор проверяет правильность и целесообразность применения аудируемым предприятием ускоренного метода начисления износа активной части основных средств. Начисление износа по основным средствам, вновь введенным в эксплуатацию, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем их введения в эксплуатацию, а по выбывшим – прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

    По  полностью амортизированным основным средствам начисление износа прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем, в котором  стоимость этих средств была полностью  перенесена на стоимость продукции (работ, услуг).

    Во  время проведения реконструкции, технического перевооружения основных средств с полной остановкой, при переводе основных средств в установленном порядке на консервацию износ не начисляется. На время реконструкции и технического перевооружения продлевается нормативный срок службы основных средств.

    Износ по объектам основных средств, не оконченным строительством (не оформленным актами приемки), но фактически эксплуатируемым, начисляется в общем порядке. Основанием для начисления износа является справка о стоимости этих объектов (их частей) по данным учета капвложений (на счете 08). При оформлении актами о вводе в действие этих объектов и зачислении их в состав основных средств ранее начисленную сумму  уточняют.

4.7. АУДИТ УЧЕТА ЗАТРАТ  НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ  СРЕДСТВ

Информация о работе Аудит основных средств