Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:01, доклад

Описание работы

Аудит основных средств –важная часть проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. При проверке производственных отчетов надежность и достоверность аудита операций с основными средствами определяется достоверностью оценки имущественного состояния.

Целью аудитаявляется установление соответствия применяемой на предприятии методики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя «Учетная политика», нормативным и законодательным актам, действующим на территории РФ и регулирующим учет поступления, наличия и движения основных средств.

Работа содержит 1 файл

бровкина.docx

— 28.40 Кб (Скачать)

Глава 4

АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

4.1. ЦЕЛИ АУДИТА

 

    Аудит основных средств  –важная часть проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. При проверке производственных отчетов надежность и достоверность аудита операций с основными средствами определяется достоверностью оценки имущественного состояния.

    Целью аудитаявляется установление соответствия применяемой на предприятии методики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя «Учетная политика», нормативным и законодательным актам, действующим на территории РФ и регулирующим учет поступления, наличия и движения основных средств.

    Программа аудиторской проверки может включать в себя следующие этапы:

    • проверку правильности постановки на учет;

    • оценку наличия основных средств  и эффективности их сохранности;

    • оценку состояния аналитического и  синтетического учета собственных  и арендованных основных средств в бухгалтерии и по материально ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств;

    • проверку соблюдения налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и арендой основных средств  у юридических и физических лиц;

    • проверку правильности начисления амортизации;

    • проверку результатов переоценки инвентарных  объектов основных средств;

    • проверку действующего порядка учета  затрат на текущий и капитальный  ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах ремонтных работ;

    • проверку учета капитальных вложений;

    • проверку обоснованности произведенных  затрат на ремонт основных средств  и правильности отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

    • оценку эффективности использования  основных средств в случаях, если это предусмотрено условием договора возмездного оказания аудиторских услуг.

    В ходе аудита сохранности, учета и  использования основных средств  независимый аудитор проверяет:

    • наличие эффективного контроля за наличием и сохранностью основных средств;

    • правильность отнесения предметов  к инвентарным объектам основных средств, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия  в производственном процессе;

    • правильность оценки основных средств  в учете;

    • правильность оформления и отражения  в учете операций по поступлению  и выбытию основных средств;

    • правильность начисления и отражения  в учете амортизации и ремонта  основных средств;

    • правильность и эффективность использования  основных средств;

    • правильность отражения данных о  наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

    С учетом поставленных задач аудитор  проверяет:

    • меры по обеспечению сохранности  основных средств на хозяйствующем  субъекте; наличие приказа руководителя предприятия о материально ответственных  лицах, отвечающих за сохранность инвентарных  объектов основных средств; наличие  письменных договоров о полной индивидуальной материальной ответственности в  соответствии с требованиями Положения  о материальной ответственности  рабочих и служащих за ущерб, причиненный  предприятию, утвержденного Верховным  Советом СССР 13 июля 1976 г. (применяется  в части, не противоречащей Трудовому  кодексу РФ);

    • соответствие должностей материально  ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых  работниками, с которыми предприятием могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;

    • условия, созданные материально  ответственным лицам, для обеспечения  сохранности материальных ценностей. Наличие специальных помещений  для хранения, например несгораемых  шкафов, сейфов и т.п.;

    • наличие пожарно-охранной сигнализации в соответствующих помещениях;

    • организацию и порядок вывоза материальных ценностей с территории предприятия;

    • наличие приказа руководителя о  постоянно действующей комиссии для проведения проверки сохранности  материальных ценностей;

    • наличие актов инвентаризации и  выборочных проверок сохранности основных средств. В случае выявления фактов хищений, безответственности и халатности в ходе проводимых инвентаризаций и  выборочных проверок – наличие мер  воздействия к виновным.

    Внутрихозяйственный риск при аудите операций с основными  средствами зависит, во-первых, от стадии жизненного цикла аудируемой организации. Если обновление основных средств происходит активно, то необходимо прежде всего проверить своевременность их постановки на учет, начала начисления амортизации, полноту оценки. Если основные средства не обновляются, основное внимание уделяется аудиту операций по их ремонту и своевременному списанию, контроля за полнотой начисления амортизации. Внутрихозяйственный риск существенно повышается в том случае, если проводилась переоценка основных фондов, менялась их классификация или принималась большая масса основных средств в форме взноса в уставный капитал, безвозмездно и т.п.

    В соответствии с Законом об аудиторской  деятельности в РФ аудитор имеет  право проводить выборочную или  сплошную проверку фактического наличия  материальных ценностей. В ходе такой  проверки, как правило, устанавливается  также наличие инвентарных номеров  на инвентарные объекты основных средств.

4.2. АУДИТ ПРАВИЛЬНОСТИ  ПОСТАНОВКИ НА  УЧЕТ ОСНОВНЫХ  СРЕДСТВ

 

    Для проведения независимой аудиторской проверкиблока учета инвентарных объектов основных средств аудитору необходима инвентаризационная опись объектов на дату проведения аудита.В инвентаризационную опись должны быть включены объекты основных средств, находящиеся в головном предприятии и в распоряжении всех обособленных структурных подразделений, филиалов, представительств. Инвентаризационная опись объектов основных средствдолжна включать наименование объекта, дату приобретения, краткую характеристику объекта, балансовую стоимость, норму амортизации, срок службы, сумму начисленной амортизации.

    По  принадлежностиобъекты основных средств подразделяются на собственные и арендованные.

    По  характеруучастия в производственном процессе различают действующие и бездействующие (находящиеся в запасе или на консервации) основные средства.

    По  назначениюразличают производственные и непроизводственные основные средства. В составе производственных основных средств выделяют их активную часть – машины, оборудование, транспортные средства. К непроизводственным относятся основные средства, предназначенные для социально-бытового обслуживания членов трудового коллектива.

    В ходе аудиторской проверки состава, структуры и стоимости основных средств аудитору необходима информация о переоценке объектов основных средств, а также сведения об арендованных и собственных объектах.

    Аудитор проверяет первичные бухгалтерские  документы, отражающие поступление  основных средств: коммерческие (хозяйственные) договоры, акты приемки, накладные, счета-фактуры, технические паспорта, уточняющие записи характеристик инвентарных объектов в индивидуальных карточках по учету основных средств – и определяет правильность отнесения приобретенного имущества к основным средствам. Аудитор должен проверить единовременное выполнение следующих условий использования основных средств:

    • использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

    • использование в течение длительного  времени, т.е. срока полезного использования  продолжительностью свыше 12 месяцев  или в течение обычного операционного  цикла, если он превышает 12 месяцев;

    • организацией не предполагается последующая  перепродажа данных активов;

    • указанные основные средства способны приносить организации экономические  выгоды (доход) в будущем.

    Аудитор проверяет правильность разделения основных средств по следующим направлениям:

    • по классификации, так как неправильное разделение основных средств может  привести к неправильному начислению амортизации и как конечный результат  – к неправильному отражению  затрат в себестоимости продукции (работ, услуг);

    • по принадлежности, так как неправильное разделение основных средств может  привести к неправильным расчетам арендной платы или начислению амортизации;

    • по характеру участия в производстве, так как неправильное разделение основных средств может привести к неправильному начислению амортизации (на основные средства, находящиеся  на консервации, амортизация не начисляется);

    • по назначению, так как неправильное разделение основных средств может  привести к неправильному начислению амортизации (на активную часть производственных основных средств может начисляться  ускоренная амортизация). Кроме того, неправильные классификация основных средств и разделение их по назначению и классам могут привести к  неправильному отражению в учете  результатов переоценки.

    Проверка  этого аспекта имеет особое значение в настоящее время, поскольку  с введением в действие главы 25 Налогового кодекса предприятия  провели переклассификацию основных средств для начисления амортизации и должны вести особый учет износа и амортизационных отчислений по объектам, полученным безвозмездно или за счет бюджетного финансирования, поскольку эти объекты не учитываются при определении издержек производства. Все это повышает значимость проверки правильности постановки на учет основных средств с указанием всех отмеченных выше реквизитов.

    Особое  внимание аудитору необходимо обратить на правильность отнесения предметов  к основным средствам.

4.3. АУДИТ ОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ  СРЕДСТВ В БУХГАЛТЕРСКОМ  УЧЕТЕ

 

    Проверка  правильности оценки инвентарных объектов основных средствзанимает в аудиторской проверке особое место, так как от правильной оценки основных средств в конечном итоге зависит:

    • достоверность отражения финансовых результатов;

    • правильность расчетов с бюджетом по налогу на имущество (стоимость основных средств является одним из источников начисления налога на имущество);

    • достоверность составления бухгалтерской  отчетности по основным средствам.

    На  основании первичных бухгалтерских  документов по приходу инвентарных  объектов основных средств аудитору необходимо проверить правильность оценки основных средств.

    Первоначальная  стоимость по объектам, изготовленным на самом предприятии, а также приобретенным за плату у других предприятий и лиц, определяется исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, к которым относятся:

    • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), за исключением налога на добавленную  стоимость и иных возмещаемых  налогов (кроме случаев, предусмотренных  законодательством РФ);

    • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление  работ по договору строительного  подряда и иным договорам;

    • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультативные услуги, связанные  с приобретением основных средств;

    • регистрационные сборы, государственные  пошлины и другие аналогичные  платежи, произведенные в связи  с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

    • таможенные пошлины;

    • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта  основных средств;

    • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

    • иные затраты, непосредственно связанные  с приобретением, сооружением и  изготовлением объекта основных средств.

Информация о работе Аудит основных средств