Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 07:47, реферат

Описание работы

Особенно важно проведение аудиторской проверки основных средств на промышленных предприятиях, где на долю основных средств приходится значительная часть всего имущества предприятия. Такие предприятия имеют огромные производственные площади, множество техники, оборудования, различных сооружений. Одним из таких предприятий является ОАО “Балтком”, занимающийся производством строительных материалов, на основании информации которого ведется исследование в данной работе.

Содержание

Введение
Теоретические основы учета основных средств.
Нормативно- правовая база аудита основных средств.
План и программа аудиторской проверки основных средств.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

got audit.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Первоначальная стоимость выявляется в момент ввода объекта в действие и остается неизменной в течение всего срока нахождения основного средства на предприятии, кроме случаев, установленных законодательством. Изменение первоначальной стоимости основного средства допускается в случаях:

  • достройки;
  • дополнительного оборудования;
  • реконструкции;
  • частичной ликвидации;
  • переоценки.

При переоценке основного  средства первоначальная стоимость  становится восстановительной, т.е. стоимостью воспроизводства основного средства.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нормативно- правовая база аудита основных средств.

Когда речь идёт о нормативно юридической базе движения и учёта  основных средств, подразумевается  существующие в этой области законодательные  и нормативные юридические акты, инструкции, рекомендации и постановления  Кабинета Министров, касающиеся переоценки основных средств. В состав этих нормативно- правовых документов входят нижеследующие: Постановление кабинета министров Азербайджанской Республики №99 от 2 августа 1966 года “О новой переоценке основных средств(фондов)”; Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики  №177 от 6 ноября 2004 года об утверждении “Правил о списании пришедших в негодность основных средств, находящихся на балансе Государственных предприятий и организаций, а также предприятий, на балансе которых имеются доля уставного капитала государства”; Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики №73 от 20 апреля 2005 года “О показателях определения измерения основных средств(фондов) особого значения”; Инструкция “О применении нового(открытого) метода подсчёта старения основных средств(амортизации)” утверждённая от 20 октября 1995 года; Инструкция утверждённая приказом Министерства Финансов Азербайджанской Республики под номером 21/46 от 1 июня 1998 года, согласованная Министерством Экономики Азербайджанской Республики от 8 июня 1998 года и прошедшая регистрацию в Министерстве юстиции реестром за №100 от 17 июня 1998 года; Образцовая инструкция “О ликвидации основных средств”, утверждённая приказом Министерства Финансов Азербайджанской Республики под номером 1/46 от июня 1998 года, согласованная Министерством Экономики 8 июня 1998 года и прошедшая регистрацию в Министерстве Юстиции реестром за №109 от 17 июня 1998 года; Первый раздел инструкции “Об учёте операций реализации сметы расходов бюджетных и внебюджетных средств”; Десятый раздел закона “Бухгалтерские расчёты и правила их внедрения в бюджетных организациях, управлениях и предприятиях”; Форма отчётности №5 “О движении основных средств”; “Правила инвентаризации обязательств и имущества”, утверждённая приказом Министерства Финансов за номером 1/107 от 3 июля 2000 года, прошедшая регистрацию в Министерстве Юстиций реестром за №1810 от 14 июля 2000 года и т.д.

Имеется достаточное  количество нормативно- правовых актов о приобретении основных средств, оприходованиии и движении в целом, процессе эксплуатации, иными словами об амортизации, ремонте, восстановлении и регулировании их переоценки.

В процессе проведения аудитором  проверки и работ по экспертизе предприятий  он обязан руководствоваться в первую очередь приведёнными нормативно- правовыми актами для дачи обоснованной  юридической  оценки, связанных с основными средствами или другими операциями.

Во многих случаях  аудиторские проверки экспертизы основных средств носят формальный характер, иными словами не регистрируется общая стоимость основных средств. Также не расшифровываются их движение, новая переоценка, списание и амортизация.

При подсчёте амортизации  основных средств и для правильной оценки их стоимости в себестоимость продукции необходимо опираться на инструкцию “О внедрении нового метода расчёта определения амортизации основных средств” утверждённую Министерством финансов Азербайджанской Республики от 1 июня 1998 года. Для правильного учёта ущерба и прибыли в результате проведения ликвидации (списания) основных средств необходимо основываться на инструкцию “О ликвидации основных средств(фондов)”,  утверждённой приказом Министерства Финансов ЗА № 1/46 ОТ 1 июня 1998 года. В этой инструкции указаны правила ликвидации основных средств, списание с хозяйства, оценка все ещё годных частей в процессе списания.

 

 

Перечень  аудиторских процедур

Для обоснованного  выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства.

Количество  информации, необходимой для аудиторских  оценок, жестко не регламентируется. Аудитор на основе своего профессионального суждения самостоятельно принимает решение о количестве информации, необходимой для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При выборе методов получения доказательств следует иметь в виду, что финансовая информация может быть существенно искажена.

Собирая аудиторские  доказательства, аудитор может применить одну или несколько процедур вне зависимости от того, проверяется

одна или  группа хозяйственных операций. Рассмотрим наиболее распространенные способы получения аудиторских доказательств, которые аудиторские организации могут применять на конкретных участках аудита.

К аудиторским  доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Аудитор получает аудиторские  доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:

  1. Инспектирование.
  2. Наблюдение.
  3. Запрос.
  4. Подтверждение.
  5. Пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица).
  6. Аналитические процедуры.

 

  1. Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. Проверка документов, касающихся имущества аудируемого лица, предоставляет достоверные аудиторские доказательства относительно его существования, но необязательно относительно права собственности на него или его стоимостной оценки.
  2. Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами.
  3. Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.
  4. Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях.
  5. Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.

6. Аналитические процедуры представляют собой анализ и 
оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого 
аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

 

 

 

Источники информации для проверки

Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе методов начисления амортизационных отчислений, ввода основных средств в эксплуатацию и др.

Необходимо отметить, что операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации. Основными источниками информации, необходимыми для аудиторской проверки, служат:

  • акт (накладная) приемки-передачи основных средств;
  • акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;
  • акт на списание основных средств;
  • акт на списание автотранспортных средств;
  • инвентарная карточка учета основных средств;
  • акт о приемке оборудования;
  • акт приемки-передачи оборудования в монтаж;
  • акт о выявленных дефектах оборудования;
  • журналы-ордера— для ведения синтетического учета движения основных средств и их износа, а при использовании компьютерных информационных технологий — машинограммы дебетовых и кредитовых оборотов;
  • Главная книга;
  • Баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • приложение к бухгалтерскому балансу;
  • другие документы, справки, расчеты и т.д.

 

 

3. План  и программа аудиторской проверки учета основных средств.

Основные  направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

  • контроль за наличием и сохранностью основных средств;
  • правильность отнесения предметов к основным средствам;
  • правильность оценки основных средств в учете;
  • правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
  • правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;
  • правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

 

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить четыре направления проверки:  

1) аудит наличия  и сохранности основных средств; 

2) аудит движения основных  средств; 

3) аудит правильности  начисления амортизации;  

4) проверка правильности налогообложения по основным средствам.

Аудиторская проверка учета основных средств проводится на основании общего плана и программы аудита основных средств. Общий план проверки основных средств должен учитывать названные направления аудита данных участков.

Поясним, как проводится проверка по отдельным видам работ.

Аудит наличия и сохранности основных средств. Аудитору необходимо проверить:

  • создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов;
  • оформлены ли договоры купли-продажи основных средств;
  • оформлены ли протоколы договорной цены;
  • правильно ли указана первоначальная стоимость основных средств в актах приемки-передачи;
  • правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

По данным проверки состояния  контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.

Важное условие  обеспечения сохранности основных средств — качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить ее полноту и своевременность, а также правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы знать, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

Проверяя  состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета.

В целях более  глубокого ознакомления с контролем  и учетом основных средств аудитору необходимо потребовать от предприятия составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.

Основные  средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.

Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерским записям в них можно убедиться в том, насколько правильно были отражены операции по движению основных средств на счету 01 «Основные средства».

Информация о работе Аудит основных средств