Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:45, реферат
Аудит основных средств. Основные средства как объект учета и аудита. Основные цели аудита основных средств. Этапы аудиторской проверки основных средств. Основные ошибки, выявляемые при аудите основных средств и действия аудитора по окончании проверки.
Введение.………………………………………………………………………
1. Основные средства как объект учета и аудита……………………….
2. Основные цели аудита основных средств…………………………….
3. Этапы аудиторской проверки основных средств…………………….
4. Основные ошибки, выявляемые при аудите основных средств и действия аудитора по окончании проверки……………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Литература…………………………………………………………………
Для этого изучаются состав и структура основных средств по данным регистров аналитического учета, в том числе инвентарные карточки учета основных средств, ведомости и др. Дополнительно проверяется классификация данного вида активов, а также формирование инвентарных объектов. Эти аудиторские процедуры необходимы для выражения мнения о достоверности данных, отражаемых в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5). Результаты проверки правильности отнесения объектов к основным средствам и амортизируемому имуществу оказывают существенное влияние на реализацию последующих процедур: проверки документального оформления и учета, а также достоверности начисления амортизации основных средств.
3) Осуществить проверку документального оформления и учета основных средств.
Первичные документы, на основании которых в учете отражаются операции, связанные с объектами основных средств, должны иметь правильное оформление. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
4) На основании данных учета и первичных учетных документов проверить своевременность зачисления объектов в состав основных средств и правильность формирования первоначальной стоимости поименованных активов.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Необходимо проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов. Затем осуществляется сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».
5) Отследить правильность начисления амортизации основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета.
Способ начисления амортизации
должен быть закреплен в учетной
политике организации. Применение выбранного
способа начисления амортизации
по группе однородных объектов производится
в течение всего срока
6) Проверить порядок оформления и отражения в учете операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды и залога, а также операций по выбытию основных средств, которое имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях или стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций.
Серьезное внимание должно быть уделено экспертизе договоров, заключенных при приобретении права собственности на объекты капитальных вложений.
При изучении договора купли-продажи целесообразно:
В ходе экспертизы договора
подряда аудитор должен проанализировать
условия договоров в отношении
цены, порядка оплаты и выполнения
работы с использованием материалов
заказчика. Особого внимания заслуживает
поступление основных средств по
договору дарения, поскольку при
принятии таких объектов к учету
должна документально подтверждаться
их рыночная стоимость. При вводе
в эксплуатацию объектов, поступивших
в качестве вклада в уставный капитал,
необходимы документы, в которых
оговаривается согласованная
Период получения экспертного документа должен соответствовать дате принятия объекта к учету. Если по договору дарения получено оборудование, не имеющее аналогов, то рыночная стоимость может быть определена только по результатам экспертизы, проведенной независимым оценщиком. При этом нужно проверить копии документов, свидетельствующих об уровне его квалификации и независимости.
7) Осуществить анализ и обобщение результатов аудита.
Описываемый этап аудита заключается в проверке соблюдения установленного порядка в учетной политике организации в части проведения инвентаризации. На основании данных инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, решений руководства по результатам инвентаризации и бухгалтерских справок изучается своевременность проведения инвентаризации, полнота и правильность отражения ее в учете.
При оценке сохранности и проверке наличия основных средств аудитор контролирует следующие моменты:
В процессе работы аудитор должен сформировать мнение об организации сохранности основных средств. Основное внимание уделяется качеству проведения и оформлению результатов инвентаризаций, для чего проверяется соблюдение сроков подведения итогов, а также оценивается качество подготовки инвентаризационных описей. Аудитору необходимо изучить решения, принятые по результатам инвентаризации, и проверить правильность их отражения в учете.
При этом проверяющему следует убедиться в соблюдении положений по бухгалтерскому учету, регулирующих порядок и сроки проведения инвентаризаций. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда осуществить инвентаризацию обязательно. Оценивая достоверность данных о наличии основных средств на дату проверки, аудитор может использовать, например, сверку описей карточек инвентарного учета с имеющимися в картотеке инвентарными карточками.
4. Основные ошибки,
выявляемые при аудите
Обнаружив расхождение между фактическим наличием основных средств и учетными данными, аудитор анализирует причины отклонений. В результате составляется сличительная ведомость, которая является доказательством присутствия нарушений. Ее данные служат информационной базой для осуществления последующих процедур. По итогам инвентаризации аудитор формирует информацию по собственным, арендованным и находящимся на особом хранении основным средствам. Инвентаризируя здания, сооружения и другую недвижимость, аудитор проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности, зарегистрированное в установленном порядке в соответствующем учреждении юстиции. При инвентаризации производится осмотр объектов по местам хранения и эксплуатации. Если в ходе проверки выявлены неучтенные объекты, аудитор должен определить причины, по которым основные средства не отражены в учете. Непригодные к эксплуатации предметы отражаются в отдельной инвентаризационной описи.
Аудитору необходимо убедиться в следующем:
Как видно из практики аудиторских проверок, типичными ошибками, выявляемыми при оценке сохранности и проверке наличия основных средств, являются:
1) неотражение на забалансовых счетах стоимости арендованного имущества, что приводит к недостоверному формированию информации (справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах);
2) оприходование некоторых основных средств без наличия свидетельства о регистрации права собственности;
3) несоблюдение момента
перехода права собственности
от продавца к покупателю, что
ведет к недостоверному
4) отсутствие документов,
характеризующих техническое
5) необоснованное списание недостачи основных средств на расходы организации.
При необходимости (резких и
значительных сдвигах, нехарактерных
тенденциях в динамике основных средств,
недостаточном раскрытии
В ходе инвентаризации аудитору необходимо также оценить обеспеченность организаций основными средствами. Иначе ему придется выяснять, достаточно ли у организации таких активов, каковы их техническое состояние и пригодность для выполнения бизнес-плана по выпуску продукции и продажам.
Результативность
На основании технической документации и данных инвентарных карточек аудитору нужно количественно оценить состояние отдельных объектов основных средств (или их групп), используя традиционные коэффициенты износа по времени использования актива и по величине начисленной амортизации, а также показатель среднего возраста основных средств. В результате анализа аудитор может обоснованно охарактеризовать наличие и качество основных средств организации.
Обнаруженные ошибки и
нарушения аудитор анализирует
в соответствии с требованиями Федерального
стандарта аудиторской
Выявленные в процессе аудита основных средств ошибки оказывают влияние на достоверность финансовых результатов и бухгалтерской отчетности, поскольку приводят к искажению суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.
По результатам осуществления
процедур детальной проверки операций
по движению основных средств аудитор
может дать оценку амортизационной
политике организации. С помощью
выбранной учетной политики организация
приобретает возможность
В процессе аудита основных средств проверяющий должен сочетать элементы финансового и управленческого (внутрипроизводственного) анализа. В заключение кропотливой работы аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его руководителю проверки совместно с рабочей документацией.
Заключение
Порядок учета основных средств определен ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 № 26н). В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.