Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:45, реферат

Описание работы

Аудит основных средств. Основные средства как объект учета и аудита. Основные цели аудита основных средств. Этапы аудиторской проверки основных средств. Основные ошибки, выявляемые при аудите основных средств и действия аудитора по окончании проверки.

Содержание

Введение.………………………………………………………………………
1. Основные средства как объект учета и аудита……………………….
2. Основные цели аудита основных средств…………………………….
3. Этапы аудиторской проверки основных средств…………………….
4. Основные ошибки, выявляемые при аудите основных средств и действия аудитора по окончании проверки……………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Литература…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

аудит ос.docx

— 49.59 Кб (Скачать)

Корректное описание момента  принятия объекта к учету представлена в Положении по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций:

«Здания, сооружения и другие объекты основных средств, приобретенные  отдельно от строительства объектов, а также земельные участки, объекты  природопользования зачисляются в  размере инвентарной стоимости  в состав основных средств по поступлении  их на предприятие и окончании работ по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, на основании акта приемки-передачи основных средств» (п.5.2.3). Здесь речь идет о том, что первичный документ (акт приемки-передачи) является не условием, а именно основанием для зачисления в состав основных средств, а сама операция выполняется тогда, когда объекты доведены до состояния пригодного к использованию в запланированных целях.

Выделение инвентарных объектов основных средств является одной  из самых сложных и нормативно не урегулированных проблем. Сложность  ее в том, что перед принятием  объекта к учету бухгалтер  должен определить, какие составные  части объекта будут являться самостоятельными объектами, а какие  – запасными частями или сменным  оборудованием.

Согласно Методическим указаниям, разделу «Амортизация основных средств» стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая  объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Говоря об амортизации  основных средств, первое, на что необходимо обратить внимание – различие «амортизации»  и «износа» как экономических  категорий. Сегодня бухгалтерский  учет уже не содержит информации об износе основных средств, а «работает» только с их амортизацией. Информация об объекте основных средств, которая  содержится в современном учете, совершенно не зависит от степени  изношенности объекта, поэтому, приходуя объект, бывший в эксплуатации, мы не должны одновременно приходовать и  накопленный по этому объекту  износ. Сегодня бухгалтерский учет «не интересует», какова изношенность объекта – задача учета отразить исключительно процесс его амортизации, то есть процесс постепенного перенесения  стоимости объекта на себестоимость  изготавливаемой продукции. Второй важный вывод, который следует из замены концепции учета износа на концепцию учета амортизации, – необходимость начала амортизации объекта сразу после его принятия к учету.

Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов начисления амортизационных начислений:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные цели  аудита основных средств

Целью аудита основных средств  является установление соответствия применяемой  в организации методики учета, налогообложения  операций по движению основных средств  нормативным актам, действующим  в Российской Федерации. Иными словами, это выражение мнения о достоверности  отражения в бухгалтерском учете  и бухгалтерской (финансовой) отчетности объектов основных средств.

Для достижения данной цели аудитор должен:

  • оценить систему внутреннего контроля проверяемой организации;
  • определить методы проверки;
  • разработать программу аудиторских процедур по существу.

Практика показывает, что  далеко не всегда аудиторские проверки основных средств сопровождаются оценкой  системы внутреннего контроля, что  заведомо снижает их результативность. В частности, приводит к увеличению затрат времени, так как своевременно не созданные предпосылки для  обоснования выборочного способа  проверки повышают вероятность искажений  в оценке аудиторского риска. Адекватная оценка системы внутреннего контроля позволяет качественно и более  доказательно сформировать выводы аудитора как в письменной информации руководству  экономического субъекта, так и в  аналитической части аудиторского заключения.

При оценке системы внутреннего  контроля аудитор должен выявить  наличие распорядительных документов, закрепляющих способы ведения учета  операций, связанных с движением  основных средств. Подробно изучить  порядок документального оформления фактов хозяйственной деятельности, связанных с объектами основных средств, утвержденные графики и схемы документооборота; рассмотреть применяемые формы учета; проверить наличие аналитических регистров бухгалтерского и налогового учета. Чтобы посмотреть, надежны ли системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, аудитор проводит тестирование.

При аудите основных средств  необходимо:

  • учитывать назначение и необходимость конкретных объектов основных средств в составе имущественного комплекса организации, а также их роль в обеспечении непрерывности и эффективности производственной и управленческой деятельности. При этом следует анализировать показатели, рассчитанные не только по основным средствам в целом, но и по их группам и ключевым объектам (например, коэффициент износа, коэффициент обновления, коэффициент интенсивности обновления, коэффициент выбытия, фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, фондорентабельность и т.д.);
  • устанавливать количественное влияние операций с основными средствами на финансовое состояние и финансовые результаты организации;
  • учитывать определенную ограниченность, условность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

При проведении аудита основных средств используются следующие аудиторские процедуры:

  • инспектирование (проверка записей, документов);
  • пересчет (проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов);
  • аналитические процедуры (анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений).

Источниками информации для  проверки операций с основными средствами являются:

  • договоры купли-продажи основных средств,
  • акты (накладные) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1),
  • акты приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3),
  • акты ввода в эксплуатацию, накладные, счета-фактуры, инвентарные карточки учета основных средств (ф. № ОС-6),
  • описи инвентарных карточек (ф. № ОС-7),
  • инвентарные книги, инвентарные списки основных средств (ф. № ОС-9), карточки учета движения основных средств (ф. № ОС-8),
  • акты на списание основных средств (ф. № ОС-4),
  • разработочные таблицы (ф. № 6, по расчету сумм амортизационных отчислений),
  • дефектные ведомости, наряд-заказы на ремонт основных средств,
  • договоры на передачу (получение) в аренду объектов ОС,
  • учетные регистры по счетам ( ведомости, машинограммы и т. п.) по счетам 01, 02, 03, 07, 08, 20, 25, 31, 47, 89, 001 и др., Главная книга и др.

Предпосылкой качественного  аудита основных средств выступает  доказательственная база, собранная  в надлежащем порядке и с соблюдением  всех необходимых процедур. Для подтверждения  объективности и достаточности  собранных доказательств, аудитор  пользуется процедурой проверки предпосылок  подготовки отчётности. Достаточность  представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер же является качественной стороной аудиторских доказательств, определяющей их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки финансовой отчетности и ее достоверность. Предпосылки подготовки финансовой отчетности представляют собой сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в финансовой отчетности. В обязательном порядке аудитором, в соответствии с федеральным стандартом № 5 «Аудиторские доказательства», должны быть проверены такие важнейшие элементы предпосылок подготовки бухгалтерской отчётности, как:

1) Существование – наличие по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой отчетности;

2) Права и обязанности – принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой отчетности;

3) Возникновение – относящиеся к деятельности аудируемого лица хозяйственная операция или событие, имевшие место в течение соответствующего периода;

4) Полнота – отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета;

5) Стоимостная оценка – отражение в финансовой отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства;

6) Точное измерение – точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени;

7) Представление и раскрытие – объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой отчетности.

 

3. Этапы аудиторской  проверки основных средств

Для детальной проверки операций с основными средствами аудитору очень важно соблюсти определенную последовательность процедур:

1) Осуществить оценку сохранности и наличия основных средств.

При проведении аудита сохранности основных средств возникает необходимость проверки условий их хранения и эксплуатации, устанавливается список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, проверяется наличие договоров о материальной ответственности.

Аудитору следует проанализировать наличие основных средств за достаточно длительный срок для того, чтобы  выявить устойчивые тенденции и  возможные нетипичные ситуации, сложившиеся  за проверяемый период.

Результаты горизонтального  и вертикального анализа основных средств следует интерпретировать по-разному в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации, стадии жизненного цикла предприятия, особенностей его финансовой и учетной политики. Сравнение показателей динамики балансовой и первоначальной стоимости основных средств позволяет сделать предварительные выводы об изменении степени изношенности основных средств и амортизационной политики организации. Значительные различия в этих показателях могут быть объяснены постановкой на учет крупных недвижимых объектов основных средств с незначительной величиной износа, что ориентирует аудитора на углубленное рассмотрение операций по поступлению активов за этот период. Таким образом, в процессе аудита основных средств необходимо сочетать элементы финансового и управленческого (внутрипроизводственного) анализа.

Проверяя наличие и  сохранность основных средств, аудитор  работает по большей части с инвентаризационной документацией – описями и  карточками учёта, проверяя их полноту, достоверность действительности и  соответствие данным бухгалтерского (аналитического) учёта. Так, на предприятиях в местах фактической эксплуатации основных средств применяются формы ОС-9, где детально прописываются информационные данные о каждом конкретно средстве. Помимо этого с целью уменьшения профессионального риска, аудитору необходимо убедиться в том, что в организации действует комиссия по приёмке основных средств, и имеются в наличии договоры купли-продажи с указанием первоначальной цены и с приложением актов приёма – передачи и протоколами договорных цен. Для достижения указанной цели аудитор запрашивает перечень основных средств, которые числились на балансе у предприятия на момент составления отчёта. В ходе проверки аудитор выбирает конкретную статью счёта и оценивает её с точки зрения соответствия первичной документации. Поэтому, кроме перечня аудитор просит предоставить всю дополнительную документацию (договоры, счета-фактуры, полисы, письма и т.д.), подтверждающую поступление и движение основных средств, отражаемые на счёте 01 «Основные средства». При этом аудитором может быть применена как случайная выборка, так и метод пересчёта, к которому довольно часто прибегают при проверке правильности начисления износа.

2) Произвести проверку соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам.

Информация о работе Аудит основных средств