Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 08:30, курсовая работа
Планирование является начальным этапом проведения аудита и заключается в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности клиента.
Планирование подразумевает глубокое изучение деятельности клиента, оценку вероятности наличия существенных искажений в бухгалтерском учете и отчетности и организацию эффективного проведения аудита.
ГЛАВА 1
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И
1.1 Организация планируемой аудиторской проверки
Планирование является начальным этапом проведения аудита и заключается в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности клиента.
Планирование подразумевает глубокое изучение деятельности клиента, оценку вероятности наличия существенных искажений в бухгалтерском учете и отчетности и организацию эффективного проведения аудита.
Процесс планирования включает в себя:
- стадию изучения деятельности клиента (аудируемого лица) - получение базовой информации о клиенте, включая информацию о специфике деятельности клиента, контрольной среде, компьютерном оборудовании, используемом клиентом, изменениях, произошедших после последней аудиторской проверки, и информации о критических областях;
- стадию оценки возможных аудиторских рисков - определение уровня существенности и оценку риска того, что в бухгалтерской отчетности клиента могут иметь место существенные искажения и что они останутся невыявленными;
- организационную (механическую) стадию - на этой стадии решаются вопросы организации работы аудиторов, включая подготовку программ аудита, распределение обязанностей в ходе проверки и т.д.
Поэтому на стадии изучения
выявляются области, значимые
для аудита, и оценивается
эффективность системы
На стадии оценки устанавливается
приемлемый уровень существенности,
Уровень существенности определяется в соответствии с утвержденной методикой в отношении всей бухгалтерской отчетности клиента.
Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность проверяемой организации может содержать невыявленные существенные ошибки или искажения после подтверждения ее достоверности или что будет признано, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Причем аудиторский риск
1) внутрихозяйственный риск;
2) риск средств контроля;
3) риск необнаружения ошибок и т.п.
При оценке рисков применяется обычно не более трех их градаций, например:
1) высокий;
2) средний;
3) низкий.
Так, при планировании аудита выделяются три основные этапа работы:
1) предварительное планирование;
2) подготовка и составление
3) подготовка и составление
Предварительное планирование
осуществляется на этапе
знакомства с клиентом
до заключения договора о
- общего знакомства с финансово-
- определения состава
- определения общих затрат
В общем плане аудита
Документируется подготовка
Подготовка общего плана
- получения более полной и подробной информации о деятельности клиента и его организационной структуре;
- изучения системы бухгалтерского учета клиента и применяемых им компьютерных программах;
- изучения и оценки степени
надежности системы
- определения стратегии аудита;
- определения критических
- рассмотрения факторов внутренней надежности и оценки присущей объекту проверки внутренней надежности;
- определения уровня существенности и точности;
- определения возможности
- определения статей и показателей бухгалтерской отчетности, которые необходимо расшифровать и пояснить;
- уточнения пожеланий клиента
в отношении сроков и графика
проведения проверки, а также
процедур, не требующихся
- определения необходимости
Информация о клиенте, включая информацию об особенностях его деятельности, о применяемом компьютерном оборудовании и программах, системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, документируется в разделе "Информация о клиенте":
"Информация о деятельности клиента";
"Описание системы бухгалтерского учета";
"Проверочный лист изменения системы учета";
"Описание средств внутреннего контроля";
"Оценка
степени надежности
"Данные об используемых компьютерных программах".
По результатам изучения информации о клиенте разрабатывается стратегия аудита - что именно должно быть проверено и каким образом. Определяются области, значимые для аудита, а также те бухгалтерские счета, операции, которые отсутствуют у клиента или по первоначальному впечатлению представляются мало значимыми (несущественными) для аудита и могут не проверяться. Для значимых областей определяются приемы и методы их проверки: в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры по существу и какие (детальные тесты,
аналитические либо пересекающиеся процедуры); в каких случаях предполагается опереться на средства внутреннего контроля и провести тесты средств контроля; где необходима сплошная проверка и где можно ограничиться аудиторской выборкой.
К областям, значимым для аудита, относятся прежде всего те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.
К областям, мало значимым для аудита (несущественным), могут быть отнесены те, операции по которым отсутствуют у клиента или имеют крайне незначительный объем, а также те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.
Выработанная стратегия аудита документируется в соответствующем поле раздела "Информация о клиенте".
Определяются области (вопросы, аспекты) учета, на которые необходимо обратить внимание в связи с изменениями, которые произошли у клиента, либо изменениями во внешнем регулировании. Здесь же отмечается возможное изменение приемов и методов аудита в связи с изменениями, произошедшими с момента последнего аудита. Например, внедрение новых производственных технологий у клиента потребует проверки методов формирования себестоимости; введение новых мер внутреннего контроля позволит, при допущении высокого уровня их надежности, снизить время и издержки на проведение аудита за счет изменения стратегии (применения вместо аудиторских процедур по существу тестов средств контроля); изменение порядка учета какой-либо операции или раскрытия информации в отчетности потребует проверки правильности ведения учета и представления данных в
отчетности.
В таком порядке следует
Планируемые виды работ (
Подготовка программы аудита конкретного субъекта осуществляется на основании общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.
Программы аудиторских процедур по существу составляются ведущими аудиторами (руководителями аудиторских групп) или старшими аудиторами для каждой области аудита и документируются во "Вспомогательных программах аудита".
Все бланки программ размножаются в необходимом количестве экземпляров и нумеруются в правом верхнем углу в соответствии с номером того подраздела раздела, в котором они будут расположены в аудиторском файле.
Тесты средств контроля составляются только руководителем аудиторской проверки. Они документируются в рабочих бумагах аудитора (бланках) "Проверка средств внутреннего контроля".
Бланки размножаются в необходимом количестве экземпляров и нумеруются в правом верхнем углу в соответствии с номером того подраздела раздела, в котором они будут расположены в аудиторском файле.
При включении в программу
аудита аналитических процедур
их выполнение и результаты
документируются в Бланках "
По окончании процесса планирования аудита заполненные бланки проверяются и подписываются руководителем проверки.
В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана аудита. Вносимые в план изменения, а также причины изменений документируются в рабочих документах, а в бланках делается ссылка на эти рабочие документы аудитора. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений отражаются в рабочих бумагах аудитора.
Аудитор производит проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента для того, чтобы определить ее достоверность и правильность указанных в ней показателей.
Поэтому одной из основных
задач аудитора является
для выражения мнения о том, что бухгалтерская отчетность, по которой составляется аудиторское заключение, составлена в соответствии с общепринятой практикой и принципами (отражает верный и справедливый взгляд) и не содержит каких-либо искажений и неточностей.