Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:27, курсовая работа
Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.
Все расчеты по выполнению
Содержание
Введение 3
1. Цели, задачи и источники информации аудита кассовых операций 5
2. Планирование аудита кассовых операций 8
3. Методика проверки кассовых операций 14
Заключение 21
Список использованных источников 23
Введение
Содержание
Введение
1. Цели, задачи и источники информации аудита кассовых операций 5
2. Планирование
аудита кассовых операций
3. Методика
проверки кассовых операций
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.
Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.
В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.
Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.
Кассовые операции как разновидность финансовых операций представляют собой операции с наличными деньгами, которые совершаются хозяйствующими субъектами. Они достаточно однообразны; методы и процедуры их проверки достаточно просты, однако этот этап аудиторской проверки очень трудоемок из-за массового характера кассовых операций, но аудит кассовых операций является важным звеном в аудиторской проверке по нескольким причинам:
Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в необходимости исследования теоретических и практических моментов, составляющих сущность проблематики состояния и совершенствования аудита кассовых операций.
Цель данной курсовой работы является определение организации проведения аудита кассовых операций и систематизация теоретических, практических аспектов аудита кассовых операций.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть цель, задачи, источники информации и объем аудита при проверке кассовых операций;
- показать методику аудиторской проверки кассовых операций: планирование аудита, процедуры проверки, оценка и обобщение результатов аудита.
Методологической и теоретической основой для написания данной курсовой работы послужили учебники по аудиту, учебные пособия по аудиту и практическому аудиту таких авторов, как Грищенко Ю., Ивашкевич В.Б., Бычкова С. М. и Кривцова Ю.В..
Правовой
основой написания данной курсовой работы
являются законодательные и нормативные акты
и документы в области аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета, налогообложения
и гражданского права.
1.Значение,
задачи и источники информации
аудита кассовых операций
Кассовыми операциями называются операции с наличными денежными средствами, осуществляемые организациями с физическими и юридическими лицами.
Кассовые
операции выполняет кассир. Его должность
предусматривается в штате
Аудиторская проверка операций с денежными средствами включает проверку кассовых, банковских и валютных операций. Основная цель проверки - установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами предприятия, правильности их отражения в учете.
Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения предприятием действующего законодательства в сфере хранения денежной наличности, ведения и учета операций с денежной наличностью.
В практике большинства аудиторских фирм присутствует проверка кассовых операций и связанных с ними документов сплошным методом. Но вместе с этим следует отметить, что аудит кассовых операций не аналогичен ревизии кассы. Так, внезапные проверки касс являются прерогативой служб самого предприятия или ревизионных групп контролирующих органов, а не внешнего аудита (если только проведение ревизии не предусмотрено договором с предприятием). Не является целью внешнего аудита и определение лиц, виновных в выявленных нарушениях, аудиторы устанавливают только факт самого нарушения.
Еще одним отличием аудиторской проверки от ревизии является то, что аудиторы не только выявляют недостатки в деятельности предприятия, но и по возможности дают свои рекомендации по улучшению работы. Вместе с тем, аудиторские фирмы, в соответствии с заключенными договорами, при производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины. При этом, особое внимание должно уделяться вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.
В ходе проведения проверки аудитор руководствуется законодательством Российской Федерации и нормативными документами Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Положением о порядке ведения кассовых операций.
В ходе аудита операций с денежными средствами в кассе решаются следующие задачи:
-
ознакомление с условиями
- изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций;
- проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм, целевого использования полученных из банка по чекам денежных средств, в том числе валютных, и др.);
- проверка состояния платежно-расчетной дисциплины по заключенным договорам.
Источниками
информации для проверки операций с
денежными средствами служат: кассовая
книга, отчеты кассира с приложенными
первичными документами (приходные
и расходные кассовые ордера, платежные
ведомости, квитанции и т.д.), чековые книжки,
выписки банков по рублевым и валютным
счетам с приложенными первичными документами
(счета, платежные поручения, платежные
требования и проч.), журналы регистрации
приходных и расходных кассовых ордеров,
платежных поручений и т.п., учетные регистры
(ведомости, журналы-ордера,) по счетам
50, 51, 52, 55, 57 и т.д., Главная книга, Баланс,
Отчет о движении денежных средств и др.
2.
Планирование аудита кассовых
операций
Эффективное проведение всех процедур в ходе аудита базируется на их тщательном планировании и подготовке. Поэтому первым (начальным) этапом аудиторской проверки является этап планирования. Цель планирования аудита - определение его стратегии и тактики, составление общего плана аудиторской проверки, разработка аудиторской программы.
Процесс планирования аудита проходит несколько стадий:
- предварительное планирование,
-
подготовка и составление
-
подготовка и составление
На этапе предварительного планирования аудитор должен оценить возможность проведения аудита. Оценкой такой возможности следует считать проверку адекватности учетных записей. Аудитор должен проверить степень соответствия бухгалтерских записей действующим нормативам. Необходимо оценить, насколько учетные записи соответствуют виду деятельности клиента, совершенным клиентом операциям.
На данной стадии аудитор должен определить, аудируема ли финансовая отчетность? На это влияют два основных момента: честность администрации и полноценность бухгалтерских записей. Если аудитор видит, что для проведения полноценной аудиторской проверки клиент должен, по сути, восстановить свой бухгалтерский учет, либо уже на стадии предварительного планирования обнаруживаются факты, ставящие под сомнение возможность подготовки положительного аудиторского заключения, либо возникают сомнения в том, что клиент готов показать аудитору всю необходимую документацию, аудитору следует отказаться от заключения с клиентом договора на проведение аудиторской проверки, сообщив об этом клиенту.
Проведя такой этап предварительного планирования, аудитор и клиент должны достигнуть своего согласия и взаимопонимания путем заключения договора на проведение аудиторской проверки. Договор определяет согласованные интересы сторон – участников, их права и обязанности, ответственность между «Заказчиком» - экономическим субъектом (клиентом) и «Исполнителем» (аудитором).
Документом, определяющим взаимопонимание и соглашение между клиентом и аудитором о проведении аудита и оказании взаимосвязанных с ним услуг, является «Письмо – обязательство аудиторской организации от согласии на проведение аудита». Письмо – обязательство должно быть направлено аудитором после официального предложения клиента о проведении аудиторской проверки до заключения договора с целью правильного понимания условий предстоящего договора. Форма и содержание письма – обязательства определены стандартом аудиторской деятельности.
При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудиторская организация использует не менее трех градаций: высокую, среднюю, низкую. Результатом аудита системы внутреннего контроля является определение риска внутреннего контроля.
При оценке системы внутреннего контроля аудитор выполняет три важных этапа: описание действующей системы внутреннего контроля; оценка целесообразности контрольных механизмов; проверка эффективности системы внутреннего контроля.
Применение вопросных листов - один из наиболее распространенных приемов в деятельности аудитора. С помощью заранее заготовленных вопросов он может получить от клиента более детальную информацию относительно организации и действия внутренних проверок. Вопросные листы могут разрабатываться в закрытой (ответы «да», «нет») или открытой (описание ответа) формах.
Преимущество закрытой формы состоит в том, что аудитор получает конкретный ответ на поставленный вопрос и не оставляет клиенту возможности уйти от ответа. С другой стороны, давая открытые ответы, клиент может затронуть аспекты, упущенные аудитором.
Для того чтобы использовать преимущества обоих видов ответов, в вопросных листах планируется одновременное их получение («ответьте «да» или «нет»; «если ваш ответ отрицательный, то обоснуйте его»). Вопросник аудитора (Приложение 1) составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.