Аудит кассовых операций и безналичных расчётов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Для выполнения указанной цели необходимо в первую очередь использовать данные первичного учета, кассовые документы, регистры синтетического и аналитического учета.
При изучении указанной темы мною были поставлены следующие задачи:
* Раскрыть понятия и цели аудита в целом;
* Обозначить наиболее важные вопросы, подлежащие изучению на стадии проведения предварительной проверки аудита денежных средств;
* Оценить качество организации внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств;
* Проверить порядок ведения операций с денежными средствами на предмет соответствия действующему законодательству;
* Описать порядок и цель формирования отчета о движении денежных средств;
* Дать краткую характеристику отчета по результатам проведенной проверки.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1 Обзор литературы ………………………………………………………..6
2 Экономическая характеристика предприятия ..………………………6
3 Подготовка аудиторской проверки ..…………………………………15
3.1 Нормативное обеспечение аудита кассовых операций и безналичных расчётов ……………………………………………………….15
3.2 Составление рабочей программы аудита кассовых операций и безналичных расчётов ……………………………………………………….18
3.3 Информационная база аудиторской проверки кассовых операций и безналичных расчётов ……………………………………………………..29
4. Аудит кассовых операций и безналичных расчётов ...……………...32
4.1 Аудит сохранности денежных средств …………………………..32
4.2 Аудит расчётов наличными ………………………………………..34
4.3 Аудит расчётов с населением наличными деньгами…………….36
4.4 Аудит операций по расчётным счетам…………………………….38
4.5 Аудит операций по валютным счетам …………………………….40
5 Аудиторское заключение ………………………………………………43
Список литературы…………………………………………………………48

Работа содержит 1 файл

Курсовая по аудиту.doc

— 451.00 Кб (Скачать)
 

    Из  анализа ликвидности филиала  НОПС «Окуловское райпо» следует отметить, что частный коэффициент покрытия не соответствует нормативному значению (0,7-0,8)  и составляет 0,17 и 0,12 соответственно за 2008 и 2009 года. Данный показатель характеризует покрытие дебиторской задолженностью кредиторской задолженности. Наблюдается увеличение данного коэффициента, что может свидетельствовать о повышении ликвидности дебиторской задолженности и соответственно об уменьшение убытков предприятия.

    Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов. По данным видно, что в 2009 году коэффициент текущей ликвидности снизился 0,11 по сравнению с 2008 годом и составил 0,72 при нормативе (1-2,5). Основной причиной такого низкого уровня показателя является большая кредиторская задолженность.

    Коэффициент покрытия баланса показывает, что  текущие активы в незначительной степени могут покрывать краткосрочные обязательства, так как этот показатель меньше нормативного значения.

    Коэффициент быстрой ликвидности понижается и ниже нормативного значения (0,7-1) это  показывает, что в наличие у  предприятия  мало средств на расчетном счете или в ценных бумагах для погашения краткосрочных обязательств в ближайшее время.

    Показатель  абсолютной ликвидности остается ниже нормы (0,2), что свидетельствует о  невозможности предприятия мгновенно  погашать предъявляемые требования «активных» кредиторов. Росту коэффициента абсолютной ликвидности способствуют рост долгосрочных источников финансирования и снижение уровня внеоборотных активов, запасов, дебиторской задолженности и краткосрочных обязательств. Однако в 2009 году коэффициент снизился на 0,01.

    В целом у предприятия есть прибыль, и происходит улучшение социальных показателей, но является не ликвидным, но происходит увеличение деловой активности с каждым годом. 
 

    2  Подготовка аудиторской проверки  

    2.1 Нормативное обеспечение  аудита кассовых операций и безналичных расчётов     

    Учет, порядок хранения, расходования и  учета денежных средств в кассе  установлен Инструкцией Центрального банка РФ «О порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации».

    В соответствии с этим документом, организации, независимо от организационно - правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

    Для осуществления расчетов наличными  деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

    Прием наличных денег организациями при  осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением  контрольно-кассовых машин.

    Наличные  деньги, полученные организациями в  банках, расходуются на цели, указанные  в чеке.

    Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Данная форма расчетов в последние годы все шире используется при однородных расчетах (особенно для расчетов с транспортными организациями).

    Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей  организаций, главных бухгалтеров  и кассиров. Лица виновные в неоднократном  нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки.

    Для учета расчетов с населением организации  обязаны использовать контрольно-кассовые машины.

    Каждая  организация вправе открывать в  любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных  денежных средств и осуществления  всех видов расчетных, кредитных  и кассовых операций.

    С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списания с него, банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных поручений) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов.

    Нормативным регулированием ведения денежных расчетов занимается Центральный банк РФ, применяя разработанные им следующие нормативные  документы:

    Таблица 2.1.1 – Нормативные документы

№ п/п Название нормативного документа Что определяет
1 2 3
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Определяет  основания приобретения и перехода права собственности на денежные средства, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.
2 Налоговый кодекс Российской Федерации. Определяет  налогообложение операций по движению денежных средств.
3 Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ. Определяет  правовые основы бухгалтерского учета  денежных средств, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составление отчетности.
4 Федеральный закон  № 173-ФЗ «О валютном регулировании и  валютном контроле» Определяет  правовые основы проведения операций с валютными денежными средствами.
Продолжение таблицы
5 Положение по бухгалтерскому учету 1/08 «Учетная политика организации» № 60н. Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств, требование к составу и содержанию показателей бухгалтерской отчетности, методологические основы организации учета денежных средств.
6 Положение по бухгалтерскому учету 3/2000 «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте» Устанавливает основные нормы и принципы бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств выраженных иностранной валюте.
7 Положение по бухгалтерскому учету 4/99 № 43н. «Бухгалтерская отчетность организации» Устанавливают состав и формы бухгалтерской  отчетности.
8 Положение по бухгалтерскому учету 9/99 Определяет понятие доходов, классификацию, принцип формирования, критерии признания дохода в отчетности
9 Положение по бухгалтерскому учету 10/99 Определяет  понятие расходов, классификацию, принцип  формирования, критерии признания расхода  в отчетности
10 Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49. Порядок проверки фактического наличия денежных средств.
11 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности и Инструкция по его  применению № 94н. Содержит схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете денежных средств Систематизирует перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета денежных средств.
12 О формах бухгалтерской  отчетности организаций № 67н. Содержит образцы  форм бухгалтерской отчетности по денежным средствам в части требований по группировке и детализации  данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств.
13 Рабочие документы  конкретной организации (учетная политика организации, рабочий план счетов, график документооборота и т.п.) Определяют  правила и порядок ведения  бухгалтерского учета денежных средств  в конкретной организации.
 

    К нормативным документам также относятся:

  1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ).
  2. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ.
  3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации.
  4. Инструкция о безналичных расчетах. Утверждена Центробанком РФ.
  5. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Инструкция Центрального банка РФ.
  6. Применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
  7. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ.
  8. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами.
 

    2.2 Составление рабочей  программы аудита  кассовых операций  и безналичных  расчётов   

    Единые  требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, определены Федеральным стандартом аудиторской деятельности «Планирование аудита» №3.

    Аудитор планирует свою работу так, чтобы  проверка была проведена эффективно. Планирование в аудиторской проверке необходимо в связи с тем, что:

  • оно способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
  • планирование эффективно распределяет работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координирует такую работу;
  • планирование организует внутренний контроль за качеством выполнения аудиторских работ.

    При подготовке общего плана аудита кассовых операций проводятся процедуры, результаты которых детально документируются. В общем плане аудита определяет роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита, предусматриваются сроки проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству) и аудиторского заключения.

    План  служит руководством в осуществлении аудита и поэтому оформляется документально. Форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от сложности проверки.

    В процессе планирования затрат времени  аудиторы учитывают:

  • затраты времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;
  • уровень существенности;
  • проведенные деятельности организации, в том числе.

    Принимается во внимание системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

  • учетная политика, принятая организацией, и ее изменения;
  • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
  • аудиторские риски и уровень существенность;
  • характер, временные рамки и объем процедур;
  • координация и направление работы;
  • текущий контроль;
  • проверку выполненной работы;
  • прочие аспекты.

    В            общем             плане предусматривается:

  • формирование аудиторской группы, численности и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
  • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
  • инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
  • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
  • разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
  • документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Информация о работе Аудит кассовых операций и безналичных расчётов