Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:08, курсовая работа
Целью практической части является аудит учета расчетных и кредитных операций. Для этого подробно рассмотрим на примере предприятий:
аудит учета расчетных операций;
аудит учета кредитных операций.
ВВЕДЕНИЕ 3
АУДИТ КАК ФОРМА ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
Сущность и значения финансового контроля 5
Аудиторский финансовый контроль 6
Цели внешнего финансового контроля 9
АУДИТ УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 12
2.1 Аудит учета расчетных операций. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО ТПК «Заволжье» 12
2.2 Учет аудита кредитных операций на примере предприятия ЗАО «Рабочий» 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В 2010 году Сбербанком РФ была проведена аудиторская проверка финансового состояния предприятия, в том числе и его кредитных операций. Проверка кредитных операций предприятия включала в себя следующие процедуры:
Процедура КИЗ. 1.1.1. Проверка полноты наличия договоров, на основании которых аудируемое лицо привлекает заемные средства.
Цель: установить, что у аудируемой организации, привлекающей заемные средства, имеются в наличии и правильно оформлены все договоры кредита (займа).
Средства: для выполнения данной процедуры аудитору следует использовать:
выписки банка по расчетному счету;
выписки банка по ссудному счету;
приходные кассовые ордера;
договоры кредита или займа;
синтетические регистры учета кредитов и займов.
Техника исполнения: приступив к проверке кредитов и займов, аудитор проверяет наличие договоров кредита (займа), сразу определяя, какие именно из процедур в соответствии с классификатором необходимо использовать.
Просматривая обороты
по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным
кредитам и займам» и 67 «Расчеты
по долгосрочным кредитами займам»
в регистрах синтетического учета,
аудитор устанавливает
Процедура КИЗ. 1.3.1. Проверка наличия регистров учета и распределения процентов по заемным средствам.
Цель: установить, что у аудируемой организации, привлекающей заемные средства, утверждены учетной политикой, имеются в наличии и регулярно заполняются регистры бухгалтерского и налогового учета процентов по кредитам и займам.
Средства: для выполнения данной процедуры аудитору следует использовать:
учетную политику;
график документооборота;
бухгалтерские справки-расчеты процентов по кредитам и займам.
Техника исполнения: приступив к проверке кредитов и займов, аудитор проверяет наличие приложенного к учетной политике графика документооборота, обращая внимание на наличие в нем такого документа, как бухгалтерская справка-расчет процентов по договорам кредита (займа).
Из графика документооборота аудитор получает информацию о тех должностных лицах, которые утверждают его после оформления, и об исполнителях, на которых возложены обязанности по его заполнению.
Аудитор подбирает справки-расчеты за каждый месяц и проверяет их по формальным признакам наличия итогов, подписей ответственных лиц, расшифровок подписей, утверждения внесенных исправлений и др.
Если в процессе проверки бухгалтерских справок-расчетов процентов по кредитам и займам на полноту будут выявлены недостающие договоры, то аудитор должен получить разъяснения по данному обстоятельству от ответственного сотрудника аудируемого лица.
Процедура КИ3. 1.5.1. Проверка наличия и выполнения дополнительных соглашений к договорам кредита (займа).
Цель: установить, что у аудируемой организации, привлекающей средства кредитов банков, договорами о которых условия договора могут быть пересмотрены, имеются в наличии дополнительные соглашения к кредитным договорам, изменяющие условия кредитования.
Особые условия: данная процедура
назначается в случае, если другие
процедуры проверки раздела учета
«Кредиты и займы» показывают фактическое
изменение условий
Средства: для выполнения данной процедуры аудитору следует использовать:
кредитные договоры, в соответствии с которыми условия кредитования могут быть изменены;
дополнительные соглашения к кредитным договорам.
Техника исполнения: аудитор
проверяет наличие
Если в процессе проверки будут выявлены недостающие дополнительные соглашения к кредитным договорам, условия которых были изменены, то аудитор должен получить разъяснения от ответственного сотрудника аудируемого лица.
Процедура КИ3.1.6.1. Проверка своевременности перевода срочной задолженности по кредитам и займам в просроченную при наличии оснований.
Цель: установить, что аудируемая организация, привлекающая заемные средства и своевременно в соответствии с условиями договора кредита (займа) не погасившая задолженности по кредиту (займу) или процентам по кредиту (займу), осуществляет своевременный перевод задолженности в просроченную на счетах бухгалтерского учета.
Средства: для выполнения данной процедуры аудитору следует; использовать:
выписку банка по расчетному счету;
договоры кредита или займа;
аналитические и синтетические регистры учета кредитов и займов.
Техника исполнения: просматривая договоры кредита и займа, аудитор обращает внимание на установленные ими сроки возврата и порядок уплаты процентов по ним. По каждому договору выясняют:
1) уплачены ли проценты
в сроки, установленные
2) произведен ли возврат суммы кредита (займа) в срок, установленный договором;
3) соблюдался ли график
возврата сумм кредита (займа)
в случае, если кредит (заем) должен
погашаться частями по
Процедура КИЗ. 2.1.1. Проверка включения в налоговые расходы организаций, применяющих кассовый метод, процентов за пользование заемными средствами, фактически на конец отчетного года уплачиваемых банку.
Цель: установить, что организация,
применяющая кассовый метод, относит
на расходы, принимаемые для целей
налогообложения прибыли
Средства: для выполнения данной процедуры аудитору следует использовать:
договор кредита или займа;
выписки банка, подтверждающие фактическую уплату процентов банку;
бухгалтерские справки-расчеты по начислению процентов по кредиту или займу;
курсы валют (в случае, если
сумма кредита или займа
нормативно-справочную таблицу ставок рефинансирования Центрального банка РФ.
Техника исполнения: аудитор производит выборку бухгалтерских записей по начислению процентов по договору кредита (займа) и выборку платежных документов по перечислению процентов банку (заимодавцу) и выясняет:
1) правильность начисления процентов в соответствии с отчетным периодом и условиями договора кредита (займа);
2) правильность отражения в учете временных разниц в случае, если на конец отчетного месяца начисленные проценты фактически не уплачены;
3) правильность начисления отложенных налоговых активов на сумму временных разниц;
4) правильность отражения в учете постоянных разниц в случае, если ставка процентов по кредиту (займу) превышает норматив, установленный ст. 269 НК РФ;
5) правильность начисления
постоянных налоговых
6) правильность исчисления и отражения в учете суммовых разниц в случае, если сумма кредита (займа) выражена в иностранной валюте.
Результаты проверки кредитных операций ЗАО «Рабочий» следующие.
Предприятие в свой деятельности
использует два долгосрочных кредита,
взятых с целью увеличения оборотного
капитала – Сбербанку РФ и Банку
«Русский стандарт». Срок погашения
этих кредитов еще не наступил. Периодически
у предприятия возникают
Проверка выявила отсутствие дополнительного соглашения об изменении порядка погашения долга по кредиту банка «Русский стандарт». В остальном, нарушений в учете кредитных операций предприятия не обнаружено.
Проведенный анализ показал
наличие у ЗАО «Рабочий»
Основными путями улучшения ликвидности фирмы являются:
• сокращение сверхнормативных запасов;
• уменьшение кредиторской задолженности;
Прежде всего, следует
наладить работу по уменьшению кредиторской
задолженности. Важный фактор финансового
оздоровления фирмы – совершенствование
договорной работы и договорной дисциплины.
Необходимо также более четко
вести кредитную документацию, в
частности подготовить
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудиторский контроль осуществляется
за деятельностью предприятий
Порядок проведения аудиторского
финансового контроля урегулирован
Указом Президента Российской Федерации
«Об аудиторской деятельности в
Российской Федерации». Согласно этим
актам аудиторская деятельность
определяется как независимый
Для нормального функционирования рыночной экономики важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия. Такая информация предоставляется посредствам внешнего финансового контроля в которой заинтересованы различные уровни управления, которым необходимо знать фактическом состоянии бизнеса, финансах организации, выполнении обязательств по налогам, внебюджетным платежам, а также использовании бюджетных средств. При этом экономические интересы государственных органов управления, налоговых служб, администрации организации, его коллектива, учредителей и акционеров не совпадают, так как каждая из сторон стремится получить максимальную выгоду для себя. Например, государство заинтересованно в получении максимума налогов и различных сборов для покрытия бюджетных расходов. Хозяйствующие субъекты стремятся получить большую массу прибыли, но при этом сократить налоги и различные сборы в бюджет. В то же время интересы в получении информации у различных субъектов совпадают. Банкам и заимодавцам необходима достоверная информация о прибылях и платежеспособности организаций. Их интересует способность организации погасить долги по кредитам и займам, платежи по процентам. Фондовые биржи желают получить максимум дохода от покупки и продажи ценных бумаг. Поэтому они заинтересованы в получении объективной информации о состоянии и перспективах развития финансового положения своих клиентов. То же можно сказать об акционерах, которые озабоченны вложенными средствами в организацию и размерами дивидендов. Их интересует реальная информация о развитии организации, ее перспективах, прочности финансового состояния.
Сегодня органы государственной
власти уделяют серьезное внимание
вопросам совершенствования системы
финансового контроля. Так как
обязательным условием эффективного функционирования
экономики и финансовой системы
страны является наличие развитой системы
контроля. Предпринят уже ряд шагов,
направленных на ее реформирование. Заметную
роль в совершенствовании
В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.
В настоящее время в Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о государственном контроле в Российской Федерации.
Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения. Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия.
Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность финансовой системы.
Таким образом сегодня, когда вся бюджетная система России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы финансового контроля, является одним из наиболее важных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Аудит как форма внешнего финансового контроля