Аудит как форма внешнего финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью практической части является аудит учета расчетных и кредитных операций. Для этого подробно рассмотрим на примере предприятий:
аудит учета расчетных операций;
аудит учета кредитных операций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
АУДИТ КАК ФОРМА ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 5
Сущность и значения финансового контроля 5
Аудиторский финансовый контроль 6
Цели внешнего финансового контроля 9
АУДИТ УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ И КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 12
2.1 Аудит учета расчетных операций. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО ТПК «Заволжье» 12
2.2 Учет аудита кредитных операций на примере предприятия ЗАО «Рабочий» 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

рефер гот.docx

— 55.72 Кб (Скачать)

 

В 2010 году Сбербанком РФ была проведена аудиторская проверка финансового состояния предприятия, в том числе и его кредитных операций. Проверка кредитных операций предприятия включала в себя следующие процедуры:

Процедура КИЗ. 1.1.1. Проверка полноты наличия договоров, на основании  которых аудируемое лицо привлекает заемные средства.

Цель: установить, что у  аудируемой организации, привлекающей заемные средства, имеются в наличии и правильно оформлены все договоры кредита (займа).

Средства: для выполнения данной процедуры аудитору следует  использовать:

выписки банка по расчетному счету;

выписки банка по ссудному счету;

приходные кассовые ордера;

договоры кредита или  займа;

синтетические регистры учета  кредитов и займов.

Техника исполнения: приступив  к проверке кредитов и займов, аудитор  проверяет наличие договоров  кредита (займа), сразу определяя, какие  именно из процедур в соответствии с классификатором необходимо использовать.

Просматривая обороты  по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитами займам»  в регистрах синтетического учета, аудитор устанавливает соответствие оборота по указанным счетам с  наличием договора.

Процедура КИЗ. 1.3.1. Проверка наличия регистров учета и  распределения процентов по заемным  средствам.

Цель: установить, что у  аудируемой организации, привлекающей заемные средства, утверждены учетной политикой, имеются в наличии и регулярно заполняются регистры бухгалтерского и налогового учета процентов по кредитам и займам.

Средства: для выполнения данной процедуры аудитору следует  использовать:

учетную политику;

график документооборота;

бухгалтерские справки-расчеты  процентов по кредитам и займам.

Техника исполнения: приступив  к проверке кредитов и займов, аудитор  проверяет наличие приложенного к учетной политике графика документооборота, обращая внимание на наличие в  нем такого документа, как бухгалтерская  справка-расчет процентов по договорам  кредита (займа).

Из графика документооборота аудитор получает информацию о тех  должностных лицах, которые утверждают его после оформления, и об исполнителях, на которых возложены обязанности  по его заполнению.

Аудитор подбирает справки-расчеты  за каждый месяц и проверяет их по формальным признакам наличия  итогов, подписей ответственных лиц, расшифровок подписей, утверждения  внесенных исправлений и др.

Если в процессе проверки бухгалтерских справок-расчетов процентов  по кредитам и займам на полноту  будут выявлены недостающие договоры, то аудитор должен получить разъяснения  по данному обстоятельству от ответственного сотрудника аудируемого лица.

Процедура КИ3. 1.5.1. Проверка наличия и выполнения дополнительных соглашений к договорам кредита (займа).

Цель: установить, что у  аудируемой организации, привлекающей средства кредитов банков, договорами о которых условия договора могут быть пересмотрены, имеются в наличии дополнительные соглашения к кредитным договорам, изменяющие условия кредитования.

Особые условия: данная процедура  назначается в случае, если другие процедуры проверки раздела учета  «Кредиты и займы» показывают фактическое  изменение условий кредитования, но документальное обоснование изменениям условий кредитования отсутствует.

Средства: для выполнения данной процедуры аудитору следует  использовать:

кредитные договоры, в соответствии с которыми условия кредитования могут быть изменены;

дополнительные соглашения к кредитным договорам.

Техника исполнения: аудитор  проверяет наличие дополнительных соглашений к кредитным договорам.

Если в процессе проверки будут выявлены недостающие дополнительные соглашения к кредитным договорам, условия которых были изменены, то аудитор должен получить разъяснения от ответственного сотрудника аудируемого лица.

Процедура КИ3.1.6.1. Проверка своевременности перевода срочной  задолженности по кредитам и займам в просроченную при наличии оснований.

Цель: установить, что аудируемая организация, привлекающая заемные средства и своевременно в соответствии с условиями договора кредита (займа) не погасившая задолженности по кредиту (займу) или процентам по кредиту (займу), осуществляет своевременный перевод задолженности в просроченную на счетах бухгалтерского учета.

Средства: для выполнения данной процедуры аудитору следует; использовать:

выписку банка по расчетному счету;

договоры кредита или  займа;

аналитические и синтетические  регистры учета кредитов и займов.

Техника исполнения: просматривая договоры кредита и займа, аудитор  обращает внимание на установленные  ими сроки возврата и порядок  уплаты процентов по ним. По каждому  договору выясняют:

1) уплачены ли проценты  в сроки, установленные договором; 

2) произведен ли возврат  суммы кредита (займа) в срок, установленный договором;

3) соблюдался ли график  возврата сумм кредита (займа)  в случае, если кредит (заем) должен  погашаться частями по условиям  договора.

Процедура КИЗ. 2.1.1. Проверка включения в налоговые расходы  организаций, применяющих кассовый метод, процентов за пользование  заемными средствами, фактически на конец  отчетного года уплачиваемых банку.

Цель: установить, что организация, применяющая кассовый метод, относит  на расходы, принимаемые для целей  налогообложения прибыли проценты в сумме, фактически уплаченной на конец отчетного периода банку (заимодавцу).

Средства: для выполнения данной процедуры аудитору следует  использовать:

договор кредита или займа;

выписки банка, подтверждающие фактическую уплату процентов банку;

бухгалтерские справки-расчеты  по начислению процентов по кредиту  или займу;

курсы валют (в случае, если сумма кредита или займа выражена в иностранной валюте);

нормативно-справочную таблицу  ставок рефинансирования Центрального банка РФ.

Техника исполнения: аудитор  производит выборку бухгалтерских  записей по начислению процентов  по договору кредита (займа) и выборку  платежных документов по перечислению процентов банку (заимодавцу) и выясняет:

1) правильность начисления  процентов в соответствии с  отчетным периодом и условиями  договора кредита (займа);

2) правильность отражения  в учете временных разниц в случае, если на конец отчетного месяца начисленные проценты фактически не уплачены;

3) правильность начисления  отложенных налоговых активов  на сумму временных разниц;

4) правильность отражения  в учете постоянных разниц  в случае, если ставка процентов  по кредиту (займу) превышает  норматив, установленный ст. 269 НК  РФ;

5) правильность начисления  постоянных налоговых обязательств  на сумму постоянных разниц;

6) правильность исчисления  и отражения в учете суммовых разниц в случае, если сумма кредита (займа) выражена в иностранной валюте.

Результаты проверки кредитных  операций ЗАО «Рабочий» следующие.

Предприятие в свой деятельности использует два долгосрочных кредита, взятых с целью увеличения оборотного капитала – Сбербанку РФ и Банку  «Русский стандарт». Срок погашения  этих кредитов еще не наступил. Периодически у предприятия возникают краткосрочные  задолженности перед персоналом организации, по налогам и сборам. В 2005 году возникла довольно внушительная задолженность перед поставщиками и подрядчиками (1800 тыс. руб.).

Проверка выявила отсутствие дополнительного соглашения об изменении  порядка погашения долга по кредиту  банка «Русский стандарт». В остальном, нарушений в учете кредитных  операций предприятия не обнаружено.

Проведенный анализ показал  наличие у ЗАО «Рабочий» удовлетворительных финансовых показателей и грамотное  ведение учета кредитных операций предприятия. При этом вызывает опасение возникновение у предприятия  в 2010 году задолженности поставщикам и подрядчикам.

Основными путями улучшения  ликвидности фирмы являются:

• сокращение сверхнормативных запасов;

• уменьшение кредиторской задолженности;

Прежде всего, следует  наладить работу по уменьшению кредиторской задолженности. Важный фактор финансового  оздоровления фирмы – совершенствование  договорной работы и договорной дисциплины. Необходимо также более четко  вести кредитную документацию, в  частности подготовить дополнительное соглашение с банком «Русский стандарт».

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью предприятий независимыми специализированными аудиторскими фирмами или частными лицами, имеющими лицензию на проведение контроля. Его  цель состоит в том, чтобы проверить  достоверность финансовой отчетности и бухгалтерского баланса, установить соблюдение действующего порядка финансовых и хозяйственных операций, правильность их отражения в аудите.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом Президента Российской Федерации  «Об аудиторской деятельности в  Российской Федерации». Согласно этим актам аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить  как отдельные физические лица, прошедшие  государственную аттестацию, так  и аудиторские фирмы (в том  числе, иностранные), которые могут  иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную Российским законодательством. После получения  лицензии на право осуществления  аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов  и аудиторских фирм. Организация  государственного регулирования аудиторской  деятельностью возложена на комиссию по аудиторской деятельности при  Президенте Российской Федерации.

Для нормального функционирования рыночной экономики важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия. Такая информация предоставляется  посредствам внешнего финансового  контроля в которой заинтересованы различные уровни управления, которым необходимо знать фактическом состоянии бизнеса, финансах организации, выполнении обязательств по налогам, внебюджетным платежам, а также использовании бюджетных средств. При этом экономические интересы государственных органов управления, налоговых служб, администрации организации, его коллектива, учредителей и акционеров не совпадают, так как каждая из сторон стремится получить максимальную выгоду для себя. Например, государство заинтересованно в получении максимума налогов и различных сборов для покрытия бюджетных расходов. Хозяйствующие субъекты стремятся получить большую массу прибыли, но при этом сократить налоги и различные сборы в бюджет. В то же время интересы в получении информации у различных субъектов совпадают. Банкам и заимодавцам необходима достоверная информация о прибылях и платежеспособности организаций. Их интересует способность организации погасить долги по кредитам и займам, платежи по процентам. Фондовые биржи желают получить максимум дохода от покупки и продажи ценных бумаг. Поэтому они заинтересованы в получении объективной информации о состоянии и перспективах развития финансового положения своих клиентов. То же можно сказать об акционерах, которые озабоченны вложенными средствами в организацию и размерами дивидендов. Их интересует реальная информация о развитии организации, ее перспективах, прочности финансового состояния.

Сегодня органы государственной  власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы  финансового контроля. Так как  обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы  страны является наличие развитой системы  контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового  контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

В целях наиболее полного  выполнения Указа Президента Российской Федерации от 03.03.98 г. «Об обеспечении  взаимодействия государственных органов  в борьбе с правонарушениями в  сфере экономики» был создан Департамент  государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано  необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.

В настоящее время в  Минфине активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о  государственном контроле в Российской Федерации.

Однако, на сегодня остается еще целый ряд проблем, требующий их скорейшего разрешения. Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что теперь сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия.

Усилия органов власти, которым поручено выполнять функции  контроля, не координируются и осуществляют они его в основном в рамках своего ведомства, что вызывает раздробленность  финансовой системы.

Таким образом сегодня, когда вся бюджетная система России находится в стадии становления, вопрос реформирования системы финансового контроля, является одним из наиболее важных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 и 2: по состоянию на 01.07.2009 г. - М.: Проспект, 2009.- 656 с.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете». 2-е издание. – М.; Издательство «Ось -89», 2009 г.-16 с.
  3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».- М.: Омега-Л, 2009
  4. Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности».
  6. Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».
  7. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-20): с приложениями и методическими указаниями Министерства финансов.- М.: Юриспруденция, 2010
  8. Стандарты (правила) аудиторской деятельности: инструкции.- М.: Омега-Л, 2010
  9. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению., – М.; «Информационное агентство ИПБ-БИНФА», 2009
  10. Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Аудит: учеб. пособие. 4-е изд., перераб.и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010
  11. Василенко А.А. Стандарты аудита. Изучайте и внедряйте. –Ростов н/Д: Феникс, 2009
  12. Вещунова Н.Л., Кочинев Ю.Ю. Аудит. Под ред. проф. Н.Л. Вещуновой.- 3-е изд.- СПб: Питер, 2010
  13. Виноградов Е.В., Матвейчук И.А. Аудит. - М.: Академический Проект, 2010
  14. Воронина Л.И. Аудиторская деятельность. Основы организации. Учебно-практическое пособие. - М.: Эксмо, 2009
  15. Горожанкина Е.А. Аудит. Учебник. 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2009
  16. Крикунов А.В., Леднев В.А. Аудит в России. Антология российского аудита. 2-е изд., доп.и изм. + CD. - М.: Маркет ДС, 2008
  17. Массарыгина В.Ф. Оценка аудиторских рисков при формировании бухгалтерской отчетности / Аудитор. – 2007
  18. Мельник М.В. Аудит. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
  19. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит: Учебник. 3-е изд., перераб. - М.: Инфра-М, 2009
  20. Миргородская Т.В. Аудит. Учебное пособие. 2-е изд, перераб и доп. - М.: КноРус, 2010
  21. Миронова О.А., Азарская М.А. Аудит: теория и методология. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2008
  22. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др. Аудит: учеб. для вузов. Под ред. проф. В.И. Подольского.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Academia, 2009
  23. Рогуленко Т.М. Аудит: изд. с изм. учебник - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2008
  24. Суглобов А.Е., Планирование аудита в соответствии с Российскими и международными стандартами / Аудиторские ведомости.-2010
  25. Суйц В.П., Ситникова В.А. Аудит: учебное пособие. –М.: КноРус, 2008
  26. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Инфра-М, 2008
  27. Филь И.А. Аудит (конспект лекций). –М.: Приор-издат, 2009

Информация о работе Аудит как форма внешнего финансового контроля