Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка научно обоснованной концепции системы экономического контроля хозяйствующих субъектов, объединяющей внешний и внутренний контроль разных аспектов внешнеэкономической деятельности, обоснование направлений совершенствования методологии учета, анализа и контроля.
Введение…………………………………………………………………….…4
Глава 1. Сущность аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций) и их нормативное регулирование……………………………………....7
1.1. Цель и информационная база аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)………………………………………….........7
1.2. Нормативное правовое регулирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)……………………………………...……..10
1.3. Этапы аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)……………………………………………………………………………13
Глава 2. Планирование аудита ВЭД (аудита экспортных и импортных операций)………………………………………..…………………………………..17
2.1. Понимание деятельности аудируемого лица………………...17
2.2. Оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска……………………………………………19
2.3. Формирование плана и программы аудита экспортных и импортных операций………………………………………………………………29
Глава 3. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки…………………………………………………………………………....38
3.1. Сбор аудиторских доказательств и их документирование…………………………………………………………………38
3.2. Обобщение результатов проверки…………………………38
Заключение…………………………………………………………………..40
Список использованной литературы……………………………………..41
Приложения……………………………………………………………..….43
Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 30 декабря 2008 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот Закон определяет место аудита в финансово - хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для Российской Федерации это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие Закона позволяет считать, что становление аудита в Российской Федерации состоялось.
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством Российской Федерации 11 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Кроме того, действуют российские правила (стандарты). Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
Четвертый
уровень включает внутрифирменные
стандарты аудиторской деятельности,
которые разрабатывают аудиторские организации
и индивидуальные аудиторы на базе федеральных
правил (стандартов) и практики аудита.
Содержание и форма таких документов являются
прерогативой аудиторских фирм, их ноу
- хау. Они определяют качество и престиж
аудиторских фирм.
1.3.
Этапы аудита ВЭД
(аудита экспортных
и импортных операций)
Этапы аудита экспортных операций:
Проверка содержания статей расходов, связанных с продажей продукции. При проверки экспортных операций необходимо убедится в правильности и обоснованности списания производственных затрат на себестоимость экспортных товаров. Фактическая себестоимость экспортной продукции включает производственную себестоимость продукции и коммерческие (накладные) расходы по экспорту. Накладные расходы представляют собой затраты, связанные с реализацией экспортных товаров и включают транспортные расходы, погрузку, разгрузку, перевалку, хранение экспортных товаров, оплату таможенных пошлин и сборов, комиссионного вознаграждения посредническим организациям и т.д.
При проверке накладных расходов необходимо установить:
должна ли организация-экспортер нести эти расходы в соответствии с базисными условиями поставок;
оправданно ли возникли эти расходы или по вине участников сделки. В последнем случае произведенные затраты должны возмещается за счет виновной стороны;
своевременность оплаты накладных расходов;
правильность
распределения накладных
нет ли случаев отнесения на накладные расходы сумм, оплаченных авансом.
Для
выявления этих фактов нужно проверить
аналитический учет накладных расходов
в разделе соответствующих
Если аудитор обнаружит списание на себестоимость продукции непроизводственных затрат, то данные затраты необходимо отнести в состав прочих расходов, так как в данном случае может произойти искажение финансового результата от продажи экспортной продукции.
Проверка экспортером обязательств по поставке товара. В этом случае аудитор использует товарно-транспортные документы. Железнодорожные накладные либо другие транспортные документы международного сообщения выписываются при прямых отправках. На основании данных документов товары отражаются на субсчете "Экспортные товары по прямым отправкам". Если товар отгружается в порт или на пограничный железнодорожный пункт, то выписывается внутренняя железнодорожная накладная и товар учитывается на субсчете "Экспортные товары в пути в Российской Федерации".
Снятия товара с экспорта должно подтверждаться дополнением к контракту о его аннулировании, подписанным в установленном порядке.
При
обнаружении ошибок в учете аудитор
может сделать вывод о том,
что в организации существует
неэффективная система
Контроль правильности расчета конечного финансового результата экспортных сделок и достоверность отражения в учете выручки от реализации. Согласно ПБУ 3/2006 при исчислении доходов организации в иностранной валюте принимается курс Банка России на дату признания доходов. Конечный финансовый результат от экспортной сделки представляет собой разницу между экспортной выручкой и фактической стоимостью экспортной продукции, включая накладные расходы по экспорту.
Проверка открытых субсчетов к счету 45 "Товары отгруженные". Каждая партия товара должна быть отгружена в учете по месту ее конкретного нахождения. При осуществлении экспорта товаров по договору комиссии с российским посредником такой учет должен вестись у комиссионера, так как он получает документы по местам конкретного местонахождения товара.
Контроль обоснованности оплаты расходов в иностранной валюте. Согласно гражданскому и валютному законодательству расчеты между резидентами осуществляются в рублях. Экспортеры могут использовать оплату в иностранной валюте в строго ограниченных случаях (транспортировка, страхование товара, если стоимость этих услуг входит в цену товара и оплачивается иностранным покупателем; расходы банков, посреднических внешнеэкономических организаций, если эти расходы производились этими организациями или предъявлены им нерезидентами в иностранной валюте; комиссии банкам в инвалюте и т.д.).
Проверка
правильности расчета конечного
финансового результата экспортных
сделок и достоверность отражения
в учете выручки от реализации.
Согласно ПБУ 3/2006, при исчислении доходов
организации в иностранной
Контроль полноты и своевременности отражения в учете экспортной валютной выручки. Выручка должна быть отражена в учете на дату перехода права собственности на товар к иностранному покупателю. При проверки полноты и своевременности поступления экспортной выручки за реализованные иностранным покупателям товары следует установить, соблюдается ли порядок зачисления и списания валютной выручки на транзитный и текущий валютные счета.
Проверка своевременности расчетов с иностранными покупателями. Особенно тщательно следует проверить расчеты с иностранными покупателями, а именно:
Сопоставить
сроки расчетов, вытекающие из контрактов,
и фактическое поступление
Выяснить
причины возникновения
Выявить своевременность зачисления валютной выручки на счета в уполномоченном банке.
Аудитор должен убедится, контролирует ли бухгалтерия выписку счетов иностранным покупателям и их оплату, а так же осуществляется ли в бухгалтерии контроль за сроками отгрузки и поставки экспортных и импортных товаров. Суммы, указанные в выписках, сверяются с данными первичных документов.
Проверка соблюдения экспортером требований законодательства по обязательной продаже части экспортной валютной выручки и отражения в бухгалтерском учете операций по обязательной продажи валюты.
Контроль правильности отражения в бухгалтерском учете возникающих курсовых разниц.
Проверка правильности ведения налогового учета и расчетов по налогу на прибыль. Аудитор должен проконтролировать:
показатели прибыли и убытков от продажи на экспорт товаров;
отнесения
затрат по производству на себестоимость
для целей налогообложения
признание прочих доходов и расходов для целей налогообложения;
правильность расчета налогооблагаемой прибыли;
особенность предъявления к возмещению из бюджета НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам;
особенность
применения ставки НДС 0% и т.д.
Этапы аудита импортных операций:
Глава 2. Планирование
аудита ВЭД (аудита экспортных
и импортных операций
2.1.
Понимание деятельности
аудируемого лица
Понимание деятельности
Аудитор использует
Приобретение знаний о
В случае если аудитор намеревается использовать информацию о деятельности аудируемого лица и его среде, собранную в предыдущие периоды, аудитор должен определить, не произошли ли изменения, которые могут оказать влияние на актуальность такой информации для текущего аудита. При повторяющихся аудитах опыт, полученный в ходе предыдущего аудита, способствует лучшему пониманию деятельности аудируемого лица. Однако такая информация может стать неуместной для текущего аудита вследствие изменений, произошедших в деятельности аудируемого лица и его среде. Поэтому аудитор должен направить соответствующие запросы и выполнить прочие уместные аудиторские процедуры, в том числе сквозные проверки, с целью выявления возможных изменений, способных оказать влияние на актуальность такой информации.
Аудитором
принимается во внимание и
прочая информация, если она уместна
для текущего аудита, в частности
та, которая была собрана при
решении вопроса о заключении
договора с аудируемым лицом
или продолжении
Понимание аудитором