Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:24, курсовая работа
Переход всего народного хозяйства страны к рыночной экономике, ускоренное развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организаций (акционерных обществ, обществ с различной ответственностью, производственных кооперативов и др.) и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы экономического контроля в РФ. Коренные изменения произошли в структуре контрольно-ревизионных служб и видов контроля.
11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» подразделяет сопутствующие аудиту услуги на услуги действия, услуги контроля, информационные услуги [6, с.85-91].
К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом и ранее экономическим субъектом не созданных.
К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контролю ведения учета и составления отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта.
К информационным услугам относятся услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.
При оказании сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация должна действовать в соответствии с заданием, согласованным с заказчиком, планировать и документировать выполняемые работы. Если для выполнения части задания привлекаются сторонние организации или сотрудники, то должны быть четко разграничены их обязанности и ответственность. По итогам проведенных работ должен быть подготовлен документ, отражающий результаты и выводы аудиторской организации. Если аудиторская организация систематически оказывает сопутствующие услуги, то должна быть организована система контроля качества этих услуг, подготовлены и применяться типовые формы отчетности по ним.
Оказывая любые аудиторские услуги, аудитор обязан быть честным, объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допуская личной предвзятости, соблюдать в работе требования аудиторских правил (стандартов).
Аудитор должен всегда быть независимым. Это означает, что аудитору следует отказаться от оказания профессиональных услуг, если он или его организация находятся в таких отношениях с клиентом, которые могут повлиять на результаты проверки.
При оказании аудиторских услуг аудитору необходимо соблюдать профессиональную компетентность. Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать достаточным объемом знаний и навыков, чтобы добросовестно выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках и учитывающие положения всех, в том числе новейших нормативных актов. Для этого аудитору следует постоянно обновлять свои знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности, законодательства и других вопросах.
Аудиторы обязаны сохранять в тайне конфиденциальность полученной в ходе проверки информации о делах клиента без ограничения во времени и независимо от сохранения или прекращения отношений с ним. Аудиторы не вправе использовать эту информацию для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента. Публикация и иное разглашение конфиденциальной информации клиентов не является нарушением профессиональной этики в случаях:
- когда это сделано с разрешения клиента, а также с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;
- когда это предусмотрено законодательством или решениями судебных органов;
- для защиты профессиональных интересов аудиторской организации в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или представителями клиентов;
- когда клиент намеренно или незаконно вовлек аудиторов в действия, противоречащие профессиональным нормам.
Аудиторская организация отвечает за сохранение конфиденциальной информации со стороны всего персонала организации.
Аудиторы обязаны заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить в договоре условия и порядок оплаты за свои профессиональные услуги. Оплата за аудиторские услуги должна определяться объемом и качеством предоставляемых услуг, зависеть от их сложности, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора.
В основу общей классификации аудита могут быть положены следующие признаки (табл. 1.1.1).
Таблица 1.1.1
Виды аудита
№ | Критерии | Виды |
1 | По отношению к пользовате- лям информации | 1. Внешний 2. Внутренний |
2 | По отношению к требовани- ям законодательства | 1. Обязательный 2. Инициативный |
3 | По объектам аудита | 1. Банковский 2. Аудит страховых организаций 3.Аудит бирж, инвестиционных институ- тов и внебюджетных фондов 4. Общий 5. Государственный |
4 | По назначению | 1. Аудит финансовой отчетности 2. Налоговый 3. Аудит на соответствие требованиям 4. Ценовой 5. Управленческий (производственный) 6. Специальный (экологический и др.) 7. Аудит хозяйственной деятельности |
5 | По времени осуществления | 1. Первоначальный 2. Согласованный (повторяющийся) 3.Оперативный |
6 | По характеру проверки | 1. Подтверждающий 2. Системно ориентированный 3. Аудит, базирующийся на риске |
По отношению к пользователям информации выделяют внешний и внутренний аудит.
Внешний аудит проводится независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации.
Внутренний аудит – неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Его цель – оценка эффективности функционирования системы управления. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также путем разработки предложений по совершенствованию методов организации производства, взаимодействия различных подразделений. При должной организации внутреннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных законодательством случаях.
Различия между внутренним и внешним аудитом состоят из их основных задач и из времени выполнения работы. Если основной задачей внутреннего аудита является подготовка информационных материалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия для руководства, то главная задача внешнего аудита – подготовка соответствующего заключения о достоверности бухгалтерской отчетности для внешних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, налоговой службы, банков, партнеров по бизнесу, органов власти и т.д.
Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно. Внешний аудит проводится периодически, как правило, один раз в год.
По отношению к требованиям законодательства различают инициативный или обязательный аудит. Инициативный аудит проводится, как правило, по решению администрации предприятия или его учредителей. Его цель – выявить недостатки в методике и организации бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния предприятия, разработать рекомендации по повышению эффективности его деятельности. Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, то есть направленным на изучение отдельных разделов или участков учета, различными могут быть и применяемые методы анализа: сплошная и выборочная проверка, изучение учетных регистров и (или) первичных документов и др.
Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. В соответствии Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» [1] обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
- организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
- организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
- объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ;
- организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше нормативам. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
- обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 %, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается правительством Российской Федерации.
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение условий договора.
В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.
1. Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей (владельцам акций, кредиторам и др.).
2. Налоговый аудит- это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.
3. Управленческий (производственный) аудит – это проверка любой части процедур и методов функционирования предприятия для оценки производительности и эффективности. Задача такого аудита состоит во всестороннем анализе экономики предприятия или определенного вида его деятельности. Такая проверка не ограничивается бухгалтерским учетом и включает также изучение организационной структуры, методов производства, инвестиционной и маркетинговой политики, целевых программ и др.
4. Аудит хозяйственной деятельности представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей: оценки эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности. Этот вид аудита может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
5. Аудит на соответствие требованиям. Цель такого аудита состоит в определении, соблюдаются ли на предприятии те конкретные правила, нормы, законы, инструкции, пункты договоров, которые оказывают воздействие на результаты деятельности или отчеты, а также те специфические требования, которые предписаны персоналу администрацией. В ходе проверки на соответствие устанавливается: соответствует ли деятельность предприятия его уставу; правильно ли начисляются средства на оплату труда и другие выплаты работникам; обоснованно ли производится списание затрат на себестоимость продукции и правильно ли уплачиваются налоги по действующему законодательству; соблюдаются ли условия кредитных договоров по использованию заемных средств и их возврату кредиторам; выполняются ли условия договоров поставки продукции и др.
6. Специальный аудит (экологический, операционный и др.)- это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил.
По времени осуществления аудиторских проверок различают первоначальный, согласованный и оперативный аудит.
1. Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента.
2. Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета.
3. Оперативный аудит – это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.
Информация о работе Аудит финансовых результатов организации