Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является рассмотрение финансовых вложений и аудита данной категории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, состав, порядок учета финансовых вложений;
- рассмотреть теоретические и нормативные аспекты организации аудита финансовых вложений
ВВЕДЕНИЕ
4-5
ГЛАВА 1
Роль и значение аудита финансовых инвестиций
1.1 Задачи и источники аудита финансовых инвестиций
6-7
1.2 Составление плана и программы аудита финансовых инвестиций
7-12
1.3 Обзор нормативных документов по теме исследования
12-14
ГЛАВА 2
Аудит краткосрочных финансовых инвестиций
2.1 Аудит краткосрочных финансовых инвестиций
15-20
2.2 Аудит долгосрочных финансовых инвестиций
20-25
2.3 Аудит инвестиционных проектов.
25-30
ГЛАВА 3
Заключительный этап аудита финансовых инвестиций
3.1 Составление аудиторского заключения о финансовых инвестициях
31-36
3.2 Совершенствование ревизии инвестиций
36-38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
39-41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таблица 1.1 - Определение оценки риска по направлениям аудита:
№ п/п | Характеристика направления аудита | Уровень риска | Оценка риска аудитором |
1 | Хорошее состояние, где возможны несущественные текущие ошибки | Низкий | 1 |
2 | Удовлетворительное состояние с допустимым количеством нарушений и проблем | Средний | 2 |
3 | Плохое состояние, наличие серьезных ошибок и проблем | Высокий | 3 |
Примечание – Источник: собственная разработка
В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании. Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При этом она независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом [5, с.123].
Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита. Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.
При составлении программы и по ходу аудита аудитор должен предусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющих на проведение проверки, а именно:
- нужны ли дополнительные разъяснения при интерпретации сомнительных документов?
- выходит ли сделанное наблюдение за рамки аудита? Если да, то важно ли оно для качества, безопасности и т.п. и стоит ли того, чтобы выходить за рамки данной аудиторской проверки?
- удовлетворителен ли уровень существенности при проведении проверки?
- полностью ли применены в данной ситуации употребляемые способы оценки деятельности экономического субъекта?
- по плану ли осуществляется аудиторская проверка? Не выходит ли за отведенное время? Если да, то какими областями аудита можно пренебречь без ущерба для поставленных целей?
Выработка мнений по этим и другим подобным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своей роли, собственной фильтрующей системы [5, с.121]. При этом ответы на перечисленные вопросы не должны зависеть от предубеждений или каких-либо иных причин. Промежуточные мнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока нет фактов. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
Анализ аудиторской практики свидетельствует, что наиболее распространенными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций с финансовыми вложениями, являются следующие:
- отсутствие документов, подтверждающих фактические финансовые вложения;
- оформление документов с нарушением установленных требований;
- фиктивные документы и операции;
- исправления записей в документах без необходимых оснований;
- некорректная корреспонденция счетов при отражении финансовых вложений в учете;
- отсутствие подлинников или заверенных в соответствии с законодательством документов;
- несвоевременное отражение доходов по операциям с ценными бумагами;
- неправильное исчисление фактической себестоимости ценных бумаг;
- несоблюдение тождественности данных регистров бухгалтерского учета и показателей отчетности;
отсутствие инвентаризации или проведение ее с нарушениями действующего законодательства;
- неправильное исчисление налога на доходы;
- неисполнение требований законодательных и нормативных документов;
- несовпадение данных синтетического и аналитического учета финансовых вложений. [2, с.82].
1.3 Обзор нормативных документов по теме исследования
Нормативная база - перечень нормативных документов, определенных правилами бухгалтерского и налогового учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Нормативная база, которая регулирует аудиторскую деятельность, взаимоотношения экономического субъекта, аудитора и государства и, непосредственно аудит операций, связанных с финансовыми вложениями, включает в себя:
Закон Республики Беларусь № 3373-XII от 08.11.1994 (ред. от 04.01.2010) «Об аудиторской деятельности»с учетом изменений. Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь № 128 от 17.09.2003 «Об утверждении Правил аудиторской деятельности» с учетом изменений.
Правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской, финансовой отчетности» устанавливают единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, составляемого аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем по результатам аудита достоверности бухгалтерской, финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь №8 от 23.01.2002 «Об утверждении Правил аудиторской деятельности».
Задачами настоящих Правил являются:
- установление требований к правилам внутреннего контроля качества аудита;
- установление требований по обеспечению качества аудиторских услуг.
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от № 158 от 31.08.2005 «Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов».
Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1585 от 31.10.2001г с учетом изменений.
Гражданский, налоговый, инвестиционный, банковский кодексы.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь№19 от 14.02.2008г. Об утверждении форм бухгалтерской отчетности.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь №180 от 30.11.2007г. Об утверждении инструкции по инвентаризации активов и обязательств. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
Постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь №41 от 31.05.2004 «Об утверждении Перечня регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного комплекса и Инструкции по применению регистров журнально-ордерной формы учета в организациях агропромышленного комплекса»
И это далеко не весь перечень нормативных документов необходимых для темы исследования.
Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь, за исключением контроля за соблюдением законодательства об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах банковских холдингах, который осуществляется Национальным банком Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
АУДИТ ФИНАНСОВЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
2.1 Аудит краткосрочных финансовых инвестиций
Проверяя обоснованность признания активов в качестве финансовых вложений, аудитор должен оценить одновременное выполнение следующих условий:
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
- переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями
- способность приносить организации экономические выгоды, доход в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи, погашения финансового вложения и его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.). [6, с.100]
Счет 58 «Финансовые вложения» предназначен для отражения информации о наличии и движении инвестиций в ценные бумаги (акции, облигации и иные ценные бумаги) государственных и других организаций, уставные фонды других организаций, а также о предоставленных другим организациям займов.
В бухгалтерском учете и отчетности, в зависимости от сроков отвлечения средств и их целевого назначения, финансовые вложения подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. К краткосрочным финансовым вложениям можно отнести инвестиции предприятия в государственные ценные бумаги, облигации и другие долговые обязательства, в ценные бумаги и уставные фонды других предприятий, а также займы, предоставленные другим предприятиям на территории Республики Беларусь и за ее пределами сроком до 12 месяцев.
Отнесение вложений к соответствующему их виду зависит также от назначения вложений. Например, облигации, имеющие срок погашения более одного года, могут быть отнесены к краткосрочным финансовым вложениям, если они приобретены с целью перепродажи в течение года.
Аудит краткосрочных активов является одним из самых сложных вопросов аудита на данный момент, потому что именно в данном разделе допускается больше всего умышленных или обычных ошибок.
Целью проведения аудита инвестиций является установления соответствия при меняемой методики учета и налогообложения операций, связанных с формированием и использованием инвестиций, нормативно-правовым актам, действующим в Республике Беларусь в проверяемом периоде, чтобы сформировать мнение о достоверности финансовой отчетности.
В процессе планирования аудитор должен определить вопросы для включения их в программу:
- наличие договор о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность ценных бумаг;
- наличие реестра держателей ценных бумаг;
- аудит тождественности показателей финансовой отчетности и регистров бухгалтерского учета;
- аудит оформления первичных документов по учету инвестиций;
- правильность отражения операций по приобретению и выбытию на счетах бухгалтерского учета;