Аудит денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.
Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.
В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

Работа содержит 1 файл

аудит денежных средств синицина.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

Глава III. Аудит денежных средств на расчетных, валютных и специальных счетах в банках

3.1. Программа проведения проверки операций по счетам в банках

     Информационная  база, используемая аудитором при  проверке операций по счетам в банке, включает:

     1. Основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном, валютном и специальных счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций, а именно:

     а) Сведения о рублевых, валютных и прочих счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации.

     б) Отчет о движении денежных средств ( № 4).

     2. Приказ об учетной политике организации.

     3. Регистры синтетического учета операций на счетах в банке (Главная книга, журналы-ордера № 2, 3, ведомость № 2.

     4. Первичные документы, оформляющие операции по счетам в банке (договор на расчетно-кассовое обслуживание с банком, выписки по лицевым счетам, платежные поручения, мемориальные ордера, платежные требования-поручения, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера).

     По  приказу об учетной политике аудитор  знакомится:

     - с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;

     - документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных  с учетом денежных средств  на счетах в банке;

     - перечнем лиц, которым предоставлено  право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

     Перед проведением проверки составляется примерный перечень процедур для  определения качества внутреннего контроля в организации.

     Для проведения проверки расчетных и  валютных счетов:

  1. Получить полный список используемых расчетных и валютных счетов во всех  банках.
  2. Получить список размещенных депозитов с указанием сумм начисляемых процентов, сроков размещения и начисленных процентов на дату составления баланса. 
  3. Выверить остатки по счетам в банках на дату составления баланса и провести анализ выявленных расхождений.
  4. Разослать в банки клиента письма с просьбой о подтверждении размера остатков на счетах, а также о предоставлении информации о наличии и величине выданных банками клиенту кредитов, сумме начисленных процентов, обязательствах по залогам.
  5. Проверить соответствие сумм по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах (выборка).
  6. Проверить правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными.

3.2. Аудиторская проверка счетов организации в банках

     Аудиторская проверка операций по счетам в банке  начинается с того, что аудитор  знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной  валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

     Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса РФ.

     Операции  по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка РФ. К таким документам относятся:

     - выписки банка с приложенными  утвержденными банком формами  расчетно-платежных документов (платежное поручение, платежное требование, платежное требование-поручение, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.);

     - первичные документы, прилагаемые  к расчетным банковским документам  и обосновывающие правомерность  совершаемых операций.

     Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

     Особое  внимание аудитор должен уделить  операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

     Таким образом, в ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие  процедуры:

     - проверка соответствия произведенных  операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории РФ;

     - проверка подлинности представленных  к проверке документов, приложенных  к выпискам, подтверждающих операции;

     - арифметическая проверка правильности  выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в регистрах по учету денежных средств в банке;

     - проверка соответствия записей  в выписках банка и регистрах  бухгалтерского учета, регистрах  бухгалтерского учета и Главной  книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса. 

3.3  Аудит операций по расчетным счетам

     При аудиторской проверке банковских операций особое внимание обращается на соблюдение действующего законодательства при  их осуществлении. В соответствии с  действующим законодательством организации обязаны хранить свои денежные средства (сверх наличного лимита) в обслуживающих учреждениях банков. В Бухгалтерском учёте для этого предусмотрен счёт 51 «Расчётный счёт».

     Порядок открытия и режим ведения банковских счетов, а также осуществления операций, связанных с безналичными расчетами, регулируются специальными инструктивными указаниями Центрального банка России, а также нормами ГК РФ.

     Самостоятельное регулирование банковских операций не допускается.

     Цели  проведения аудита по операциям на расчетном счете:

     –правильность оформления расчетных документов в  банке;

     –целесообразность совершенных операций;

     –соответствие перечисленных сумм кредиторской задолженности  или формам оплаты согласно договору;

       – соответствие остатка денег  на расчетном счете с балансом предприятия;

     – правильность обобщения всех хозяйственных  операций на синтетических и аналитических  счетах и их формирование в журнале-ордере №2 и Главной книге. 

     Источники информации:

     – платежное поручение (кому перечислено);

     – платежное требование (был акцепт – оплата с согласия предприятия или нет, целесообразность требования);

     – сводное платежное поручение  и требование-поручение;

     – журнал-ордер №2 (заполняется на основании выписки и платежных  поручений – выписка выдается банком, если есть движение на расчетном счете);

     – главная книга 

счет 51 – расчетный счет: Дт – суммы, поступившие на расчетный счет, Дт 51-Кт 62 – расчеты с заказчиками, Дт 60-Кт 51 – оплата поставщикам

     Прежде  всего аудитор устанавливает, сколько  на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них.

     Основная  информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных  к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующими первичными документами. Если в выписке будут обнаружены подчистки и не оговоренные в письменном виде исправления, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.

     При аудите операций по расчетному счету  аудитор также проверяет:

     - порядок ведения учетных регистров;

     - ведутся ли регистры синтетического  учета по каждому расчетному  счету, открытому в банке, составляется  ли сводный регистр;

     - своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;

     - производятся ли записи в учетные  регистры по каждой выписке  банка.

     В начале проверки обязательно сверяют  остатки на счетах по выпискам банка  и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам :

     51 «Расчетные счета»

     55 «Специальные счета в банках»

     57 «Переводы в пути» в учетных  регистрах и в Главной книге.

     Прежде  всего, следует сверить остатки  на счетах денежных средств проверяемого периода в выписках банка, регистрах бухгалтерского учета (журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге) и отчетности. При наличии расхождений необходимо выявить их причины. При проверке поступивших на счета денежных средств устанавливается правильность их учета и полнота зачисления. Перечисленную покупателями выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетам учета реализации

      90 «Продажи»

      91 «Прочие доходы и расходы»

      62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

      76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами»

       Поступление денежных средств  от прочих дебиторов (по договорам  аренды, простого товарищества, штрафных  санкций и др.) проверяют по  данным выписок и приложенным  к ним документам. Аудиторы должны  проверить наличие договоров,  подтвердить обоснованность и  полноту зачисления денежных средств.

     Аналогично  осуществляется контроль операций по списанию денежных средств с расчетного и других банковских счетов.

     Кроме расчетных счетов организации могут  иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащие обособленному хранению. Открытие специальных счетов в банках вызвано также спецификой ведения отдельных форм расчетов между организациями. Аудиторская проверка проводится по каждому специальному счету в банке

    Типичные  ошибки, выявляемые аудитором при аудите банковских операций:

  • отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащим образом;
  • отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения операций;
  • перечисление авансов по бестоварным счетам без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям;
  • несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка;
  • некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций.
 

Таблица 2. Блок-схема проведения аудиторской проверки операций по расчетному счету 

1.Объекты  проведения  
Расчетные и текущие счета, открытые организацией в банках и их количество Форма безналичных  расчетов, используемая в организации Закрепление права  подписи банковских документов Первичные платежные  документы Операции по расчетному счету Бухгалтерский учет по расчетному счету
2.Источники  информации  
Нормативные акты, регулирующие операции по расчетному счету Инструкция  о расчетном и ткущем счетах в  банках, безналичных расчетах, кредитовании Выводы различных  экспертиз. Первичная документация по учету операций по расчетному счету  и правила её составления Регистры аналитического и синтетического учета и отчетность по операциям по расчетному счету 
Первичные документы: платежные поручения, выписки, мемориальные ордера, чеки и другие первичные документы Акты ревизий  и аудиторских проверок операций по расчетному счету
3.Методические  приемы экспертного исследования  
Исследование  договоров. Проверка полноты регистрации платежных документов Проверка по каждому счету наличия договора, наличия факта уведомления налоговой  службы Проверка наличия  на первичных платежных документах подписи руководителя или уполномоченного  лица Проверка наличия  на первичных платежных документах подписи главного бухгалтера или уполномоченного лица Проверка наличия  на первичных платежных документах штампа банка и подписи работника  банка Проверка своевременности  платежных документов  
   
Проверка  правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, своевременности и полноты отражения их в учете Проверка соответствия сумм в выписках банка по расчетному счету (счетам) суммам, указанным в  приложенных к ним первичных  документах Проверка правильности обработки выписок, а именно корреспондентских счетов, проставленных против каждой операции Проверка совпадения по выпискам суммы остатка на конец  предыдущего дня с суммой остатка  на начало последующего дня Проверка совпадения данных аналитического учета с данными  синтетического учета Экономии

 анализ

средств

Информация о работе Аудит денежных средств