Аудит дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является обоснование теоретических и исследование методологических положений аудита расчетов с покупателями и заказчиками. В соответствии с целью была поставленная совокупность следующих задач:
-определение сущности и значения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
-освоение порядка планирования и составления программы аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

Содержание

Вступление
1. Суть и значение аудита расчетов с покупателями и заказчиками
2. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности и организация внутреннего контроля в СФ ООО «Синнис, Лтд»
3. План и программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками
4. Методические приемы аудита расчетов с покупателями и заказчиками и порядок получения аудиторских доказательств
5. Обобщение результатов аудита и их использование в системе управления предприятием
Выводы и предложения
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

В аудиторском заключении должно быть четко определенно, кому оно адресуется - правлению, совету директоров, основателям, акционерам, организациям, налоговой инспекции или другим пользователям этой информации.

Аудиторское заключение должно иметь отметку о том, что правильность составления отчетности полагается на руководство проверяющего предприятия, и об ответственности аудитора за аудиторское заключение, которое должно быть обосновано результатами проведенной проверки.

С учетом требований законодательства каждая аудиторская организация должна разрабатывать требования относительно формы подготовки письменной информации аудитора. В письменной информации аудитора должны быть обоснования количественных расчетов и оценок ссылок на документы законодательства.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке должен быть сказано, какие из замечаний являются существенными, какие нет, влияют ли или не влияют, замечания и недостатки на выводы сделанные аудитором. Аудиторское заключение приведено в Приложении 6.

Составление аудиторского заключения является последним этапом проведения аудита на предприятии. Его написание регламентируется МСА 700 «Аудиторское заключение о финансовой отчетности» и МСА 800 «Аудиторское заключение при выполнении задач по аудиту специального назначения».

Аудиторское заключение составляется на основе следующих источников информации:

- конечный вариант отчетности;

- итоги аудита;

- аудиторские доказательства;

- протокол встреч с клиентом;

- протокол обсуждения результатов аудита и др.

На этапе формирования аудиторского заключения аудитор проводит группировку обнаруженных ошибок, формирование рабочего листка возможных исправлений и анализ существенности неисправленных ошибок. Аудитор также на этом этапе осуществляет проверку согласованности показателей после исправлений и оценку возможности предприятия продолжать свою деятельность.

При проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками встречаются следующие типичные ошибки:

- отсутствие договоров на реализацию продукции;

- неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС, налогу на прибыль и т.д.;

- некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

- недостоверность аналитического учета.

Вышеперечисленные недостатки не были выявлены в СФ ООО «Синнис, Лтд» на данном участке учетной работы, что характеризует достоверность бухгалтерских записей по счету 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Также следует отметить, что в рассмотренной документации отклонений в области их заполнения и отражения на их основе информации в учете выявлено не было.

На основе проведенного аудита расчетов с покупателями и заказчиками на СФ ООО «Синнис, Лтд» и составленного на основе его аудиторского заключения, следует отметить, что на исследуемом предприятии не обнаружено нарушений в ведении учета расчетов с покупателями и заказчиками. Все первичные документы оформлены должным образом и отображаются в оборотно-сальдовых ведомостях, журналах-ордерах и Главной книге, на основе которых формируются формы отчетности.

 


Выводы и предложения

 

Задачами аудита расчетов с покупателями и заказчиками являются установить:

-законность возникновения дебиторской задолженности предприятия;

- своевременность погашения задолженности;

- правильность отображения в учете расчетов;

- целесообразность мероприятий, осуществленных предприятием относительно ликвидации причин, которые повлекли просроченную задолженность.

Объектами аудита являются операции по возникновению задолженности покупателей и заказчиков.

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками используют разные методы. Аудитор проводит сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов. Метод аудиторской проверки аудитор определяет в зависимости от количества предприятий, которые принимают участие в расчетах.

Планирование аудита – очень важный этап аудиторской проверки. Основными рабочими документами на данной стадии выступают план и программа аудита, которые включают детальный перечень рассматриваемых вопросов и аудиторских процедур за период проверки, с указанием исполнителей и сроков проведения. Планирование включает также оценку системы внутреннего контроля и расчет уровня существенности и риска аудита.

Аудит расчетных операций следует начинать с анализа правильности оплаты за отгруженные материальные ценности, а также полноты списания отгруженных ценностей.

Во время проверки необходимо установить, правильно ли отображены по статьям баланса соответствующие остатки задолженности. Для этого сравнивают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главной книгой и балансом. При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому покупателю или заказчику. Такие расхождения - следствие запущенности учета расчетных операций или результат злоупотреблений.

Каждая сумма дебиторской задолженности рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности создания задолженности, реальности ее получения. Во время аудита дебиторской задолженности различают такие ее категории: текущую (или нормальную); неоплаченную в срок; задолженность за сроком давности, который минул; спорную; безнадежную.

Во время проверки расчетов с покупателями устанавливают, заключены ли договора поставки продукции, правильно ли высчитываются суммы, надлежащие предприятию за принятую покупателем продукцию. Проверяют полноту и своевременность расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью проводят инвентаризацию расчетов, высылают копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентные выписки) при расчетах с иногородними покупателями (организации-кредиторы высылают организациям-дебиторам).

Составление аудиторского заключения является последним этапом проведения аудита на предприятии. Его написание регламентируется МСА 700 «Аудиторское заключение о финансовой отчетности» и МСА 800 «Аудиторское заключение при выполнении задач по аудиту специального назначения».

На этапе формирования аудиторского заключения аудитор проводит группировку обнаруженных ошибок, формирование рабочего листка возможных исправлений и анализ существенности неисправленных ошибок. Аудитор также на этом этапе осуществляет проверку согласованности показателей после исправлений и оценку возможности предприятия продолжать свою деятельность.

Анализ финансового состояния СФ ООО «Синнис, Лтд» показал, что предприятие размер собственных оборотных средств за три года возрос и в 2008г. составил 175,6тыс.грн. Текущие активы предприятия в 2008г. на 75% покрывают его обязательства. Этот показатель остается практически неизменным по годам. Коэффициент абсолютной ликвидности имеет очень никое значение и уменьшается к 2008г. на 0,08. По состоянию на 2008г. на 1 грн текущих обязательств приходиться 1 копейка ликвидных оборотных средств. Коэффициент абсолютной ликвидности имеет очень низкое значение и не достигает нормативов.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и отчетности» от 16.07.1999г. № 996-XIV (с изменениями и дополнениями), Положениями (стандартами) бухгалтерского учета, с применением Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30.11.1999г. №291 и других нормативных актов в сфере бухгалтерского законодательства.

Основные принципы организации бухгалтерского учета в СФ ООО «Синнис, Лтд» зафиксированы в Приказе об учетной политике. Согласно штатному расписанию на предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера и бухгалтера. Ответственность за ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии несет директор и главный бухгалтер.

Организация бухгалтерского учета в СФ ООО «Синнис, Лтд» осуществляется в автоматизированной форме с применением программного обеспечения «1С: Предприятие» конфигурация «Бухгалтерский учет для Украины». Созданы автоматизированные рабочие места для бухгалтерии предприятия.

На основе проведенного аудита расчетов с покупателями и заказчиками на СФ ООО «Синнис, Лтд» и составленного на основе его аудиторского заключения, следует отметить, что на исследуемом предприятии не обнаружено нарушений в ведении учета расчетов с покупателями и заказчиками. Все первичные документы оформлены должным образом и отображаются в оборотно-сальдовых ведомостях, журналах-ордерах и Главной книге, на основе которых формируются формы отчетности.

 


Список использованных источников

 

1. Закон України «Про аудиторську діяльність» №3125-ХІІ від 22 квітня 1993р. (із змінами та доповненнями)

2. Закон України «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність» від 16.07.99р. № 996-ХІV, (із змінами та доповненнями).

3.Закон України «Про державну контрольно-ревізійну службу» від 04.04.93 р. (із змінами та доповненнями)

4. Постанова КМУ «Про результати суцільної інвентаризації дебіторської та кредиторської заборгованості і заходи щодо її скорочення» від 29.04.99р. № 750

5. Наказ Держкомстату України «Про затвердження форми державної статистичної звітності № 1-Б термінова (місячна) «Звіт про фінансові результати і дебіторську та кредиторську заборгованість» та Інструкції щодо її заповнення» від 31.07.2000р. № 258.

6. Положення (стандарт) бухгалтерського обліку №2 «Баланс», затверджений наказом МФУ від 31.03.99р. №87.

7. Положення (стандарт) бухгалтерського обліку №3 «Звіт про фінансові результати», затверджений наказом МФУ від 31.03.99р. №87.

8. Положення (стандарт) бухгалтерського обліку №10 «Дебіторська заборгованість», затверджений наказом МФУ від 08.10.99р. №237.

9. Міжнародні стандарти аудиту, надання впевненості та етики: Видання 2004р./ Пер. з англ. мови О.В. Селезньов, О.Л. Ольховікова, О.В. Гик, Т.Ц. Шарамидзе, Л.Й. Юрківська, С.О. Кульков - К.: ТОВ «ТАМЦАУ «Статус»., 2005. 1028с.

10. Аудит: Практическое пособие /А. Кузьминский, Н. Кужельный, Е. Петрик, В. Савченко и др.; Под ред. А. Кузьминского. -К.: «Учетинформ», 1996. - 283с.

11. Білуха М.Т. Курс аудиту. - К.: Вища шк.-Знання, 1998. - 574с.

12. Бутинець Ф.Ф. Аудит: Підр.для студ.— 2-е вид. Перер. і доп. –Жит.: ПП., “РУТА” , 2002,— 672с.

13. Бухгалтерський фінансовий облік: Підручник для студентів спеціальності «Облік і аудит» вищих навчальних закладів./ За ред. Ф.Ф. Бутинця; 2-ге вид., перероб і доп. -Житомир: ПП «Рута», 2003.- 726с.

14. Гончарук, Я.А. Аудит: навчальний посібник / Я.А. Гончарук, В.С. Рудницький. - 3-те вид., перероб. і доп. - К.: Знання, 2007. - 443 с.

15. Давидов Г.М. Аудит: Навчальний посібник. – 2-ге вид., перероб. і доп. – К.: Т-во «Знання», КОО, 2001 – 364 с.

16. Дорош, Н.І. Аудит: теорія і практика: навчальний посібник / Н.І. Дорош. - К.: Знання, 2006. - 495 с.

17. Ільїна С.Б. Основи аудиту: Навчально-практичний посібник. – К.: Кондор, 2006 р. – 378 с.

18. Кулаковська Л.П., Піча Ю.В. Основи аудиту: навчальний посібник для студентів вищих закладів освіти. – Львів: Новий світ, 2002. – 504 с.

19. Петрик О. Л. Аудит: методологія і організація: Монографія. — К.: КНЕУ, 2003. — 260 с.

20. Пшенична, А.Ж. Аудит: навчальний посібник / А.Ж. Пшенична; Мін-во освіти і науки України, Полтавський ун-т споживчої кооперації України. - К.: ЦУЛ, 2008. - 320 с.

21. Савченко В.Я. Аудит: Навчальний посібник: Навчальне видання.- К.: КНЕУ, 2005.- 322 c.

22. Сопко В.В., Шило В.П., Верхоглядова Н.І., Ільїна С.Б., Баул О.М. Організація і методика проведення аудиту: Навчально-практичний посібник. – К.: ВД «Професіонал», 2004. – 624 с.

23. Усач Б.Ф. Аудит: Навч. посіб. – К.: Знання-Прес, 2002. – 775 с.

24. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит: Учеб. пособие для подготовки аудиторов и сдачи квалификационного экзамена на аттестат аудитора, а также для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», «Финансовый менеджмент». — М.: ИНФРА-М, 1995. — 240 с.


Приложения

 

Приложение 1

 

Тестовые вопросы для проведения оценки системы внутреннего контроля при планировании аудита операций с покупателями и заказчиками в СФ ООО «Синнис, Лтд»

№ п\п

Разделы тестирования

Ответ

Общие организационные аспекты

1

Утвержденными внутренними нормами установлена схема проведения и отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции с указанием участвующих подразделений, связей и подчиненности между ними

нет

2

Имеются ли договора на поставку продукции (выполнение работ, услуг), правильно ли они оформлены

да

3

Установлены ли дата и причина возникновения дебиторской и кредиторской задолженности

да

4

На предприятии разработаны и утверждены схемы организационной структуры отдельных подразделений с указанием должностных лиц и подчиненности

да

5

Правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам расчетов, а также правильность составления бухгалтерских проводок по этим счетам

да

6

Разработан и утвержден график документооборота с указанием сроков обработки и контроля документов, взаимосвязи между подразделениями и конкретными ответственными исполнителями

нет

7

Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, правильно ли она списывалась, принимались ли меры к ее взысканию

нет

8

Проводилась ли инвентаризация расчетов. Необходимо проанализировать ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов

да

9

Программное обеспечение, используемое для ведения бухгалтерского учета, соответствует установленным требованиям. Система правильно запрограммирована, защищена от несанкционированного доступа посредством кодов и паролей. Система является лицензионной и вовремя обновляется. Периодически выполняется резервное копирование базы данных.

да

Распределение функций и ответственности

10

Разработаны и утверждены должностные инструкции для сотрудников отдела реализации, бухгалтерии и службы внутреннего контроля

 

да

11

Установлен круг лиц, уполномоченных к заключению сделок, операции по приобретению и реализации продукции

да

12

Перечень должностных обязанностей и ответственности доведен до сведения каждого исполнителя

Да

Внутрифирменный контроль

13

Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению продукции, совершенных в предыдущем периоде, и наличия первичных документов

Да

14

Уполномоченными сотрудниками бухгалтерии осуществляется последующий контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по реализации продукции, совершенных в предыдущем периоде, и наличия первичных документов

Да

15

Процедуры внутреннего контроля за проведением и отражением в бухгалтерском учете операций по реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками осуществляются по направлениям

Да

15.1

Контроль полноты отражения операций в учете и соблюдение графика документооборота

Да

15.2

Контроль соблюдения установленного порядка санкционирования проведения операций и отражения их в учете

Нет

15.3

Контроль правильности составления бухгалтерских проводок и своевременности отражения операций на счетах бухгалтерского учета

Да

15.4

Арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей, в том числе правильность переноса из предыдущего периода входящих остатков и выведения исходящих остатков

Да

15.5

Контроль юридической грамотности при заключении договоров с покупателями и заказчиками

Да

15.6

Контроль правильности оформления первичных документов

Да

16

Функционирует ли служба внутреннего контроля организации: круг полномочий, предоставленных сотрудникам службы внутреннего контроля, и периодичность проводимых проверок позволяют эффективно осуществлять контрольную функцию за проведением и отражением в учете операций по приобретению и реализации продукции

нет

17

Результаты проверок тщательно документируются

Да

18

По итогам устранения недостатков составляются соответствующие акты и представляются руководству

Да

Кадровая политика

19

Система приема на работу обеспечивает необходимую квалификацию и честность персонала

да

20

Квалификационные характеристики сотрудников службы внутреннего контроля соответствуют необходимым требованиям

да

21

Сотрудники периодически проходят повышение квалификации с учетом специфики занимаемой должности

да

22

Определен ли круг лиц кому предоставлено право доступа к документам

нет

23

Как обеспечивается их сохранность документов и соответствует ли она стандартам

да

Информация о работе Аудит дебиторской задолженности