Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:49, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проведения аудиторской проверки в кредитной организации, а также аудита операций банка с ценными бумагами. Задачами работы являются изучение стандартов аудита, рассмотрение порядка проведения аудиторской проверки, выделение ее основных этапов и направлений проверки; изучение функций и обязанностей сторон. Дается пояснение использования результатов внутреннего контроля, работы экспертов, ассистентов, составления рабочей документации аудитора. Рассмотрена нормативная база, регламентирующая различные виды операций банка с ценными бумагами, основные направления операций с ценными бумагами.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК УЧЕТА ЦЕННЫХ БУМАГ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
1.1. Регулирование операций коммерческих банков с ценными бумагами.
1.2. Организация и порядок учета ценных бумаг в коммерческих банках.
1.3. Учет операций по выпуску и погашению обращаемых на рынке долговых обязательств коммерческого банка.
ГЛАВА 2. АУДИТ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ БАНКА С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
2.1. Регулирование операций кредитных организаций с ценными бумагами.
2.2. Аудит вложений банка в долговые обязательства и акции.
2.3. Проверка порядка образования и использования резервов под обесценение ценных бумаг.
Заключение
Список литературы
• лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
• запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующих лицензий.
Таким образом, аудитор должен знать, что все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основе специального разрешения – лицензии, которая выдается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКРЦБ) или уполномоченными ею органами на основе генеральной лицензии. Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг; лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра; лицензией Фондовой биржи.
В банковской системе уполномоченным органом по лицензированию профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с генеральной лицензией ФКРЦБ является ЦБ РФ.
ЦБ РФ осуществляет лицензирование следующих видов профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг:
брокерской деятельности, за исключением операций с физическими лицами;
брокерской деятельности, включая операции с физическими лицами;
дилерской деятельности;
деятельности по доверительному управлению ценными бумагами;
депозитарной деятельности;
клиринговой деятельности.
В ходе аудиторской проверки необходимо установить, какими лицензиями располагает банк и не осуществляет ли он такие операции на рынке ценных бумаг, на которые не имеет соответствующих лицензий.
Коммерческие банки, являясь эмитентами, владельцами ценных бумаг, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, обязаны раскрывать определенную информацию по ценным бумагам.
Эмитенты публично размещаемых ценных бумаг раскрывают такую информацию в форме:
ежеквартального отчета по ценным бумагам, который составляется по итогам каждого квартала и представляется не позднее 30 календарных дней после его окончания в территориальные учреждения ЦБ РФ на бумажных носителях и в электронной форме, а также владельцам ценных бумаг эмитента по их требованию за плату, не превышающую накладные расходы по изготовлению отчета;
сообщения о существенных событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, перечень которых установлен законодательно. Эти документы представляются в электронном виде распространителю, заключившему договор с ЦБ РФ, и публикуются в печати не позднее пяти дней с момента осуществления этих событий.
Владелец о своем владении ценными бумагами какого-либо эмитента раскрывает информацию в случаях:
вступления во владение 20 % и более любого вида эмиссионных ценных бумаг эмитента;
увеличения (уменьшения) своей доли владения до уровня, кратного каждым 5%, свыше 20 % любого вида ценных бумаг.
Раскрытие информации осуществляется не позднее пяти дней после соответствующих действий путем уведомления в электронном виде распространителя, заключившего договор с ЦБ РФ.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг раскрывает информацию по ценным бумагам в случаях:
если он произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100% общего количества указанных ценных бумаг;
если он произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этой операции составило не менее 15% общего количества указанных ценных бумаг.
Раскрытие информации осуществляется не позднее пяти дней после окончания соответствующего квартала или после разовой операции путем уведомления в электронном виде распространителя, заключившего договор с ЦБ РФ.
Закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» устанавливает условия предоставления профессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками, и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушения прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. В рамках Закона профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором обязан предоставить следующую информацию:
• копии документов, подтверждающие его право заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг;
• сведений о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг;
• сведения, содержащиеся в решении о выпуске этих ценных бумаг и в проспекте эмиссии;
• сведения о ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о представлении информации;
• сведения о ценах, по которым эти ценные бумаги продавались и покупались этим профессиональным участником в течение шести предшествующих недель;
• сведения об оценке этих ценных бумаг рейтинговым агентством.
Профессиональный участник обязан информировать инвестора о его праве получить эту информацию, а также о порядке представления жалоб и заявлений инвесторов в соответствии с этим законом.
Аудитор должен проверить выполнение банком требований законодательства об информационном обеспечении рынка ценных бумаг, владельцев ценных бумаг и инвесторов и в связи с этим убедиться, что коммерческим банком:
представляется требуемая отчетность и информация;
внедрено соответствующее программное обеспечение для представления требуемой информации;
накапливаются сведения о ценах и котировках ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг и целях представления информации инвесторам;
обеспечено публичное информирование инвесторов об их праве получить информацию о рынке ценных бумаг, а также о порядке представления жалоб и заявлений инвесторов в соответствии с требованиями закона.
В ходе проверки аудитор должен сделать вывод о наличии или отсутствии ценных бумаг в портфеле банка, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть признаны ничтожными. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность.
Банк России требует при проведении аудита оценить организацию комплаенс-контроля в банке (указание ЦБ РФ «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» от 07.07. 99 №603-У). Кредитным организациям вменена обязанность создания внутренних документов, регламентирующих права и обязанности сотрудников в сфере оперативной деятельности на финансовых рынках и системы внутреннего контроля за их соблюдением (комплаенс-контроля). Комплаенс-контроль должен являться частью системы внутреннего контроля кредитной организации. Кредитная организация должна иметь штатного сотрудника – комплаенс-контролера, удовлетворяющего требованиям, предъявляемым к руководителям кредитной организации, и имеющего аттестат комплаенс-контролера. Кандидат на эту должность согласовывается с ЦБ РФ в установленном порядке и должен являться заместителем руководителя кредитной организации.
В рамках Федерального закона «О рынке ценных бумаг» профессиональные участники рынка ценных бумаг могут создавать саморегулируемые организации по типу ассоциаций, общественных организаций. При проведении аудита необходимо выяснить, является ли коммерческий банк членом саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, какие дополнительные правила и стандарты проведения операций с ценными бумагами установлены саморегулируемой организацией, соблюдаются или не соблюдаются эти дополнительные условия коммерческим банком.
В соответствии с общей законодательной и нормативной базой ЦБ РФ каждый коммерческий банк должен разработать свои внутрибанковские нормативные документы, регламентирующие деятельность банка на рынке ценных бумаг, например инвестиционную политику банка, Положение о брокерской деятельности банка, Положение о дилерской деятельности банка, Порядок формирования торгового и инвестиционного портфелей банка и др. Названия и количество подобных документов в разных коммерческих банках могут несколько различаться. В учетной политике банка должны быть регламентированы особенности бухгалтерского учета операций с ценными бумагами. В этих или аналогичных документах с целью снижения риска по операциям с ценными бумагами банком должны быть определены:
цели и стратегия деятельности банка на рынке ценных бумаг;
контроль за состоянием портфеля ценных бумаг;
лимиты на объем вложений в конкретные виды ценных бумаг;
размер позиции дилеров;
документооборот при осуществлении операций с ценными бумагами;
порядок осуществления контроля за рыночными ценами ценных бумаг;
порядок принятия решений о приобретении/продаже ценных бумаг,
переводе их из инвестиционного портфеля в торговый и обратно;
другие регламентирующие положения.
Все эти документы должны быть утверждены в установленном порядке. Аудитор должен внимательно ознакомиться с внутрибанковской нормативной документацией и дать оценку ее качества с точки зрения соответствия действующему законодательству и нормативным требованиям Банка России. При проведении аудиторских процедур все эти документы должны использоваться аудитором как источники аудиторских доказательств.
Учитывая высокую зависимость риска и доходов по операциям с ценными бумагами от квалификации сотрудников, аудитору необходимо детально ознакомиться и оценить структуру внутренних органов, осуществляющих оперативную деятельность на рынке ценных бумаг от имени банка, квалификацию сотрудников. Для этого необходимо запросить в банке Положение о подразделениях банка, на которые возложены функции по проведению операций с ценными бумагами, а также должностные инструкции работников этих подразделений. При этом необходимо проанализировать соответствие этих подразделений действующей структуре управления банком, наличие в Положениях описания взаимодействия структурных подразделений банка при проведении операций с ценными бумагами, а также квалификационных требований к работникам, осуществляющим эти операции.
Чтобы оценить аудиторский риск, уровень существенности и объемы аудиторской выборки, необходимо проанализировать структуру портфеля ценных бумаг в динамике за проверяемый период и лишь после этого приступить к непосредственной проверке правильности совершения этих операций банком и отражения их в учете.
В данном параграфе рассмотрим порядок проведения аудита как дилерских, так и брокерских операций коммерческого банка с долговыми обязательствами и акциями сторонних эмитентов.
Дилерская деятельность – совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам.
Брокерская деятельность – совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основе договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.
Цели аудиторской проверки заключаются в следующем:
• удостовериться, что банк осуществляет учет операций в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов;
• подтвердить остатки по счетам учета вложений в ценные бумаги на определенную отчетную дату;
• убедиться, что доходы (расходы) от перепродажи ценных бумаг своевременно отражены на счетах доходов (расходов).
Аудит вложений кредитных организаций в долговые обязательства и акции от своего имени и по поручению клиентов прежде всего должен включать анализ процедур банка по следующим направлениям:
компетенция подразделений банка, отдельных работников по проведению операций с ценными бумагами;
наличие внутрибанковских положений, регламентирующих проведение операций и документооборот по ним, а также соответствие их действующему законодательству;
принципы организации учета вложений в ценные бумаги, изложенные в учетной политике банка;
общая политика банка по операциям с ценными бумагами и порядок принятия решений об инвестировании;
процедуры внутреннего контроля за проводимыми операциями (осуществляется ли контроль за финансовым состоянием эмитентов, отслеживается ли рискованность операций, наличие лимитов на вложения в конкретные виды ценных бумаг, размер позиций дилеров, контроль за рыночными ценами – в случае приобретения ценных бумаг для перепродажи);
выполнение банком рекомендаций предыдущей проверки; состояние аналитического учета вложений в ценные бумаги. На основе анализа внутренних банковских документов необходимо определить характер и направления деятельности банка на фондовом рынке. Знание особенностей поведения банка на фондовом рынке позволяет аудитору определить объекты аудиторской проверки, объем работы по аудиту ценных бумаг и количество времени, необходимого для выполнения этого объема.