Анализ себестоимости продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Формирование рыночной экономики обусловливает развитие анализа на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, так как эти звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики. Исследование экономических процессов начинается с отдельного хозяйственного факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хозяйственный процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………… … 2

2.Общая оценка уровня затрат предприятия и анализ их эффективности… 3

3.Анализ себестоимости продукции предприятия и резервы ее снижения... 4

4.Анализ материальных затрат предприятия………………………………… 7

5.Анализ эффективности трудовых затрат предприятия…………………… 9

6.Анализ снижения себестоимости товарного выпуска продукции 12

7.Накладные расходы………………………………………………………… 13

8.Система показателей по себестоимости: методика их расчета и анализа…….14 9.Содержание управленческого и финансового анализа……..…………….17 10.Взаимосвязанное изучение переменных и постоянных затрат и их влияние на финансовые результаты предприятия………………………… 19

11.Анализ финансовых результатов и финансового состояния……………21 12.Заключение………………………………………………………………… 24

13.Список используемой литературы……………………………………….. 25

14. Приложения ……………………………………………………………… 26

Работа содержит 1 файл

Анализ себестоимости .doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     В современной рыночной экономике  бухгалтерский учет все более  делится на две отрасли: финансовый учет и управленческий учет. Финансовый учет решает проблемы взаимоотношений  предприятия с государством и  другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия. Финансовый учет и особенно публичная финансовая отчетность регламентируются международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей (корреспондентов) информации. Управленческий учет состоит из систематического традиционного учета и проблемного учета, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия. Управленческий учет не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководителем предприятия, в нем на первый план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики, анализа хозяйственной деятельности, развитого математического аппарата и современной вычислительной техники. Управленческий бухгалтерский учет организует внутрихозяйственные связи на предприятии, т.е. связи между лицами, работающими на самом предприятии, поэтому управленческий учет называют внутренним в отличие от финансового -внешнего. В содержание как внешнего финансового, так и внутреннего управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но его организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого учета имеют свою специфику. Общая схема содержания анализа хозяйственной деятельности представлена в приложении 5. Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные, так и опосредственно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство). Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, ассоциации, профсоюзы и др. Информационной базой управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия - о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в то числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета, внешняя публичная финансовая и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды информации, в том числе опросы специалистов, информация производственных совещаний, пресса и т.д. Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа1.  

     10. Взаимосвязанное изучение переменных и постоянных затрат и их влияние на финансовые результаты предприятия. 

       Важным разделом управления себестоимостью продукции является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Маркетинговый анализ с одной стороны должен ответить на вопрос, продавать ли небольшое количество изделий ,но по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с индивидуальными запросами или продавать много изделий, ориентированных на массового покупателя, по относительно низкой цене.

     Второй  путь требует решения проблемы снижения расходов и себестоимости продукции; для этого необходим анализ поведения  расходов. По этому признаку все  расходы подразделяются на переменные (пропорционально изменяющиеся с  объемом продукции), и постоянные (неизменные в рамках отчетного периода).

     Переменные  и постоянные расходы классифицируются по источникам возникновения расходов: переменные характеризуют расходы  хозяйственной активности, связанной  с ростом объема продукции, а постоянные характеризуют расходы, связанные со способностью хозяйствовать, т.е. показывают эффективность управления. К этим расходам относятся затраты на инвестиции (амортизация)оплата руководства, расходы на выработку экономической политики (реклама, научные разработки и проч.)

     При анализе взаимосвязи расходов, объема продукции и прибыли вычисляют  точку преломления убытков и  прибыли, или порог рентабельности. Эта точка характеризует продажную  выручку, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли. Метод прямого  вычисления себестоимости (директ-костинг) основан на вычитании из продажной выручки прямых расходов и определении предельной прибыли, которая отличается от реальной прибыли на сумму косвенных расходов. Современный директ-костинг основан на вычитании из продажной выручки переменных расходов и определении предельной прибыли (маржинальной прибыли), которая отличается от реальной прибыли на сумму постоянных расходов, что позволяет уточнить порог рентабельности.

     Взаимосвязь всех этих понятий метода директ-костинга при калькулировании неполной, а только переменной части себестоимости продукции показана на графиках: 1 1 4 2 2 5 3 6 7 3 6 0 График точки преломления График предельной убытков и прибыли прибыли 1- продажа, 2- точка преломления убытков и прибыли, 3- постоянные расходы, 4- прибыль,5-предельная прибыль, 6- переменные расходы, 7- убыток. Применение расчета себестоимости по переменным расходам дает возможность избежать сложных вычислений постоянных расходов, сравнить продажную выручку и предельную прибыль, списать все периодические расходы на реализованные товары и оценить товарные остатки на складах по переменным расходам. Последнее обстоятельство позволяет перевести возможный риск от непродажи товаров на текущий год, уменьшив прибыль и, как следствие, налоги1. 

     11. Анализ финансовых результатов  и финансового состояния. 

       Цель финансового анализа- оценка  прошлой деятельности и положения  предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала  предприятия.

       Прибыль и рентабельность являются  важными показателями эффективности производства. Прибыль- это, с одной стороны, основной источник фонда предприятий, а с другой- источник доходов государственного и местного бюджетов . На величину прибыли и уровень рентабельности оказывают влияние многие факторы. Прибыль и рентабельность предприятия являются обобщающими показателями интенсификации производственной и маркетинговой деятельности.

     К группе внешних факторов относятся: природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обуславливающие дополнительную прибыль- у других; изменения, не предусмотренные планом предприятия, отпускных цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок, накидок, норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы, начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями; нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

     В группе внутренних факторов различают: основные факторы, определяющие результаты работы, и факторы, связанные с  нарушением хозяйственной дисциплины, предприятием. Факторами, связанными с нарушением хозяйственной дисциплины, являются: нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых накидок; экономия, полученная в результате невыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных фондов, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, непроведения мероприятий по испытаниям и освоению новой техники и т.д.; экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от условий стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии производства. Финансовое состояние предприятий характеризует размещение и использование средств предприятия. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств. Схема основных факторов, определяющих финансовое состояние и платежеспособность предприятия |Степень выполнения финансового | |Скорость оборачиваемости | |плана и пополнения оборотных | |производственных фондов | |средств | | | |ФИНИНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ | Задачами экономического анализа финансового состояния являются: объективная оценка использования финансовых ресурсов на предприятиях, выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения, а также улучшение отношений между предприятиями и внешними финансовыми, кредитными органами и др. Основными показателями финансового состояния являются:

     . обеспеченность собственными оборотными  средствами;

     . соответствие фактических запасов  материальных средств нормативу  (финансово-эксплуатационной потребности);

     . обеспеченность запасов предназначенными  для них источниками средств; 

     . иммобилизация оборотных средств; 

     . платежеспособность предприятия1.

     Финансовый  анализ предприятия включает анализ: предварительный, финансовой устойчивости, ликвидности баланса, финансовых коэффициентов, финансовых результатов, коэффициентов рентабельности и деловой активности. Анализ финансового состояния предприятия показан на схеме: |Исходные данные для | |Финансовые показатели : | |анализа финансового | |баланс предприятия, отчет о | |состояния | |финансовых результатах и их | | | |использовании | | | | | |Предварительная|Активы | |Динамика абсолютных и удельных| |оценка | | |финансовых показателей | |финансового | | |предприятия | |состояния | | | | | |Пассивы | | | | |Имущество | | | | |Запасы и | | | | |затраты | | | |Анализ финансовой | |Тип финансовой устойчивости | |устойчивости | | | |Анализ ликвидности баланса | |Оценка текущей и перспективной| |предприятия | |ликвидности. Значения | | | |коэффициента ликвидности | |Анализ финансовых | |Абсолютные значения | |коэффициентов | |коэффициентов на начало и | | | |конец анализируемого периода и| | | |их нормальные ограничения | |Анализ финансовых | |Динамика показателей прибыли, | |результатов деятельности, | |рентабельности и деловой | |рентабельности и деловой | |активности на начало и конец | |активности предприятия | |анализируемого периода | Результатом предварительного анализа является общая оценка финансового состояния предприятия, а также определение платежеспособности и удовлетворительной структуры баланса предприятия. Анализ финансовой устойчивости начинается с показателей ,отражающих сущность устойчивости финансового состояния. Анализ ликвидности баланса позволяет оценить кредитоспособность предприятия, т.е. способность рассчитываться по своим обязательствам. Анализ финансовых коэффициентов. Они используются для исследования изменений устойчивости положения предприятия или проведения сравнительного анализа нескольких конкурирующих фирм.  

     12. Заключение. 

       В рассмотренных разделах дана общая оценка, анализ уровня затрат финансового состояния предприятия. Можно сделать вывод, что перед предприятием стоит проблема выживания. Его финансовая политика решает кратковременные задачи, дающие положительные результаты только сегодня с возможным отрицательным эффектом в будущем, что во многом обусловливается отсутствием финансовой стратегии. 
 

     13. Список литературы. 

     1. Ковалева А.М. Финансы. Учебное  пособие.-М.,"Финансы и статистика"1997.

     2. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. -М.. «ИНФРА-М» 1999.

     3. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория  экономического анализа.-М.,"Финансы  и статистика" 1999.

     4. Бухгалтерское приложение номер  9, февраль 1999. 4.

     1 стр 257-258. Шеремет А.Д., Сайфулин  Р.С. Финансы предприятий.Учебное пособие.-М.. «ИНФРА-М» 1999. 1 Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.-М.,"Финансы и статистика" 1999 стр.271-274. 1 Баканов М.И.,Шеремет А.Д.. Теория экономического анализа.-М.,"Финансы и статистика"1999 стр.260-263 1 Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.-М.,"Финансы и статистика" 1999 стр.263-266. 1 Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С.Финансы предприятий.Учебное пособие.-М.,"ИНФРА- М"1999 стр.259. 1 Бухгалтерское приложение номер 9, февраль 1999. 1 Финансы предприятий .Учебное пособие под ред.А.Д. Шеремет., Р.С.Сайфулина.- М.:ИНФРА-М 1999 стр.258,264-267 1 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.-М.,"Финансы и статистика"1999 стр.251-253. 1 Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.-М.,1999 стр.274- 276. 1 Баканов М.И.,Шеремет А.Д.Теория экономического анализа.-М.,1999 стр.280- 283. 1 Ковалева А.М. Финансы.Учебное пособие.-М.,"Финансы и статистика"1997 стр.305-322. 

     Приложение 1. Схема формирования и анализа  показателей и факторов себестоимости |Затраты | |Затраты средств | |Заработная плата и | |Прочие денежные| |предметов | |труда | |начисления | |средства | |труда | | | | | | | |Затраты не | |Изменение (+, | |Затраты на | |Изменение (+,| |Изменение| |включенные в | |- ) остатка по| |производств| |- ) остатка | |(+, - ) | |себестоимость | |счету «Расходы| |о | |незавершенног| |остатка | |(произведенные| |будущих | | | |о | |предстоящ| |за счет фонда | |периодов» | | | |производства,| |их | |развития | | | | | |полуфабрикато| |расходов | |предприятия и | | | | | |в собственной| | | |др.) труда | | | | | |выработки, не| | | | | | | | | |включаемых в | | | | | | | | | |валовую | | | | | | | | | |продукцию | | | |Изменение (+,-) заделов | |Себестоимость валовой | |Изменение (+,-) | |незавершенного | |продукции | |остатков | |производства и | | | |инструментов и | |полуфабрикатов, | | | |приспособлений | |включаемых в валовую | | | |собственной | |продукцию | | | |выработки, | | | | | |включаемых в | | | | | |валовую продукцию | |Производственная себестоимость товарной | |продукции | |Примерные статьи калькуляции | |сырье и материалы(возвратные отходы вычитаются);топливо и энергия на | |технологические цели; основная заработная плата производственных рабочих; | |дополнительная заработная плата производственных рабочих; отчисления на | |социальное, медицинское страхование и проч.; расходы на подготовку и | |освоение производства; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; | |общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы; потери от брака; | |прочие производственные расходы; коммерческие расходы. | |Полная себестоимость товарной | |Изменение(+,-) затрат в | |продукции | |остатках продукции на складах и| | | |в отгрузке | |Полная себестоимость реализованной продукции |  

Информация о работе Анализ себестоимости продукции предприятия