Анализ производительности труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы изучить производительность труда, на примере конкретного предприятия. На основе поставленной цели можно сформулировать задачи:
- изучить теоретические аспекты производительности труда;
- провести анализ производительности труда на предприятии;
- предложить направления по увеличению производительности труда.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты производительности труда 5
1.1.Экономическая сущность производительности труда 5
1.2 Показатели производительности труда 6
1.3. Методика планирования роста производительности труда с
учетом влияния отдельных факторов 12
Глава 2. Анализ производительности труда на ООО «Оптима» 19
2.1 Краткая характеристика ООО «Оптима» 19
2.2 Анализ производительности труда 21
Глава 3. Направления по увеличению производительности труда 26
Заключение 31
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая производительность труда.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Плановая трудоемкость отражает затраты труда на единицу продукции или на выполнение определенного объема работ, установленные с учетом изменения норм в планируемом периоде в результате внедрения организационно-технических мероприятий.

Фактическая трудоемкость определяется по фактически сложившимся затратам труда.

Для обоснования плановых заданий по росту производительности труда, численности работающих определяется полная трудоемкость продукции - это затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала на изготовление единицы продукции.

Полная трудоемкость  складывается из технологической трудоемкости, трудоемкости обслуживания и трудоемкости управления:

 

tQ = tтех  + tобс + tупр,                               (1.3.)

 

         где tтех - затраты труда основных рабочих по изготовлению единицы продукции;

tобс - затраты труда вспомогательных рабочих основных цехов и всех рабочих вспомогательных цехов и служб;

tупр - затраты труда всех других категорий ППП.

 

tтех  = tсд + tпов,                                              (1.3.1.)

       

 где   tсд, tпов  - затраты труда соответственно сдельщиков и повременщиков.

 

tобс  = tтех  '× Чвсп :: Чосн,                                      (1.3.2.)

         

где Чвсп, Чосн - численность соответственно вспомогательных и основных  рабочих.

Производственная трудоемкость определяется как сумма технологической трудоемкости  и трудоемкости обслуживания - это  затраты труда всех рабочих по изготовлению единицы продукции:

 

tпр = tтех + tобс,                                    (1.3.3.)

tупр  = tпр '× Чдр :: (Чосн  + Чвсп),                        (1.3.3а)

 

где    Чдр - численность других категорий ППП за исключением рабочих.

Показатели производительности труда (выработка и трудоемкость) связаны обратной зависимостью: если растет производительность труда, то сокращается  трудоемкость. Но сокращается она  не прямо пропорционально:  выработка  увеличивается в большей степени, чем уменьшается трудоемкость.

Их взаимосвязь можно  выразить следующим образом:

 

ПВ = 100 * СТ / 100 - СТ       и      СТ = 100 * ПВ / 100 + ПВ,

 

где ПВ - повышение выработки (в %);

       СТ - снижение трудоемкости (в %).

Снижение трудоемкости  обеспечивается внедрением новых технологий, модернизацией существующего оборудования, рационализацией производства.

      

1.3. Методика планирования роста производительности труда с учетом влияния отдельных факторов

 

При планировании роста производительности труда используют методы: по технико-экономическим факторам, аналитический, моделирования и метод прямого счета.

При планировании производительности труда по технико-экономическим  факторам в условиях развития рыночных отношений важно знать, какие факторы оказывают влияние на повышение производительности труда, какие из них тормозят его, какие имеются пути и ресурсы роста.

Факторы роста производительности труда - это те движущие силы, под влиянием которых изменяется ее уровень.

Темп роста производительности труда на планируемый год определяется отношением планового уровня производительности труда к базисному в процентах.

Расчет возможного роста  производительности труда осуществляется на основе экономической оценки влияния  отдельных факторов на уровень выработки продукции. В качестве меры влияния этих факторов на рост производительности труда принимается относительная экономия рабочей силы.

На транспорте, как во всех отраслях народного хозяйства, применяется  единая классификация факторов роста  производительности труда, которая включает четыре укрупненные группы. Каждая из них подразделяется на ряд конкретных факторов с учетом особенностей рассматриваемой отрасли. Применительно к транспорту факторами, определяющими рост производительности труда, являются:

1. Повышение технического уровня производства:

         а) совершенствование характеристик работы и улучшение условий труда;

         б) совершенствование типов транспортного парка и улучшение их характеристик (грузоподъемности и мощности, типа силовой установки, материала корпуса, конструктивных особенностей, степени оснащенности средствами механизации и автоматизации всех работ);

         в) совершенствование технической оснащенности и повышение эксплуатационно-технических характеристик предприятий;

2. Совершенствование  управления, организации производства и труда – улучшение производственных и организационных структур управления во всех звеньях транспорта, методов управления – экономических, организационных и социально-психологических, научная организация труда работников, улучшение использования рабочего времени, повышение квалификации кадров; совершенствование и дальнейшее внедрение технических средств управления – механизация учетных и вычислительных работ, создание автоматизированных систем управления.

Эта группа факторов в основном влияет  на сокращение численности условно-постоянного  контингента  по абсолютной величине или на единицу продукции.

Проектирование труда – от физического  размещения индивидуального рабочего места до способа сообщения предприятия с внешней средой, в частности с поставщиками и клиентами, – важный ресурс повышения производительности. С другой стороны, на качество организации труда влияет ряд факторов, один из которых – повышение производительности. В последние годы по мере снижения темпов экономического роста, усиления конкуренции между предприятиями и ускорения темпов экономических структурных изменений роль качества организации труда как фактора повышения производительности  возросла. В этих условиях все более важным становятся новые виды занятости, такие, как неполная занятость, работа в рамках проекта, являющиеся формами труда, при которых работники имеют больше свободной инициативы, приобретают высокую квалификацию и несут большую ответственность за коллективный результат труда (например, работа  во временном творческом коллективе, выполнение проекта, сроки которого жестко ограничены, нетрадиционные формы организации рабочего времени).

Многие предприятия упрощают свои иерархические структуры, децентрализовывают («делегируют») ответственность и повышают гибкость своих организаций. Эти и другие перемены подталкиваются новыми управленческими подходами. Они включают программы улучшения связи между условиями труда и жизни, а  также многочисленные управленческие концепции, такие, как «точно в срок», «реинжиниринг» и всеобщее управление качеством.

 Возросли квалификационные  требования к кадрам. Труд должен  быть организован так, чтобы  была возможность широко использовать  теоретическое обучение с отрывом  от производства. Таким образом, качество организации труда зависит как от структур (существующая форма организации), так и от процессов труда.

Экономический успех и конкурентоспособность  фирмы имеют первостепенное значение, как для предприятия, так и  для его рабочей силы. Для развития, ориентированного на перспективу, предприятиям все более необходимы квалифицированные, сознательные работники, которые могут и хотят активно содействовать техническим и организационным нововведениям.

Таким образом, здоровые работники  и безопасные условия труда являются непременным условием продуктивной деятельности предприятия. Экономические цели предприятий не должны противоречить целям, которые они ставят в области условий и охраны труда, точнее, они дополняют друг друга. К сожалению, исследования показывают, что здоровье работников недостаточно ценится как фактор производства. Безопасность и охрана труда в широком смысле влияют также и на использование рабочего времени, повышение квалификации, организации труда и профессиональный рост.

Большое значение для роста производительности труда имеют инвестиции, используемые на образование, повышение квалификации, обучение новым профессиям, переподготовку кадров, то есть на улучшение качества рабочей силы. Применение современного технологического оборудования требует высококвалифицированной рабочей силы, для обучения, подготовки и переподготовки которой также необходимы немалые средства  (то есть затраты на эти цели называются инвестициями в человеческий капитал).

Качество рабочей силы обусловливает 10-15% уровня производительности труда и занимает второе место после фактора научно-технического прогресса.

В нашей стране, к сожалению, сохраняется  негативная тенденция ухудшения  качественного состава рабочей  силы. В значительной степени это  связано с низким уровнем и несвоевременной выплатой заработной платы.

Происходит значительный отток  квалифицированных кадров из отраслей промышленности из-за неудовлетворенности  результатами труда и общей нестабильностью  положения работников. Также немаловажным фактором качества рабочей силы является социально-психологический климат в коллективе и в стране в целом. Неуверенность в завтрашнем дне, боязнь потерять работу, усиливаемая отсутствием  условий для передвижения рабочей силы, уменьшают стимулы к эффективному труду и снижают его производительность.

Существует четкая взаимосвязь  между уровнем квалификации рабочей  силы и повышением производительности. С одной стороны, производительный труд в реальных технологических, экономических  и организационных условиях требует  высококвалифицированных работников широкого профиля. С другой стороны, существующие профессиональные навыки и квалификация рабочей силы ограничивают возможности реакции предприятия на изменение рыночного спроса. Таким образом, с экономической точки зрения «человеческие ресурсы» больше не могут оцениваться как технически заменяемый фактор, а должны рассматриваться как фактор, ограничивающий повышение  производительности, внедрение нововведений и достижение экономического успеха.

При таких обстоятельствах важной задачей является убедить руководство предприятия, что профессиональная квалификация и мастерство являются важным фактором роста производительности и конкурентоспособности, повышение профессионального мастерства – это не только  забота системы образования, но и главная составная часть политики производительности.

3. Изменение объема и структуры производства. Сюда включаются следующие факторы: изменение объема и среднего расстояния перевозок грузов, распределение их по направлениям движения, партионности, а также изменение структуры грузооборота по видам перевозок и родам грузов.

4. Отраслевые факторы – сезонность перевозок, показатели использования транспорта.

Увеличение мощности и грузоподъемности до оптимальных размеров позволяет  повысить техническую оснащенность труда, так как в этом случае снижаются штатные измерители  на сила- или тоннаже-сутки. Повышение мощности толкачей позволяет водить большегрузные составы, что увеличивает нагрузку на 1кВт/ч. Все это непосредственно оказывает влияние на уровень производительности труда на перевозках.

Двусторонняя загрузка транспорта сокращает порожние пробеги и почти вдвое увеличивает производительность труда. Изменение структуры грузооборота влияет на уровень средней производительности из-за колебания ее по видам перевозок. Увеличение средней дальности перевозок сокращает удельный вес стоянок транспорта в общем, эксплуатационном времени использования транспорта. Высокая производительность труда на перегрузочных работах сокращают время стоянок, что повышает валовую производительность.

 Производительность труда на  перегрузочных работах зависит от многих факторов, которые, как и на перевозках, можно свести в укрупненные группы: повышение технического уровня производства; совершенствование управления, организации производства и труда; изменение объема и структуры производства; отраслевые факторы.

Повышение технического уровня производства сказывается, прежде всего, на производительности машин, технической оснащенности труда  и, следовательно, на повышении интенсивности  работ и сокращении стоянок транспорта под грузовой обработкой. На уровень производительности труда большое влияние оказывают типы перегрузочных машин, которые различаются по грузоподъемности, рабочим скоростям механизмов подъема, поворота, передвижения, а также по количеству обслуживающего персонала.

Насыщение предприятия оптимальным количеством различных типов механизации позволяет повысить уровень комплексной механизации и автоматизации работ, что является  важнейшим фактором роста производительности труда.

Выполнение перегрузочных работ  по прямому варианту (непосредственно  с одного вида транспорта на другой, минуя склад) дает возможность сократить количество перевалок и снизить затраты труда на эти операции. При перевозках тарно-штучных грузов в пакетах, контейнерах, на поддонах снижается трудоемкость перегрузочных работ, повышается производительность труда по сравнению с погрузкой и выгрузкой их отдельными местами.

С целью совершенствования системы  управления в крупных транспортных компаниях внедряются автоматизированные системы управления. Для разработки оптимального планирования, оперативного управления погрузкой и разгрузкой судов, вагонов, работой складов, механизацией, рейдовым и местным транспортом используются ЭВМ. Автоматизируется также бухгалтерский и статистический учет. Все это позволяет сократить  численность работников, относимых на перегрузочные работы, и увеличить производительность труда. Научная организация труда, комплексные, укрупненные бригады, совмещение профессий способствуют лучшему использованию технических средств, высвобождению рабочей силы и росту ее производительности. Сокращение потерь рабочего времени, увеличение его бюджета (количество рабочих дней, приходящихся на одного портового рабочего за навигацию) позволяет добиваться относительного уменьшения потребного контингента. Научная организация труда, ликвидация потерь рабочего времени, наиболее рациональное использование рабочей силы являются важными факторами повышения производительности труда на перегрузочных работах.

Информация о работе Анализ производительности труда