Анализ прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности прибыли, а также анализ формирования и использования прибыли, проведение факторного анализа прибыли. Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие прибыли;
2. Раскрыть и проанализировать функции прибыли и ее виды;
3. Рассмотреть методику факторного анализа прибыли;
4.Проанализировать формирование и использование прибыли, определить пути повышения прибыли на ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат».

Работа содержит 1 файл

курсовая КЭАХД.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

 

Анализ доходов и  расходов предприятия

Показатели

Отчетный год

Предыд. год

Изменения

1. Доходы 

в том числе:

от обычных видов деятельности

прочие 

 

477 155

476 480

675

 

407 519

407 268

251

 

69 636

69 212

424

2. Расходы 

в том числе:

по обычным видам деятельности

прочие 

 

470 824

460 297

10 527

 

401 228

391 183

10 045

 

69 596

69 114

482

3. Чистая прибыль (убыток)

750

967

217


 

Сумма доходов организации  в отчетном году составила 477 155 тыс. руб., из них по обычным видам деятельности – 476 480 тыс. руб., по прочим – 675 тыс. руб. По сравнению с предыдущим периодом произошло увеличение на 69 636 тыс. руб., в том числе по обычным видам деятельности – на 69 212 тыс. руб., по прочим -  424 тыс. руб.

Сумма всех расходов предприятия  за отчетный период составила 470 824 тыс. руб., из них по обычным видам деятельности – 460 297 тыс. руб., прочих – 10 527 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом расходы организации увеличились на 69 596 тыс. руб., в том числе по обычным видам деятельности – на 69 114 тыс. руб., по прочим -  482 тыс. руб.

У предприятия  на конец отчетного года образовалась чистая прибыль, равная 750 тыс. руб., однако наблюдается ее снижение по сравнению с предыдущим годом на 217 тыс.руб.

Горизонтальный  анализ нужен для того, чтобы определить абсолютные изменения показателей. Для начала необходимо составить  таблицу с показателями по отчету о прибылях и убытках. Некоторые показатели, например, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль - можно объединить в один показатель - налоги, а проценты к получению, прочие доходы, прочие расходы - в прочие доходы и расходы.

 

 

Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках

 

Показатели

Отчетный год 2007

Предыд. Год 2006

Темп роста, %

Абсол.измен.

тыс.р уб

Выручка от реализации

476 480

407 268

117

69212

Себестоимость проданной продукции

(430 522)

365 493

117,79

65029

Валовая прибыль

45 958

41 775

110

4183

Расходы периода

(29 775)

(25 690)

115,9

(4085)

Прибыль от продаж

16 183

16 085

100,61

98

Сальдо прочей деятельности

-9 852

-9 794

100,6

58

Прибыль до налогообложения

6 331

6291

100,64

40

Временные разницы

396

198

200

198

Налог на прибыль и иные платежи

(5 527)

(5 114)

108,08

413

Чистая прибыль

750

967

77,56

-217


 

По  данным таблицы видно, что чистая прибыль за анализируемый период уменьшилась на 217 тыс. руб., и темп роста, соответственно,  составил 77,56 %.

Уменьшение  чистой прибыли произошло во многом из-за увеличения себестоимости проданной  продукции на 65 029 тыс. руб., что, в свою очередь приводит к снижению суммы прибыли от продаж.

Также на уменьшение чистой прибыли оказало влияние  увеличение расходов предприятия на 4 085 тыс. руб., его темп роста составил 115, 9 %.

Сальдо прочей деятельности увеличилось в отчетном периоде на 58 тыс. руб., что говорит  о превышении доходов предприятия  над его расходами.

Временные разницы  повысились на 198 тыс. руб., что привело к увеличению налога на прибыль на 413 тыс. руб.

Однако произошло  увеличение выручки от реализации продукции  на 69 212 тыс. руб., темп роста которого составил 117,99 %,что говорит о восстановлении затраченных на производство денежных средств и создании необходимых условий для возобновления следующего кругооборота. За счет выручки от реализации предприятие покрывает свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формирует прибыль.

Также произошло  увеличение валовой прибыли на 4 183 тыс. руб. или на 10 %, что влияет на увеличение чистой прибыли.

Прибыль от продаж незначительно увеличилась на 98 тыс. руб., прибыль до налогообложения  увеличилась на 40 тыс. руб., что также  влияет на увеличение чистой прибыли.

Можно сделать вывод о том, что предприятие нерационально использует имущество фирмы.

По  горизонтальному анализу мы только определили количественное изменение  показателей. Для того, что определить, как изменилась структура показателей  за 2007 год необходимо сделать вертикальный анализ.

Для проведения вертикального анализа сначала  необходимо определить структуру показателей. Так как выручка распределяется на затраты на производство продукции (себестоимость), на коммерческие и  управленческие расходы, а также  на прочие расходы, на оплату налогов и в итоге на предприятии остается нераспределенная (чистая) прибыль. Исходя из вышесказанного мы структуру показателей будем определять как удельный вес показателя в выручке от продаж.

Вертикальный  анализ

Показатели

Отчетный год

2007

Уд. вес

Предыд.

год

2006

Уд.вес

Измен.

Выручка от реализации

476 480

100

407 268

100

 

Себестоимость проданной продукции

(430 522)

90,3

365 493

89,7

0,6

Валовая прибыль

45 958

9,6

41 775

8,7

0,9

Коммерческие расходы

29775

6,2

25690

5,3

0,9

Прибыль от продаж

16 183

3,3

16 085

3,3

 

Сальдо прочих доходов и расходов

-9 852

2,0

-9 794

2,0

 

Прибыль до налогообложения

6 331

1,3

6291

1,3

 

Налог на прибыль 

(3473)

0,7

(3574)

0,7

 

Чистая прибыль

750

0,1

967

0,2

(0,1)


 

Определив структуру  показателей отчета о прибылях и убытках мы можем теперь проанализировать и определить положительные и отрицательные изменения в структуре.

Из таблицы  мы видим, что наибольший удельный вес  в выручке от продаж занимает себестоимость  проданной продукции, в 2007 году она  составляла 90,3%. А наименьший удельный вес в выручке от продаж занимает чистая прибыль, в 2007 году она составила 0,1 %. Коммерческие расходы составили в 2007 году 6,2%. Налог на прибыль составил в 2007 и 2006 году 0,7 %. Прочие доходы и расходы в 2007 году  составили 2 %.

Рассматривая  структуру показателей в динамике я заметила, что происходит увеличение удельного веса валовой прибыли, он составил 9,6 % в 2007 году. Удельный вес коммерческих расходов увеличился на 0,9% и составил 6,2% в 2007 году. Прибыль от продаж осталась неизменной и составила 3,3%, прочие доходы и расходы также остались на том же уровне, что  в 2006 году и составили 2,0%, прибыль до налогообложения и налог на прибыль остались неизменными и составили 1,3%  и 0,7 % соответственно. Чистая прибыль уменьшилась в 2007 году, ее удельный вес составил 0,1 %.

 

 

2.3 Факторный анализ  прибыли на предприятии ОАО  «Стерлитамакский хлебокомбинат»

 

 

Прибыль отчетного  периода отражается общий финансовый результат производственно-хозяйственной  деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя.

Изменение прибыли  от реализации продукции формируется  под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения  структуры реализации; изменение  отпускных цен на реализованную  продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Динамика показателей  прибыли

 

Показатели

Отчетный

Аналогичный

Отчетный в %

период

период

к предшест-

 

прошлого года

вующему периоду

1.Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг

476480

407268

1,17

2.Себестоимость  (производственная) реализации товаров,  продукции, работ, услуг

430522

365493

1,178

3. Валовый доход

45958

41775

1,10

4.Расходы периода  (коммерческие и управленческие)

29775

2560

1,63

5. Прибыль (убыток) от реализации

16183

16083

1,00

6. Сальдо операционных  результатов

     

7. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности

6291

11432

0,55

       

9. Прибыль (убыток) отчетного периода

6291

11432

0,55

10. Прибыль остающаяся в распоряжении организации

2717

6650

0,40

11. Нераспределенная  прибыль (убыток) отчетного периода

2717

6650

0,40


 

 

 

 

ГЛАВА III. Пути улучшения распределения и использования прибыли

 

Признание того факта, что в настоящее время  у большинства российских предприятий существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.

В современных  условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий.  Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов. 

Чистый доход  предприятия представляет собой  сумму денежных средств, предназначенных  для формирования фондов социального назначения и используемых для осуществления производственного и социального развития, материального поощрения работников.

Механизм распределения  прибыли на предприятиях должен строится таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней фондо- и энерговооруженности, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.

Эффективное использование  прибыли возможно лишь при согласованности действий системы экономических рычагов.  При этом первостепенное значение имеет реализация продукции. Во-первых, потому, что в процессе продажи товаром на рынке происходит возмещение израсходованных средств производства.

Во-вторых, реализация продукции — это тот момент, когда произведенный продукт получает признание на рынке. Любая заминка в реализации вызывает нарушение ритмичности производства, а значит ведет к снижению эффективности деятельности предприятия.

Так как прибыль  отражает результаты всех видов деятельности предприятия — производственной, непроизводственной и финансовой.  Это значит, что на размерах прибыли отражаются все стороны деятельности предприятия.  Так, рост производительности труда означает снижение его затрат на единицу продукции. Соответственно при нормальных условиях работы должны относительно снижаться расходы на оплату труда в расчете на единицу продукции.  Улучшение использования основных производственных фондов означает, что относительно сокращаются затраты на их содержание и эксплуатацию, уменьшаются амортизационные отчисления в себестоимости отдельных изделий. Это,  как и экономия материальных затрат, увеличивает прибыль и эффективность ее использования.

Возможность получения  “незаработанной” прибыли за счет экстенсивного пути (главным образом за счет изменения условий поставки продукции, повышения цен и др.) покрывает бесхозяйственность, усиливает невосприимчивость предприятий к достижениям НТП, осуществлению мероприятий по ресурсосбережению.  Если темп роста стоимостных показателей превышает прирост продукции в натуральном выражении, это означает снижение эффективности использования ресурсов, что отражается в повышении материалоемкости, трудоемкости и, в конечном счете, — себестоимости продукции.

Руководству предприятий необходимо овладеть новыми методами распределения прибыли.  Здесь должны учитываться интересы сразу нескольких сторон.  Во-первых, государство заинтересовано как в создании условий, стимулирующих развитие производства, так и в реализации своих экономических функций, что обусловливает необходимость налогообложения, уменьшающего показатель прибыли на величину соответствующих налоговых отчислений.

Во-вторых, трудовой коллектив заинтересован в получении  больших доходов, что требует  увеличения расходов по статье “Заработная плата” и “Начисления”.

В третьих, кредиторы  и акционеры должны быть уверены  в платежеспособности фирмы, возвратности предоставленных ссуд.

Руководство же стремится, как можно большую  часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве резерва, позволяющего укрепить основы самофинансирования.  На руководство возлагается ответственность планировать распределение прибыли таким образом, чтобы не нанести ущерба ни одной из сторон и, в то же время, обеспечить благосостояние предприятия.

Основные направления  совершенствования механизма распределения  финансовых результатов включают:

— оптимизацию  системы налогообложения прибыли; разработку такой системы ставок и льгот налога на прибыль, которая  будет стимулировать использование  чистой прибыли, прежде всего, на развитие и совершенствование собственной производственной базы;

— изжитие непроизводительных затрат и потерь; разработку и реализацию  мероприятий, направленных на преодоление  кризиса неплатежей в целях постепенного снижения сумм пени и штрафов, уплачиваемых в бюджет и внебюджетным фондам;

— оптимизацию  распределения чистой прибыли, остающейся в распоряжении ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат», на фонды потребления  и фонды накопления;

— комплекс мероприятий, обеспечивающих целесообразное и эффективное использование средств фондов потребления и накопления.

На предприятии  ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат», большая часть прибыли была направлена в фонд потребления и использовалась на выплаты социального характера, что повлекло за собой  замедление оборачиваемости оборотных активов, ограничение возможности роста товарооборота и прибыли.

  Недостаточность  средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит  к увеличению потребности в  заемных средствах.

Направление средств  в фонд накопления увеличит экономический потенциал,  повысит платежеспособность предприятия и финансовую независимость, будет способствовать росту объема выполнения работ  и реализации без увеличения размера заемных средств.

Информация о работе Анализ прибыли