Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:08, курсовая работа
Целью моей работы является анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия как основных элементов финансово-экономической устойчивости, которые являются составными частями общего анализа финансово-экономической деятельности предприятия в рыночной экономике.
Введение
1.Теоретические аспекты анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
1.1. Оценка платежеспособности и ликвидности баланса предприятия
1.2 Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации
1.2.1 Понятие финансовой устойчивости
1.2.2 Анализ финансовой устойчивости
2.Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия на примере конкретного предприятия
2.1. Технико-экономическая характеристика деятельности ООО «Вест»
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности
2.3.Анализ финансовой устойчивости организации
2.3.1. Трехкомпонентный анализ финансовой устойчивости
2.3.2. Коэффициентный анализ финансовой устойчивости
3 . Рекомендации по улучшению платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
Заключение
Список литературы
Далее анализируется качественное состояние дебиторской задолженности для выявления динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.
Независимо от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать продажи продукции неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью и расчетными операциями.
Одним из направлений управления дебиторской задолженностью является выработка политики коммерческого кредитования предприятия, т.е. предоставления отсрочки платежа. Коммерческий кредит предоставляется поставщиком покупателю в виде отсрочки платежа. Существуют три типа такой политики (таблица 5)
Таблица 5 Типы политики коммерческого кредитования предприятия.
Тип политики |
Цель |
Направление деятельности |
Возможные последствия |
1. Консервативная или жесткая. Риск – минимальный. |
Платежеспо-собность и рентабельность на заданном уровне |
1.Отсрочка платежа только 2. Жесткие условия отсрочки 3.Жесткий контроль за |
Положительные: стабильность объемов,
финансового состояния и
Отрицательные: Потеря рынков, отставание от конкурентов, снижение платежеспособности, ликвидности и рентабельности через |
2. Умеренный. Риск – умеренный. |
Надежность и стабильность финансовой деятельности |
Традиционная финансовая политика |
Стабильность финансового |
3. Агрессивная или мягкая. Риск – большой. |
Расширение объема продаж, завоевание рынка |
1. Максимальное расширение 2. Льготные условия отсрочки
платежа: увеличение срока, |
Положительные: Рост объема реализации, завоевание рынков, создание потенциальных возможностей роста прибыли
Отрицательные: Значительное отвлечение оборотных средств, снижение ликвидности и платежеспособности, увеличение затрат на взыскание долгов, снижение эффективности активов, увеличение длительности финансового и операционного циклов. |
Предприятие проводило 3 тип политики коммерческого кредитования (агрессивная или мягкая политика).
В дальнейшем предприятию
рекомендовано следовать
Условия отсрочки платежа определяются типом принятой предприятием политик и включают следующее:
Учитывая факт, что согласно политике фирмы в области управления дебиторской задолженностью максимальная отсрочка, предоставляемая покупателям и заказчикам, составляет 30 дней, все счета к получению классифицируются по следующим группам:
К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.
Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.
В таблице 6. представлен анализ состояния расчетов с дебиторами по срокам оплаты счетов покупателями.
Таблица 6 Анализ состояния дебиторской задолженности.
Статьи дебиторской задолженности |
Остаток на начало года |
Остаток на конец года |
В том числе по срокам образования | |||||
Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки) |
Просрочка от 1 до 30 дней |
Просрочка от 31 до 90 дней |
Просрочка от 91 до 180 дней |
Просрочка от 181 до 360 дней |
Просрочка более 1 года | |||
Дебиторская задолженность: |
6747 |
4989 |
2012 |
1598 |
984 |
214 |
100 |
81 |
В % к итогу |
100 |
100 |
40% |
32% |
20% |
4% |
2,4% |
1,6 |
- просроченная |
3866 |
2977 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- в % к итогу |
57 % |
60% |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
В том числе: - не реальная ко взысканию |
101 |
81 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- в % к итогу |
1,5 % |
1,6 % |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Приведенные данные показывают, что состояние расчетов с покупателями в отчетном году по сравнению с прошлым годом улучшились: общая сумма неоплаченных счетов покупателями уменьшилась на 1758 тыс.руб., или на 8,85 % в валюте баланса, причем сумма неоправданной (просроченной) задолженности уменьшилась на 889 тыс.руб., или на 29,1% в составе дебиторской задолженности. Вследствие опережающих темпов роста просроченной дебиторской задолженности ее доля по сравнению с прошлым годом увеличилась на 3 процентных пункта и составила на конец отчетного года 60% всей суммы долга покупателей. Доля не реальной к взысканию (безнадежной, с просроченным сроком исковой давности) задолженности по сравнению с прошлым годом также увеличилась на 0,01 процентных пункта и составила 1.6 % всей дебиторской задолженности.
Анализ возрастной структуры дебиторской задолженности дает четкую картину состояния расчетов с покупателями и позволяет выявить просроченную задолженность. Кроме того, такой анализ позволяет оставить прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
Тенденция роста сомнительной задолженности свидетельствует о снижении ликвидности баланса, ухудшении финансового устойчивости предприятия. Однако уменьшение среднего срока инкассирования дебиторской задолженности с 85 дней на начало года до 34 дней на конец года, т.е. на 51 дней свидетельствует об обратном.
Ксдз = (N * ДЗ<1) / В,
Где – Ксдз – оборачиваемость дебиторской задолженности, дней,
В – выручка-нетто от продаж,
ДЗ<1 – дебиторская задолженность менее 1 года,
N – количество дней в периоде
Ксдз нач.пер. = N * ДЗ<1 / В = 84,68
Ксдз кон.пер. = N * ДЗ<1 / В =.34,21
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, кол-во раз в год:
Кодз = В / ДЗ<1,
Где В – выручка-нетто от продаж,
ДЗ<1 – дебиторская задолженность менее 1 года.
На начало года Кодз = 4,3
На конец года Кодз = 10,67
Расчет показателей, характеризующих
дебиторскую задолженность
Показатели, характеризующие
дебиторскую задолженность
Таблица 7
Показатели |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
Изменения |
1. Оборачиваемость дебиторской
задолженности, кол-во раз ( |
4,3 |
10,67 |
4,37 |
2. Период погашения дебиторской задолженности, дни (Ксдз) |
84,68 |
34,21 |
-50,47 |
3. Доля дебиторской |
81.25 |
72.46 |
-8.79 |
4.Доля сомнительной |
57 |
60 |
+ 3 |
Как следует из таблицы 7., состояние расчетов с покупателями к концу периода по сравнению с показателями на начало периода ухудшилось. На 50 дней уменьшился средний срок погашения дебиторской задолженности, который составил 34 дней. Особое внимание следует обратить на снижение качества задолженности. По сравнению с прошлым годом доля сомнительной дебиторской задолженности выросла на 3% и составила 60% общей величины дебиторской задолженности. Имея в виду, что доля дебиторской задолженности к концу периода составляла 72,46% в общем объеме оборотных активов, можно сделать вывод о снижении ликвидности оборотных активов в целом и, следовательно, ухудшении финансового положения предприятия.
В целях получения просроченной дебиторской задолженности предприятие может использовать следующие меры:
Основные способы получения
дебиторской задолженности
1. Получение денежного платежа.
2. Отступное, т.е. уплата
денег, передача имущества,
3. Зачет встречных требований, который может быть как двусторонний, так и многосторонний.
4. Новация – замена первоначального обязательства другим между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.
5. Прощение долга.
6. Невозможность исполнения
долга, если это вызвано
7. Издание акта государственного
8. Ликвидация юридического лица как должника, так и кредитора.
9. Выкуп должником
требований к его кредитору
со скидкой с последующим
10. Оформление дебиторской задолженности векселем, который можно продать, заложить или рассчитаться им с другими кредиторами.
11. Оплата дебиторской
задолженности банковским