Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 22:23, контрольная работа
Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства и реализации продукции.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, ко-торые оно может реально реализовать.
Введение 2
1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции 4
2.Анализ ассортимента и структуры продукции 9
3.Анализ качества произведенной продукции 15
4.Анализ ритмичности работы предприятия 20
Список литературы 23
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.
В
процессе анализа определяется выполнение
плана поставок за месяц и с нарастающим
итогом в целом по предприятию, в разрезе
отдельных потребителей и видов продукции,
выясняются причины недовыполнения плана
и дается оценка деятельности по выполнению
договорных обязательств (табл. 4).
Таблица 1.4
Анализ выполнения договорных обязательств
по отгрузке
продукции за март, млн. руб.
Изделие | Потребитель | План поставки по договору | Фактически отгружено | Недопоставка продукции | Зачетный объем в пределах плана |
А В И т.д. |
1
2 3 1 2 |
800
800 600 500 1200 |
850
750 700 500 1050 |
-50 -150 |
800
750 600 500 1050 |
Итого | 8000 | 8500 | -800 | 7200 |
Процент
выполнения договорных обязательств рассчитывается
делением разности между плановым объемом
отгрузки по договорным обязательствам
(
) и его недовыполнением (
) на плановый объем (
):
Из
табл. 2.4 видно, что за отчетный месяц
недопоставлено продукции по договорам
на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом
за год -на 5 % (табл. 5).
Таблица 1.5
Анализ выполнения
договорных
обязательств за год. млн. руб.
Месяц | План поставки продукции | Недопоставка продукции | Выполнение, % | |||
за месяц |
с начала года | за месяц | с начала года | за месяц | с начала года | |
ЯнварьФевраль Март …… Декабрь |
7500
7800 8000 9500 |
7500
15300 23300 95850 |
-300
-100 -800 - |
-300
-400 -1200 -4800 |
96,0
98,7 90,0 100,0 |
96,0
97,4 94,8 95,0 |
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
-определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
-оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
-изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
-оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 3.1 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 % (92 064 / 96 000 х 100) .
Таблица
2.1
Выполнение
плана по ассортименту продукции
Изделие |
Объем производства
продукции в плановых ценах, млн. руб. |
Процент
выполнения плана |
Объем продукции,
зачтенный в выполнение плана по ассортименту | |
А
В С D |
28800
33600 19200 14400 |
25200
33264 22176 20160 |
87,5
99,0 115,5 140,0 |
25200
33 264 19200 14400 |
Итого | 9600 | 100800 | 105,0 | 92064 |
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 3.2), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
Таблица 2.2
Анализ
структуры товарной продукции
|
* туб - тысяч условных банок.
Данные
графы 5 получены умножением показателя
графы 4 по каждому виду продукции
на коэффициент выполнения плана
по товарной продукции в целом
по предприятию в условно-натуральных
единицах (
):
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных ( ) и условно-натуральных показателей (можно в нормочасах) ( ) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):
(1,05 - 1,026025) х 96 000 млн. руб. = +2300
млн. руб.
Таблица 2.3
Расчет
изменения средней цены 1туб за счет
структурного фактора
|
Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции