Анализ объема производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства и реализации продукции.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, ко-торые оно может реально реализовать.

Содержание

Введение 2
1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции 4
2.Анализ ассортимента и структуры продукции 9
3.Анализ качества произведенной продукции 15
4.Анализ ритмичности работы предприятия 20
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

КЭА.doc

— 294.50 Кб (Скачать)
 

  Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

  Особо важное значение для предприятия  имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных  нужд. Это гарантирует предприятию  сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

  В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 4). 

Таблица 1.4

Анализ  выполнения договорных обязательств

по отгрузке продукции за март, млн. руб. 

Изделие Потребитель План поставки по договору Фактически  отгружено Недопоставка  продукции Зачетный объем  в пределах плана
 
А 
 
 

В 

И т.д.

1

2

3 

1

2

800

800

600 

500

1200

850

750

700 

500

1050

 
-50 
 
 

-150

800

750

600 

500

1050

Итого   8000 8500 -800 7200
 
 

  Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам ( ) и его недовыполнением ( ) на плановый объем ( ): 

     или  90%
 

  Из  табл. 2.4 видно, что за отчетный месяц  недопоставлено продукции по договорам на сумму 800 млн. руб., или на 10 %, а в целом за год -на 5 %  (табл. 5). 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.5

Анализ  выполнения

договорных  обязательств за год. млн. руб. 

Месяц План  поставки продукции Недопоставка  продукции

Выполнение, %

за  месяц

с начала года за месяц с начала года за месяц с начала года

Январь

Февраль

Март

……

Декабрь

7500

7800

8000 

9500

7500

15300

23300 

95850

-300

-100

-800 

-

-300

-400

-1200 

-4800

96,0

98,7

90,0 

100,0

96,0

97,4

94,8 

95,0

 
 

  Недопоставка  продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции.

 

   2.Анализ ассортимента и структуры продукции

  Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

  При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

  -определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

  -оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

  -изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

  -оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

    Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту). Из табл. 3.1 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 95,9 %  (92 064 / 96 000 х 100) .

 
 
 
 

Таблица 2.1 

Выполнение  плана по ассортименту продукции 

 
 
Изделие 
Объем производства

продукции в плановых ценах,

млн. руб.

Процент

выполнения

плана

Объем продукции,

зачтенный в выполнение

плана по ассортименту

А

В

С

D

28800

33600

19200

14400

25200

33264

22176

20160

87,5

99,0

115,5

140,0

25200

33 264

19200

14400

Итого 9600 100800 105,0 92064
 

  Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и  внутренние. К внешним относятся  конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

  Увеличение  объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

      Изменение структуры производства  оказывает большое влияние на  все экономические показатели: объем  выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной  продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный  вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

  Расчет  влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом, цепной подстановки (табл. 3.2), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

=100800 млн. руб.

=98500 млн. руб.

=100 800-98 500 = +2300 млн. руб.

Таблица 2.2

Анализ  структуры товарной продукции 

Изделие Оптовая

цена

за 1 туб, тыс. руб.

Объем

производства  продукции,

туб*

Товарная  продукция в ценах плана, млн. руб. Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб.
план факт план Фактически

при плановой

структуре

факт
А

В

С

D

5000

6000

7000

7500

5760

5600

2743

1920

5040

5544

3168

2688

28800

33600

19200

14400

29550

34 475

19 700

14755

25200

33264

22 176

20 160

-4350

-1211

+2476

+5385

Итого - 16023 16440 96000 98500 100800 +2300
 

  * туб - тысяч условных банок.

  Данные  графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции  на коэффициент выполнения плана  по товарной продукции в целом  по предприятию в условно-натуральных единицах ( ): 

  

= 16 440 / 16 023 = 1,026025. 

  Если  бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам  продукции и не нарушилась запланированная  структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

  Такой же результат можно получить и  более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных ( ) и условно-натуральных показателей (можно в нормочасах) ( ) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

   (1,05 - 1,026025) х 96 000 млн. руб. = +2300 млн. руб. 
 

Таблица 2.3

Расчет  изменения средней цены 1туб за счет структурного фактора 

Изделие Оптовая цена

1 туб,  тыс. руб.

Структура продукции, %

Изменение

средней цены за счет структуры, тыс. руб.

 
 
 
 
план факт +,- тыс. руб.
А

В

С

D

5000

6000

7000

7500

35,95

34,95

17,12

11,98

30,66

33,72

19,27

16,35

-5,28

-1,23

+2,15

+4,36

-264,0

-73,8

+150,5

+327,3

Итого - 100 100 -. +140,0

Информация о работе Анализ объема производства и реализации продукции