Анализ государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - провести анализ государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации, выяснить их особенности и несовершенства и предложить пути их оптимизации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– обозначить понятие внебюджетного фонда и его основные функции;
– изучить нормативно-правовую базу организации внебюджетных фондов в РФ, рассмотреть источники создания и направления расходования основных государственных фондов РФ;

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 137.34 Кб (Скачать)
  1. повышения точности заявок на финансирование выплаты пенсий;
  2. сокращения времени прохождения средств к пенсионерам после ликвидации промежуточных звеньев на их пути;
  3. сокращения суммы оборотных средств;
  4. контроля за достоверностью сведений, представляемых при назначении пенсий;
  5. сокращения нецелевых расходов пенсионных средств.

Пенсионный фонд РФ и его  региональные отделения на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении  контрольных функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля за их надлежащим распределением.

Финансово –  правовой статус Пенсионного фонда  РФ определен БК РФ, законами об обязательном пенсионном страховании в РФ, о трудовых пенсиях в РФ, ФЗ от 24. 07. 2002 №111 – ФЗ «Об инсвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»17, а также ФЗ о бюджете пенсионного фонда на текущий год и другими ФЗ.

Структура доходов бюджета  Пенсионного фонда РФ дана в ст. 146 БК РФ и конкретизирована в ст. 17 Закона об обязательном пенсионном страховании  в РФ. Согласно названным законам  доходами Пенсионного фонда РФ являются:

– страховые взносы;

– средства федерального бюджета;

– суммы пеней и иных финансовых санкций;

– доходы от размещения временно свободных средств обязательно  пенсионного страхования;

– добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей  и застрахованных лиц;

– иные доходы, не запрещенные законодательством РФ.

Проанализируем динамику доходов и расходов ПФ.

 

Таблица №1 –  Динамика доходов  и расходов Пенсионного фонда 

 

 

2007

2008

2009

2010

2011

Доходы ПФ (трлн.руб.)

1.9

2.7

3.3

4.1

4.7

Расходы ПФ (трлн. руб.)

1.8

2.3

2.9

3.7

4.3


 

             Анализ  будем проводить на основании данных Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 25.11.2008 N 214-ФЗ.

Доходы Пенсионного фонда  России в 2008 году выросли по сравнению  с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей. Из них суммарный объем  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 1,25 трлн. руб., или 45,6 % от суммы доходов. По сравнению с 2007 г. рост поступлений страховых взносов составил 236 млрд. руб. Объем средств федерального бюджета составил чуть менее 1,5 трлн. руб., или 53,4%, Суммарный объем расходов ПФР в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей. Это на 32% больше, чем в 2007 г.  Из них на пенсионное обеспечение 38,6 млн. граждан было направлено свыше 2 трлн. руб., что на 533,3 млрд. больше по сравнению с 2007 г. На осуществление единовременных денежных выплат было выделено 235,5 млрд. руб. Таким образом, общий профицит бюджета ПФР составил 372 млрд. руб18.

Общее превышение доходов  над расходами на 2009 г. оценивается в сумме 241,5 млрд. руб. Вместе с тем расчетный дефицит в распределительной составляющей бюджета планируется обеспечить за счет дополнительных поступлений из федерального бюджета (+315,6 млрд. руб.). Т.е. доля средств федерального бюджета повысится с 52% до 63% по сравнению с утвержденной в нынешнем бюджете.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит  из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

С 1 марта 2009 года базовая  часть трудовой пенсии увеличилась  на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произошло увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составляет 2 562 рубля.

Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года была проведена ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой  размер трудовой пенсии по старости,  а ее получают свыше 30 млн. человек, превысил прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и  составил 5641 рубля.

Исходя из этого, средний  размер трудовой пенсии составил на конец 2009 года 5 тыс. 859 рублей,   2010 года — 6 тыс. 574 рублей, а 2011 года — 7 тыс. 449 рублей. При этом прожиточный минимум пенсионера запланирован 4 тыс. 552 рублей в 2010 году и 4 тыс. 989 рублей в 2011 году19.

Рисунок 1 - Структура доходов и расходов бюджета ПФ РФ

 

В заключении можно сделать  вывод о том, что пенсионный фонд РФ опосредует финансовую деятельность государства. Государство собирает, распределяет и использует средства ПФ РФ для осуществления стоящих перед ним задач: выплаты пенсий и социальных пособий.

2.2 Фонд социального страхования Российской Федерации

 

Фонд социального страхования  РФ был создан Указом Президента РФ от 7.08.92г. для финансового обеспечения  государственных гарантий социального  страхования. Фонд является бюджетным  учреждением, имеющим региональные отделения. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

Фонд социального страхования  РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

Правовой режим Фонда социального страхования РФ определен БК РФ, федеральными законами от 16.07. 1999 №165 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», от 24.07.1998 №125 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей…», а также ФЗ о бюджете фонда социального страхования и постановлением Правительства РФ от 12.02.ё994 №101 «О фонде социального страхования Российской Федерации».

Управление Фондом социального  страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются  Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат20.

Средства ФСС образуется за счет страховых взносов работодателей  и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также  осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право  на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов); доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ и добровольных взносов физических и юридических лиц. Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Для обеспечения деятельности ФСС  создан центральный аппарат, а в  региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами.

Бюджет Фонда и отчет об его  исполнении утверждаются Федеральным законом, а бюджеты региональных отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Филиал отделения Фонда является обособленным подразделением отделения Фонда. Положением о филиале предусматривается осуществление всех или части функций отделения Фонда, а также возможность иметь отдельный баланс либо смету, счета в банке, при этом он не является юридическим лицом. Филиал наделяется имуществом, создавшим его отделением Фонда на праве оперативного управления.

Средства для государственного социального страхования хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях ЦБ РФ. Для хранения и учета средств для социального страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам отделений Фонда — транзитные и текущие счета.

Отделения Фонда ежеквартально  финансируют расходы своих филиалов по содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и обеспечивают покрытие перерасхода по выплаченным пособиям страхователей. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся21.

Финансовые отчеты об исполнении бюджета ФСС РФ составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.

Далее проанализируем динамику и структуру  доходов ФСС.

 

                 Таблица №2 – Структура доходов  и расходов ФСС РФ

 

2009

2010

2011

Доходы ФСС (тыс.руб.)

445133616.5

520578769.1

591387924

Расходы ФСС (тыс. руб.)

447188618.9

506313991.5

572307731


 

На 2009 год, прогнозируемый общий  объем доходов бюджета Фонда  в сумме 445133616,5 тыс. рублей (123,9 % к 2008 году), в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета  в сумме 70 568 364,0 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей. Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 447 188 618,9 тыс. рублей22.

Источник финансирования дефицита бюджета Фонда в 2009 году - изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета  Фонда в течение 2008 года по состоянию  на 1 января 2009 года.

 Общие объемы доходов бюджета Фонда на 2009 год составили по обязательному социальному страхованию в сумме 309 597 708,6 тыс. рублей (в том числе 18 820 169,1 тыс. рублей - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 66 787 713,0 тыс. рублей.

Прогнозируемые объемы доходов  бюджета Фонда на 2010 год в сумме 520578769,1 тыс. рублей (116,9 % к 2009 году), из них  по обязательному социальному страхованию в сумме 371 599 043,5 тыс. рублей (71,4 % от общей суммы доходов).  В том числе 34 529 491,1 тыс. рублей - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 75 640 006,0 тыс. рублей (14,5 %) и из бюджета ФОМС - 18500000,0 тыс. рублей (3,6 процента).

На 2011 год в сумме 591387924,3 тыс. рублей (113,6 % к 2010 году), из них: по обязательному  социальному страхованию в сумме 426 731 219,2 тыс. рублей (в том числе 53 296 595,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 84 508 977,0 тыс. рублей. %) и из бюджета ФОМС - 19250000 тыс. рублей (3,3 процента).

Параметры общего объема расходов бюджета Фонда предусмотрены23:

– на 2010 год в сумме 506313991,5 тыс. рублей (113,2 % к 2009 году), в том числе: по обязательному социальному страхованию - 371599043,5 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 61375228,4 тыс. рублей;

– на 2011 год в сумме 572307730,7 тыс. рублей (113,0 % к 2010 году), в том числе: по обязательному социальному страхованию - 426731219,2 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 65428783,4 тыс. рублей24.

Рисунок 2 - Структура доходов и расходов ФСС РФ

Подытоживая все вышесказанное  можно сделать вывод о том, что ФСС РФ объединяет центральный  аппарат, региональные отделения, а  также филиалы отделений фонда. На основе аналитических данных, можно заключить, что не смотря на кризис, расходы и доходы фонда постоянно растут, что связано с желанием государственной власти выполнить существующие обязательства перед гражданами в области социального страхования.

Информация о работе Анализ государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации