Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:16, курсовая работа
Цель данной работы: оценка финансового состояния предприятия розничной торговли ОАО «Боровецкое».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику ОАО «Боровецкое»;
оценить состояние и эффективность использования ресурсов предприятия;
Введение
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. История создания и развития ОАО «Боровецкое», организационно-правовая форма, цели и виды деятельности
1.2. Структура управления
1.3. Персонал
1.4. Оплата труда
1.5. Внешнее окружение и маркетинг в организации
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Анализ основных фондов организации
2.2. Анализ оборотных средств организации
2.3. Анализ финансового состояния
2.3.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса
2.3.2. Анализ финансовых коэффициентов отчетности
2.4. Анализ прибыли и рентабельности
3. ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Теоретические вопросы определения финансового состояния предприятия и направлений его укрепления
3.2. Выявление основных проблем финансового состояния в организации и построение «дерева проблем»
3.3. Разработка вариантов управленческих решений по укреплению финансового состояния
4. Выбор и обоснование решения (проекта) по укреплению финансового состояния
4.1. Расчет основных показателей для реализации предлагаемых решений
4.2. Анализ достоинств и недостатков предлагаемых решений
4.3. Выбор управленческого решения (проекта) и план его реализации
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бухгалтерский баланс
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Бухгалтерский баланс
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Отчет о прибылях и убытках
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Отчет о прибылях и убытках
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Приложение к бухгалтерскому балансу
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Приложение к бухгалтерскому балансу
Эффективность деятельности персонала характеризуется качеством, полнотой и своевременностью выполнения каждым работником своих функциональных обязанностей с учетом результатов работы предприятия в целом. При этом численные показатели эффективности определяются путем соотношения затрат и результатов труда. Применительно к торговому предприятию в качестве показателей, характеризующих конечные результаты деятельности, могут быть использованы: товарооборот, прибыль, а в качестве интегрального показателя затрат могут быть признаны расходы по обычным видам деятельности. [9, с. 205-206] В качестве расходов, относимых на работников, рассматриваются затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и прочие дополнительные расходы.
Сопоставление показателей расходов на персонал и товарооборота (или прибыли от реализации) подводит к выводу о том, что расходы на персонал увеличиваются, т.е. увеличивается число денежных затрат на кадровых работников организации для получения одной денежной единицы прибыли. Несмотря на это, в ОАО «Боровецкое» наблюдается текучесть кадров, и причем идет ее рост. Данное обстоятельство становится следующей проблемой, оказывающей косвенное влияние на финансовое состояние организации.
Все проблемы, оказывающие влияние на финансовое состояние организации отражены на схеме, представленной на рисунке 3.
Рисунок 3. Проблемы финансового состояния ОАО «Боровецкое»
В «дереве проблем» факторы, оказывающие прямое воздействие на финансовое состояние организации указаны прямыми линиями, влияющие косвенно – пунктирными линиями.
На наш взгляд актуальной проблемой в ОАО «Боровецкое» является снижение уровня доходов. Именно уровень чистых доходов, остающихся в распоряжении организации, говорит о том, насколько прибыльна ее деятельность. По уровню доходов также определяют общую эффективность использования активов и вложенного капитала.
Рынок розничной торговли в регионах набирает обороты. По крайней мере, динамика и масштабы роста этой отрасли за последние годы говорят сами за себя. Отличительной чертой современного продовольственного ритейла является бурное расширение действующих сетей. [24, с. 3]
Розничным торговым компаниям необходимо уделять повышенное внимание процессам функционирования маркетинговых программ. Раздражавшие, а порой и отпугивающие покупателей методы прежней, дореформенной торговли, быстрыми темпами уходят в прошлое. Под натиском множества появившихся предприятий меняется философия бизнеса. На первое место выходят вопросы, связанные с качеством удовлетворения потребностей покупателей. К сожалению, маркетинговые инструменты развития бизнеса еще мало используются операторами нашей страны, которые порой забывают о том, что, в конечном итоге выигрывает тот, кто грамотно и умело создает маркетинговую концепцию и способен эффективно продать товар. Тем более что, делать это приходится в условиях соревнования с вышедшими на российский рынок западными компаниями, знакомыми с методами маркетинга не один десяток лет. [25, с. 7]
Применительно к ОАО «Боровецкое», следует отметить, что ведение коммерческой деятельности, направленной на получение прибыли, целесообразно построить в рамках маркетинговых исследований. Поэтому на наш взгляд необходимо предложить следующие варианты решений сложившейся проблемы:
1) создание в организации отдела маркетинга, укомплектовав его специалистами по маркетинговым исследованиям и рекламе. Предлагается использовать функциональную организацию службы маркетинга, при которой сотрудники данного отдела находятся в подчинении руководителя службы. Маркетологи должны выполнять следующие функциональные обязанности:
изучать потребности и спрос покупателей, проводить комплексные маркетинговые исследования;
разрабатывать мероприятия, направленные на более полное удовлетворение потребностей покупателя;
продумывать дизайн внешнего оформления товаров собственного производства (полуфабрикатов);
стимулировать продвижение товара через рекламу, поскольку в настоящее время это очень действенно.
2) совершенствование ассортиментной политики в организации. Процесс формирования ассортимента начинается с определения его широты и глубины.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли бы требованиям определенных категорий покупателей.
Ассортимент – это набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке. [10, с. 288]
Планирование, формирование и управление ассортиментом проходит и в сфере розничной торговли. В ОАО «Боровецкое» разработкой ассортиментных перечней, включающих группы и разновидности товаров, занимается коммерческий отдел. На сегодняшний день ОАО «Боровецкое» поддерживает 117 товарных групп – это более 8 тысяч наименований товаров. Управление таким ассортиментом – трудоемкая задача, практически невыполнимая без системы автоматизированного учета и управления. [26, с. 68]
В процессе разработки ассортиментных перечней определяются различные показатели: товарные группы и разнообразие видов (с учетом типологии потребителей); частота обновления ассортимента; уровень и соотношение цен на товары данного вида у разных производителей и др.
3) совершенствование мерчендайзинга – комплекса мер по стимулированию и увеличению продаж.
Сегодня возможности мерчендайзинга как средства продвижения товара очевидны: дело не только в грамотной выкладке, речь идет и о правильной организации торгового пространства (зонирование, учет потоков покупателей, правильное освещение и многое другое), и о создании атмосферы (общий стиль магазина, чистота, музыкальный фон и т.д.). Важно помнить обо всех этих моментах, и не только в период открытия магазина – подобно тому, как уборка в квартире не может быть сделана раз и навсегда, обновление и совершенствование тех или иных составляющих процесса продвижения товара к покупателю должны осуществляться регулярно. [27, с. 66]
4) реализация товаров методом телефонных заказов (телефонный маркетинг). В рекламных объявлениях предприятий розничной торговли все чаще упоминается услуга доставки. Дистанционная торговля активно развивается во всем мире. Первая возможность оказания населению услуг по доставке на дом продуктов – создание собственной службы при торговой сети. Пионером на российском рынке стала сеть продовольственных магазинов «Рамстор». [28, с. 66]
К перечисленным вариантам можно добавить и такие варианты решений, как:
5) сдача свободных площадей в аренду. В частности, это необходимо для магазинов №4, №8 и №9, где торговую площадь можно сдать под аптечный отдел, отдел бытовой химии или канцелярских принадлежностей, поскольку поблизости нет магазинов такого направления.
6) обновление основных средств, что повышает эффективность использования. Улучшение использования решает широкий круг экономических проблем, направленных на повышение эффективности деятельности организации: рост производительности труда, увеличение прибыли и рентабельности капитала и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности организации. [10, с. 119]
Рассмотрим вышеперечисленные варианты решений по срокам отдачи. Маркетинговые исследования в розничной торговле – явление уже не новое. Теоретически все понимают необходимость проведения и пользу для своего бизнеса, но на практике дело обстоит совершенно по-иному. В отличие от западных коллег российские торговцы если и заказывают исследования, то делают это нерегулярно, а чаще всего просто не имеют достаточно средств на полноценный мониторинг рынка. [29, с. 53]
Первые результаты исследования в ОАО «Боровецкое» мы можем получить минимум через погода. Поскольку службы маркетинга в данной организации не было, то значительный период времени уйдет на подбор кадров в эту службу, на изучение первичных и вторичных источников информации, на программное обеспечение этого отдела и обучение новой программе сотрудников службы.
Совершенствованием ассортиментной политики организация должна заниматься регулярно, выполняя такие этапы работы, как:
1. Проведение анализа динамики продаж по группам товаров, по видам;
2. Отслеживание изменение потребительского спроса по дням недели, неделям и месяцам;
3. Проведение анализа продаж товаров по прибыли с учетом изменения цен;
4. Выявление наиболее прибыльных товаров.
По истечению месяца такая работа предоставит нам определенные результаты, которые отразятся на товарообороте организации в положительную или отрицательную сторону.
Быстрое развитие сектора торговли сопровождается активным внедрением в работу элементов маркетинга. Меняются взаимоотношения производителей-поставщиков и представителей торговли. Раньше позиция производителя состояла в том, «как продать в торговлю», а теперь формируется другая позиция «как продать через торговлю». Смена подхода к торговому процессу означает, что промышленность становится заинтересованной стороной в эффективной работе предприятий торговли. Отсюда и интерес к мерчендайзингу. Многими производителями подмечено, что успеха добиваются те из них, кто активно участвует и контролирует торговый процесс. Например, производители могут отслеживать схему выкладки товара в магазине. Практика показывает, что в результате этих действий оборот магазина увеличивается в несколько раз. Например, оборот компании «Вимм-Билль-Данн» в магазинах «Седьмой континент» после того, как она стала там участником процесса продажи (от оперативной поддержки запасов до контроля за выкладкой), увеличился в 6 раз. [30, с. 80].
Ведение мерчендайзинга, как правило, осуществляется торговыми представителями, поэтому сроки реализации этого решения только в их компетенции.
При реализации товаров методом телефонных заказов результаты деятельности будут видны уже через месяц.
Такие варианты решений, как сдача свободных торговых площадей в аренду и обновление основных средств не дают четких представлений о сроках отдачи. Нам трудно предположить, как скоро мы найдем арендаторов, в первом случае, как долго будет идти обновление основных средств в организации, чтобы проанализировать результаты деятельности, во втором.
На наш взгляд, оптимальными вариантами решения возникшей проблемы являются такие, как совершенствование ассортиментной политики и реализация товаров методом телефонных заказов, потому что уже через месяц можно определить эффективность деятельности организации от реализации данных решений, описание сущности которых рассматривается в четвертой главе.
В политике совершенствования ассортимента необходимо обратить внимание на такие продукты, которые наиболее подвержены естественной убыли на различных этапах товародвижения от изготовителя до конечного продавца и до его продажи населению. Это очень важно, поскольку естественные потери бывают так высоки, что не покрываются суммой, выделяемой на них. В итоге торговое предприятие терпит потери от реализации данной продукции и соответственно уменьшение прибыли.
Количественные потери товаров в торговле, вызванные естественными для конкретного товара процессами, происходящими при транспортировке, хранении и товарной обработке, называют естественной убылью материально-производственных запасов. Поэтому в нормативных документах они обозначаются как «естественные», а по порядку списания – «нормируемые».
Естественные потери относятся к неизбежным. Величина естественной убыли может быть различной, она зависит от свойств товара, его упаковки, условий и сроков хранения, а также дальности перевозок. Они могут быть снижены, может быть изменено место их возникновения в результате специального регулирования факторов внешней или внутренней среды, но исключить полностью естественные потери невозможно. [31, с. 46]
Финансирование выбранных проектов будет осуществляться за счет собственных средств, поскольку чистая прибыль, которая остается в распоряжении ОАО «Боровецкое», увеличивается от периода к периоду (с 17147 тыс. руб. до 25162 тыс. руб. в 2010 году и с 25162 тыс. руб. до 25223 тыс. руб. в 2011-м). Этой суммы нам достаточно, даже если нас ожидают потери от реализации этих проектов.
В качестве первого варианта решения (совершенствование ассортиментной политики) рассмотрим два вида товара А и Б, принадлежащие одной товарной группе. Причем, этот товар подвержен естественным потерям, выраженным уменьшением его массы. Различаются эти два вида товара только внешне: товар А идет без упаковки и фасовка его для дальнейшей продажи производится в самом магазине, а товар Б – в вакуумной упаковке.
Условия реализации:
1) число поставок в месяц – 4 раза;
2) объем поставки – по 9 кг каждого вида товара, но ввиду того, что реализация этого количества невыполнима, объем товара А сократили до 5 кг, а товара Б – до 3 кг (объем поставки сформировали с учетом цены реализации);
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия