Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: оценка финансового состояния предприятия розничной торговли ОАО «Боровецкое».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
 дать общую характеристику ОАО «Боровецкое»;
 оценить состояние и эффективность использования ресурсов предприятия;

Содержание

Введение
1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. История создания и развития ОАО «Боровецкое», организационно-правовая форма, цели и виды деятельности
1.2. Структура управления
1.3. Персонал
1.4. Оплата труда
1.5. Внешнее окружение и маркетинг в организации
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Анализ основных фондов организации
2.2. Анализ оборотных средств организации
2.3. Анализ финансового состояния
2.3.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса
2.3.2. Анализ финансовых коэффициентов отчетности
2.4. Анализ прибыли и рентабельности
3. ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Теоретические вопросы определения финансового состояния предприятия и направлений его укрепления
3.2. Выявление основных проблем финансового состояния в организации и построение «дерева проблем»
3.3. Разработка вариантов управленческих решений по укреплению финансового состояния
4. Выбор и обоснование решения (проекта) по укреплению финансового состояния
4.1. Расчет основных показателей для реализации предлагаемых решений
4.2. Анализ достоинств и недостатков предлагаемых решений
4.3. Выбор управленческого решения (проекта) и план его реализации
Заключение
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Бухгалтерский баланс
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Бухгалтерский баланс
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Отчет о прибылях и убытках
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Отчет о прибылях и убытках
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Приложение к бухгалтерскому балансу
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Приложение к бухгалтерскому балансу

Работа содержит 1 файл

Ан фин сост предприятия....doc

— 971.00 Кб (Скачать)

 

По данным таблицы 4 мы видим, что в организации в течение анализируемого времени наблюдается нестабильный состав кадров (все показатели меньше 1). Разница величин коэффициента приема и выбытия незначительна, что приводит к непостоянству в составе персонала ОАО «Боровецкое». Это обстоятельство подтверждается уменьшением значения коэффициента постоянства кадров в рассматриваемом периоде и соответственно увеличением значения коэффициента текучести персонала.

Если нестабильность в составе персонала организации будет сохраняться, то в дальнейшем это может отрицательно сказаться на показателях деятельности предприятия.

 

1.4.           Оплата труда

 

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Роль заработной платы выражается в ее стимулирующем воздействии на человека: размер оплаты, порядок выплаты и элементы организации обычно развивают у человека личный интерес к труду. Таким образом, заработная плата выполняет двоякую роль: с одной стороны, это плата за результат труда, с другой – стимул к труду. [11, с. 276-277]

Организация заработной платы в торговле осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1)                 стимулирующая функция оплаты труда. Этот принцип организации заработной платы предполагает установление относительного уровня заработной платы в зависимости от количества, качества и результатов труда;

2)                 дифференциация окладов в зависимости от объемов работ, квалификации работника, условий труда. Дифференциация оплаты труда тесно связана с сегментацией рынка труда, регулирующей уровень оплаты труда различных категорий работников. [9, с. 124]

В ОАО «Боровецкое» применяется повременно-премиальная система оплаты труда. В соответствии с данной системой каждый работник сверх оплаты в зависимости от отработанного времени и тарифного оклада получает премию, размер которой устанавливается в процентах к тарифному окладу.

В структуру оплаты труда работников ОАО «Боровецкое» входят следующие элементы:

                  основная заработная плата, которая предполагает оплату труда по тарифным окладам;

                  дополнительная заработная плата, включающая различные виды доплат и надбавок. Назначение доплат – возмещение дополнительных затрат рабочей силы из-за объективных различий в условиях труда. [6, с. 207] К ним относятся: доплаты за неблагоприятные и вредные условия труда; за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время и т.п.

Надбавки вводятся для стимулирования высокого качества обслуживания покупателей и эффективности личного труда. К ним относят: персональные надбавки руководителям и специалистам за квалификацию; надбавки за совмещение профессий, за выполнение обязанностей отсутствующего работника и других дополнительных обязанностей.

Доплаты и надбавки обычно устанавливаются в относительных размерах согласно протокола заседания Совета трудового коллектива того или иного магазина и корректируются при изменении окладов.

                  премии за результаты деятельности, которые выступают в качестве материального стимулирования. Инструментом материального стимулирования в торговле является система участия работников в прибыли предприятии. Она предусматривает разделение между работниками и фирмой дополнительной прибыли, которая была получена в результате повышения производительности труда, улучшения качества обслуживания покупателей. [10, с. 170] При этом рассматривается производительность как на уровне всего предприятия, так и отдельно взятого магазина.

В общем виде начисленная заработная плата работников ОАО «Боровецкое» имеет вид:

              З = (ЗОСН + ЗДОП + П) – Н,              (5)

где ЗОСН – основная заработная плата;

ЗДОП – дополнительная заработная плата;

П – приработок в виде премии, размер которой устанавливается в процентах к тарифному окладу;

Н – сумма налога на доходы физического лица.

В случае недостачи, растрат или хищений имущества к работникам торговли применяется система материальной ответственности. Она выражается в уменьшении заработной платы на сумму, установленную в соответствии с коллективным договором.

К отдельным работникам на основании трудового договора в случае нарушений или невыполнения ими своих обязанностей в процессе деятельности также применяется система материальной ответственности. Она выражается в виде лишений премии или невыплаты заработной платы.

1.5.           Внешнее окружение и маркетинг в организации

Результаты деятельности предприятия в значительной степени определяются внешней его средой. Поэтому необходимы знания этой среды, и умение реагировать на ее изменения и воздействия на внутренние структуры предприятия.

Само же предприятие, как открытая система, зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поэтому предприятия вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность и конкурентоспособность. [6, с. 28]

Понятие окружающей (внешней) среды является одним из ключевых понятий маркетинга. Окружающая маркетинговая среда представляет собой совокупность субъектов и сил (факторов), активно действующих на конъюнктуру рынка и эффективность деятельности субъектов маркетинга.

Многочисленные факторы внешнего окружения влияют на деятельность предприятия с разной степенью интенсивности. [12, с. 116]

Основными характеристиками внешней среды являются взаимосвязанность ее факторов, сложность, подвижность и неопределенность.

Взаимосвязанность факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы внешней среды. Согласно этой характерной особенности внешней среды рассмотрение факторов среды не может производиться изолированно, а только во взаимосвязи с другими и с учетом динамики их изменений.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые производственная система обязана реагировать в целях своего выживания, а также уровень вариаций каждого фактора.

Подвижность (или динамичность) среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи утверждают, что окружение производственных систем изменяется с нарастающей скоростью. Однако при этом, что эта тенденция является общей, в различных отраслях скорость изменения среды существенно отличается.

Неопределенность внешней среды является функцией от количества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора внешней среды, а также функцией уверенности в точности располагаемой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. [6, с. 28]

Факторы внешней среды подразделяются на: факторы макро- и микросреды.

Внешняя микросреда представлена силами, имеющим непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры. К факторам микросреды предприятия относятся: покупатели, поставщики, конкуренты, посредники, контактные аудитории, собственники и инвесторы. Важнейшими элементами микросреды ОАО «Боровецкое» являются покупатели, поставщики, посредники и конкуренты.

Покупатели. При работе на рынке предприятие должно ориентироваться на однородную группу потребителей (целевой сегмент), в соответствии с потребностями которой формируется ассортимент товаров, предлагается необходимый уровень обслуживания, ценовая и коммуникативная политика. [12, с. 116,119]

Согласно информации газеты «Челнинские известия» в ходе исследования, проводимого в городе о посещаемости людей продуктовых торговых точек, было выявлено, что в основном люди пожилого возраста из всех опрошенных посещают городские мелкооптовые продуктовые базы. А остальные опрошенные заявили, что предпочитают ходить за продуктами в магазины. Это говорит о покупательской способности населения города со средним уровнем достатка.

Наблюдения непосредственно самой организации показывают, что ее магазины посещают, в основном, люди рабочих профессий. И это не случайно, поскольку магазины ОАО «Боровецкое» расположены в «спальных» районах.

Любое предприятие в своей деятельности сталкивается с различными конкурентами. ОАО «Боровецкое», будучи специализированной организацией по продаже продовольственных товаров, безусловно не исключение.

По оценкам экспертов, в качестве которых выступили директора магазинов и некоторые руководящие работники ОАО «Боровецкое», наиболее эффективными и успешно функционирующими предприятиями на рынке продуктов питания города признаны ТД «Камилла», ТД «Челны-Хлеб», «Народный», гипермаркет «Эссен». Причем последние из них были открыты сравнительно недавно и заинтересовали покупателей довольно низкими ценами.

Самую серьезную опасность для ОАО «Боровецкое» представляет ТД «Камилла» в силу своего географического расположения (непосредственная близость к ОАО «Боровецкое»). На сегодняшний день ТД «Камилла» включает 8 магазинов. «Неуклонно растущие показатели экономической деятельности, прямые поставки и закупки, позволяющие поддерживать приемлемый уровень цен, эксклюзивный дизайн, лучшие продавцы, отобранные в результате тщательного конкурса», – так было охарактеризовано данное предприятие в газете. И на наш взгляд данное предприятие хорошо держит свои позиции.

Поставщики – это субъекты маркетинговой среды, в функцию которых входит обеспечение фирмы и ее конкурентов необходимыми материальными ресурсами.

Отношения с поставщиками, как и отношения с покупателями, выстраиваются в течение длительного времени, поэтому конкурентам трудно их воспроизвести. [12, с. 119]

ОАО «Боровецкое» работает со многими предприятиями-поставщиками. В магазинах широко представлены товары местной пищевой промышленности (более 60 %). Это продукция ОАО «Мясокомбинат», ОАО «Холод», ОАО «ТатСоте», ЗАО «Челны-Хлеб», совхоза «Ворошиловский» и совхоза «Весенний», Тукаевской птицефабрики «Челны-бройлер», «Камазобщепит», ОАО «Булгарпиво» и многих других.

Сегодня ОАО «Боровецкое» наладило связи с крупными производителями России и странами ближнего зарубежья, заключив прямые долгосрочные договоры. Организация сотрудничает с такими известными предприятиями, как кондитерская фабрика «Глазов», «Сарапульский хлебокомбинат», «Самарская кондитерская фабрика» и другие. Все изменения в деятельности поставщиков могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность ОАО «Боровецкое». Необходимо внимательно следить за ценами на предметы снабжения, поскольку высокие отпускные цены могут сократить заказы. В виду этого, недостаточный заказ товаров может нарушить график поставок и график отгрузки продукции. В краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном – организация подорвет свое расположение со стороны клиентуры.

Количественный анализ по поставщикам ОАО «Боровецкое» с основными конкурентами, такими как ТД «Камилла», ТД «Челны-Хлеб», магазин «Народный» приводится ниже по тексту в виде выводов. Выводы сделаны по данным рисунка 2. Чтобы провести сравнение, количество поставщиков ОАО «Боровецкое» приняли за 100%.

Рисунок 2. Ранжирование магазинов по поставщикам.

 

По данным рисунка видно, что число поставщиков работающих с сетью магазинов «Народный» и ТД «Челны-Хлеб», конкурирующих непосредственно с ОАО «Боровецкое», оказалось большим. Это объясняется тем, что кроме продовольственных товаров в этих магазинах, в продаже имеются большой ассортимент промышленных товаров. ТД «Камилла» представляет опасность ОАО «Боровецкое» не только расположением, но и ассортиментом продукции, т.к. сотрудничают в основном с одними и теми же поставщиками и уступает их числом ОАО «Боровецкое» только на 3,45%.

Посредники – фирмы или отдельные физические лица, которые помогают предприятиям продвигать, доставлять потребителям и продавать их продукты. У ОАО «Боровецкое» существует налаженная система связей. К таким организациям относятся ООО «Патриот», ООО «Квантор», ТД «Агат», ЧП «Рябинина», ЧП «Осипов» и многие другие. ОАО «Боровецкое» работает примерно с 75 предприятиями и 55 частными предпринимателями.

Связи с поставщиками и посредниками постоянно контролируются и анализируются, в случае изменения условий договоров или невыполнения обязательств, предприятие прекращает работу с «неугодными».

Внешняя среда, в которой действует фирма, либо открывает новые возможности, либо грозит фирме опасностями. Эти силы представляют собой не поддающиеся контролю факторы, за которыми фирма должна внимательно следить и адаптироваться к их изменению. К факторам макросреды относятся экономические, законодательные, технологические, климатические, социально-демографические, международного окружения, культурные – едины для всех субъектов маркетинга данной страны, региона, для конкретных товаров и услуг. [12, с. 116]

Социально-демографическая среда. По данным Набережночелнинского межрайонного отдела Госстатистики, на 1 января 2011 года в городе проживало 506368 человек. С начала года на свет появилось 2734 детей. Для сравнения, за этот же период 2010-го – 2537 малышей.

В Челнах увеличилось число супружеских пар. В городском загсе с начала 2011 года было зарегистрировано 1461 пара. По сравнению с этим же периодом 2010-го – это больше на 103 свадьбы. Из 121415 пар 11610 состоят в незарегистрированном браке. Процедуру развода пришлось пережить 1089 семьям.

В ходе миграции из других городов на постоянное местожительство в прибыло 2400 (в 2010-м – 2048) человек, в том числе детей в возрасте до 14 лет – 332. В родные места уехало 3174 человека, вместе с родителями наш город покинули 343 ребенка в возрасте до 14 лет.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия