Анализ дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:59, реферат

Описание работы

Организации мелкорозничной торговли с ручных тележек, лотков и т.п., ведущие деятельность в отдаленных и труднодоступных районах, выдающие населению квитанции, путевки, билеты, талоны, знаки почтовой оплаты и т.п., относящиеся к бланкам строгой отчетности, могут не использовать ККМ для расчетов с населением.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.22 Кб (Скачать)

  

В ряде западных стран  существуют специальные агентства, которые собирают такую информацию, а затем предоставляют ее за плату. 

  

На основе этой информации предприятие-продавец может создать  своего рода рейтинг платежеспособности своих покупателей и в зависимости  от этого проводить индивидуальную кредитно-сбытовую политику в отношении  каждого клиента.  

  

Риск дебиторской  задолженности включает в себя потенциальную  возможность ее значительного увеличения, роста безнадежных долгов и общего времени погашения долговых обязательств.  

  

О возможности усиления степени такого риска свидетельствует  значительный рост отпуска товаров  в кредит, удлинение сроков этого  кредита, увеличение числа организаций-банкротов  среди покупателей, общее ухудшение  экономической ситуации в стране и мире. 

  

  

Особенности учета  

  

Каждое предприятие  в зависимости от того, какой вид  расчетов с покупателями и заказчиками  оно использует, ведет определенный способ учета данных расчетов. 

  

Если предприятие  ведет наличные расчеты со своими покупателями и заказчиками (населением, юридическими лицами), то оно должно в обязательном порядке использовать контрольно-кассовые машины (ККМ). При  этом организация должна выдавать покупателю кассовый чек, подтверждающий прием  наличных денег.  

  

Копии чеков (контрольные  ленты) и другие подобные документы  организация хранит в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарных отчетов.  

  

Организации мелкорозничной торговли с ручных тележек, лотков и  т.п., ведущие деятельность в отдаленных и труднодоступных районах, выдающие населению квитанции, путевки, билеты, талоны, знаки почтовой оплаты и  т.п., относящиеся к бланкам строгой  отчетности, могут не использовать ККМ для расчетов с населением. 

  

Предприятия оптовой  торговли, а также поставляющие свою продукцию постоянным клиентам ведут  безналичные расчеты с покупателями и заказчиками.  

 

Основные способы  расчетов представлены в таблице 1.  

  

Таблица 1 
 

Основные формы  расчетов с покупателями и заказчиками

  Форма расчета Когда имеет место Основное содержание

1. Плановые платежи При равномерных, постоянных, односторонних поставках товаров, работ, услуг. Расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке, а путем периодического перечисления денежных средств со счета покупателя на счет организации в конкретные, заранее установленные сроки в определенной сумме на основе графика отпуска товаров, работ, услуг.

2. Предоплата Имеет место, года организация хочет получить дополнительную финансовую гарантию в платежеспособности покупателей и в выполнении ими своих обязательств по договору. Покупатель перечисляет на счет организации предоплату в сумме полной оплаты за продукцию или же части от общей суммы, после чего производится отгрузка товара, работ, услуг покупателю.

3. Взаимозачет требований Осуществляется между предприятиями и организациями при наличии постоянных хозяйственных операций по взаимному отпуску ТМЦ, работ, услуг. Чтобы произвести двусторонний взаимозачет, достаточно заявления одной из сторон. Другая сторона отказаться от взаимозачета уже не может. Инициатор взаимозачета должен составить акт о проведении зачета взаимных требований, в котором обязательно указывается сумма задолженности, погашаемая взаимозачетом, и дата проведения взаимозачета.

4. Коммерческий кредит Имеет место, когда покупатель на данный момент не располагает необходимой суммой. Представляет собой отсрочку или рассрочку платежа за проданные товары, работы, услуги. Покупатель должен оплатить как стоимость самого товара, так и проценты за отсрочку платежа.

5. Уступка права  требования Если предприятие имеет дебиторскую задолженность, то оно может уступить право требования к должнику третьему лицу. Уступка права требования осуществляется на основании договора цессии. При этом соглашение должника не требуется, он должен быть лишь письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу. Чаще всего сумма, получаемая при продаже задолженности третьему лицу, ниже суммы основного долга.

6. Соглашение об  отступном  Имеет место, когда покупатель не располагает денежными средствами и, соответственно, не может погасить свою задолженность. Покупатель передает организации за приобретенные у него товары, работы, услуги свое имущество. 
 
 

Первичными документами  к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» являются счета-фактуры, дорожно-транспортные накладные, акт  приемки-передачи работ/ услуг.  

  

Регистром бухгалтерского учета данного счета служит ведомость, совмещающая синтетический и  аналитический учеты, в которой  в разрезе корреспондирующих  счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях. 

  

Для расчетов с покупателями и заказчиками используется синтетический  активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».  

  

По дебету данного  счета отражается увеличение дебиторской  задолженности покупателей, по кредиту  – уменьшение дебиторской задолженности, т.е. оплата покупателями полученных товаров, работ или услуг либо списание дебиторской задолженности. 

  

При использовании  организацией ККМ при продаже  в розницу товаров, работ и  услуг каждую операцию записывать отдельной  проводкой в учете затруднительно и трудоемко, поэтому в конце  рабочего дня бухгалтер на основании  первичных документов делает следующую  запись: 

Д-т сч. 50 «Касса» 

К-т сч. 90 «Продажи». 

  

Если факт поставки товара, работ или услуг не совпадает  по времени с получением за них  денежных средств, то у предприятия  возникает дебиторская задолженность, а у покупателя, соответственно, кредиторская.  

  

Таким образом, на сумму  оплаты за отгруженную продукцию, выполненные  работы или оказанные услуги организация  предъявляет покупателю или заказчику  расчетные документы и производит следующую бухгалтерскую запись: 

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 

К-т сч. 90 «Продажи». 

  

Если же предприятие  продает неиспользуемые ОС, излишки  сырья и прочие материальные и  нематериальные активы, т.е. осуществляет не основной вид своей деятельности, то составляется следующая бухгалтерская  запись: 

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы». 

  

При погашении покупателями своей задолженности бухгалтер  отражает данную операцию в учете  следующей записью (в зависимости  от того, каким путем была произведена  оплата): 

Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками.  
 

Расчеты с покупателями и заказчиками плановыми платежами  и предоплатой рассматриваются  в бухгалтерском учете как  авансы полученные.  

  

Суммы полученных авансов  при этом отражаются на субсчете счета 62 «Расчеты по авансам полученным».  

  

В момент передачи покупателем  аванса организации в учете составляется следующая бухгалтерская запись: 

Д-т счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета, 52 «Валютные счета» 

К-т сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» 

  

При передаче покупателю или заказчику продукции, выполнении работ или оказании услуг, в счет которых был получен аванс, его  сумма зачитывается, и в учете  делается следующая внутренняя проводка: 

Д-т сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» 

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». 

  

Если полученный аванс не равняется стоимости  отгруженных товаров, оказанных  услуг и выполненных работ, то покупатель выплачивает оставшуюся сумму стоимости. 

  

В бухгалтерском  учете данная операция отражается соответствующими записями. 

  

Если расчет с  покупателем осуществляется в виде взаимозачета, то в день, который  указан в акте как дата проведения взаимозачета, каждое предприятие составляет следующую бухгалтерскую запись: 

Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». 

  

Если после поведения  взаимозачетной операции у какого-либо предприятия осталась дебиторская задолженность, то покупатель данного предприятия должен оплатить свой долг. 

  

При отсрочке платежа [27, 433] следует: 

1.             отразить выручку в день перехода  права собственности на товары  к покупателю бухгалтерской проводкой: 

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 

К-т сч. 90 «Продажи»; 

  

2.             начислить проценты за отсрочку  платежа: 

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 

К-т сч. 90 «Продажи». 

 

При уступке права  требования составляются следующие  проводки:  

списание задолженности- 

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы» 

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 

  

поступление денежных средств от третьего лица – 

Д-т сч. 51 «Расчетные счета» 

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»; 

  

списание убытка от продажи задолженности – 

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки» 

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы». 

  

Если предприятие  выполняет работы долгосрочного  характера (строительные, геологические, проектные, научные и т.д.) и поставляет покупателю не всю работу в целом, а отдельными частями, то для расчетов с покупателями и заказчиками  используется счет 46 «Выполненные этапы  по незавершенным работам» и оформляется  в учете следующей записью: 

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» 

К-т сч. 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» – на сумму выполненных работ. 

  

В учете предприятия  операции по договору об отступном  отражаются аналогично операциям по взаимозачету. 

  

Аналитический учет по счету 62 ведется по каждому покупателю или заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение  данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям  и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным. 

  

Но случаются и  такие ситуации, когда покупатель или заказчик не может погасить свою задолженность перед предприятием ни денежными средствами, ни собственным  имуществом (например, банкротство  организации, неплатежеспособность юридического лица и т.д.).  

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности