Анализ бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение порядка проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать круг задач, которые необходимо решить в процессе рассмотрения данной темы:
- проверка правильности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- порядок написания аудиторского заключения по итогам проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИТЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ………………………………………………………………….5
1.1 ЗАДАЧИ, ИСТОЧНИКИ, МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОВЕРКИ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ………………………………...5
1.2 АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА.АУДИТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ «ОТЧЕТА О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ» . ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ДРУГИХ ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ...............................................................................................10
ГЛАВА 2. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ...………..……………………………….21
2.1 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК …………………..21
2.2 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ПУТИ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ…………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..29
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….30

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 76.19 Кб (Скачать)

Данные  отчета об изменениях капитала используются для проведения анализа финансовых результатов.

Аудит показателей  «Отчета о движении денежных средств»

В отчете о движении денежных средств (ф. N 4)8 раскрывается информация о денежных средствах организации, находящихся на счетах в банках и в кассе.

Данные  отчета позволяют раскрыть причины  изменений в объеме и составе  денежных потоков за отчетный период.

В отчете о движении денежных средств представляются данные, прямо вытекающие из записей  на счетах бухгалтерского учета денежных средств (счета 50 "Касса", 51 "Расчетные  счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные  счета в банках").

При формировании показателей отчета денежные потоки классифицируют по трем группам, соответствующим  разным видам деятельности организации: текущей, инвестиционной и финансовой. Аудитор проверяет правильность представленной информации по видам  деятельности.

Если  организация осуществляет операции в иностранной валюте, проводится проверка соблюдения требований Методических рекомендаций, в соответствии с которым  сначала составляется расчет в иностранной  валюте по каждому ее виду. После  этого данные каждого расчета, составленного  в иностранной валюте, пересчитываются  по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату составления бухгалтерской  отчетности. Полученные данные по отдельным  расчетам суммируются при заполнении соответствующих показателей отчета.

Проверка  формирования показателей проводится с использованием данных регистров  синтетического и аналитического учета  по счетам учета денежных средств, а  также приложенных первичных  документов, отражающих содержание операции. Аудитор также использует процедуру  арифметических подсчетов для подтверждения  данных отчетных форм.

Анализ  денежных потоков по видам деятельности позволяет аудитору:

- по данным  денежных потоков текущей деятельности - оценить возможность организации  направлять денежные средства  на поддержание хозяйственного  процесса и выявить тенденции,  вызванные наращиванием производственных  мощностей; 

- по данным  денежных потоков инвестиционной  деятельности - определить, насколько  будущие производственные мощности  смогут поддерживать сложившийся  уровень текущей деятельности.

Необходимо  обратить внимание на то, что организация  может принять решение при  заполнении Отчета о движении денежных средств учитывать в целях  повышения аналитичности итоговой информации помимо данных о движении непосредственно денежных средств  также и их эквивалентов. В российском законодательстве отсутствует понятие  денежных эквивалентов. Поэтому можно  использовать определение, приведенное  в МСФО 7 "Отчеты о движении денежных средств", согласно которому эквивалент денежных средств - это краткосрочные, высоколиквидные вложения, легко  обратимые в определенную сумму  денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения  их стоимости.

Аудит показателей «Приложения  к бухгалтерскому балансу».

В первом разделе  приводится расшифровка нематериальных активов, которыми владеет организация. Раздел состоит из двух таблиц. В  первой указывается первоначальная стоимость НМА, а во второй - сумма  начисленной амортизации. Организациям предоставлено право отражать амортизацию  по нематериальным активам в бухгалтерском  учете двумя способами (п.21 ПБУ 14/2007). Выбранный способ отражения амортизации  организация должна применять по группе однородных объектов в течение  всего срока их полезного использования.9

Сумму начисленной  амортизации можно учитывать  на отдельном счете. Это первый способ. В этом случае данные об амортизации  по нематериальным активам нужно  отразить в таблице 2. Или же можно  уменьшать первоначальную стоимость  нематериального актива на сумму  начисленной амортизации. Это второй способ. В этом случае величину амортизации, начисленной в отчетном году, бухгалтер  должен отразить в графе 5 таблицы 1. Отметим, что по организационным  расходам и деловой репутации  отражать сумму начисленной амортизации  можно только вторым способом - путем  уменьшения их первоначальной стоимости.

Чтобы не допустить ошибки, необходимо проверить  правильность заполнения этой таблицы. Для этого нужно сложить данные по каждой графе таблицы в отдельности, а затем к итоговому значению графы 3 прибавить итоговое значение графы 4 и отнять итоговое значение графы 5. Если полученная цифра совпала  со значением графы 6, следовательно, таблицу 1 заполнена правильно.

Во втором разделе нужно привести расшифровку  основных средств, которыми владеет  организация. Информация, приведенная  в этом разделе, нужна для того, чтобы расшифровать данные по строке 120 Бухгалтерского баланса. Раздел состоит  из двух таблиц.

В первой таблице приводятся данные о первоначальной стоимости основных средств.

Чтобы проверить, правильность заполнения таблицы 1, к  итоговому значению графы 3 необходимо прибавить итоговое значение графы 4 и отнять итоговое значение графы 5. Если полученная цифра совпала  со значением графы 6, следовательно, таблица заполнена правильно. Во второй таблице показываются аналитические  данные об основных средствах организации.

В третьем  разделе приводится расшифровка  доходных вложений в материальные ценности, которыми владеет организация.

Этот  раздел состоит из двух таблиц. В  четвертом разделе Приложения к  бухгалтерскому балансу отражаются данные о расходах организации на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ. (ПБУ 17/02).

Аудит данных, указанных в пояснительной записке.

Пояснительная записка  является структурной частью годового бухгалтерского отчета.

В пояснительной  записке приводятся данные в соответствии с требованиями положений по бухгалтерскому учету, не нашедшие отражения в формах годовой бухгалтерской отчетности.

Проверяя  в пояснительной записке полноту  раскрытия информации о последствиях УФХД, аудитору необходимо учитывать  требование п.24 ПБУ 8/01 о том, что в  исключительных случаях, когда раскрытие  информации о последствиях условных фактов в объеме, предусмотренном  Положением, наносит или может  нанести ущерб организации в  ходе урегулирования последствий соответствующего условного факта, организация может  не раскрывать информацию в полном объеме, а указать в пояснительной  записке лишь общий характер условного  факта и причину, по которой более  подробная информация не раскрывается.

При аудите необходимо проверить включены ли в пояснительную записку данные, предусмотренные действующими положениями  по бухгалтерскому учету (ПБУ).

 

Глава 2. Аудиторское заключение бухгалтерской  (финансовой) отчетности

 

2.1 Оформление результатов аудиторских проверок

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности. Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности представляет собой оценку аудиторской фирмы соответствия всех существенных аспектов бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Основные элементы аудиторского заключения

  1. Аудиторское заключение включает в себя: а) наименование; б) адресата; в) следующие сведения об аудиторе:
    • организационно-правовая форма и наименование;
    • номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
    • номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии;

г) следующие  сведения об аудируемом лице:

    • организационно-правовая форма и наименование;
    • место нахождения;
    • номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
    • сведения о лицензиях на осуществляемые виды деятельности;

д) вводную  часть; е) часть, описывающую объем аудита; ж) часть, содержащую мнение аудитора; з) дату аудиторского заключения; и) подпись аудитора. Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

  1. Аудиторское заключение:
  • должно иметь наименование «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой)  отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами .
  • должно быть адресовано лицу, предусмотренному законодательством Российской Федерации и (или) договором о проведении аудита.
  • должно содержать перечень проверенной бухгалтерской (финансовой)  отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.
  • должно включать заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо.
  • должно описывать объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
  1. В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:
    • изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
    • оценку формы соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    • рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    • оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  1. Для выражения аудиторского мнения используются слова: «По нашему мнению, бухгалтерская (финансовая)  отчетность организации «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях …».
  1. Аудитор должен датировать аудиторское заключение числом, когда был завершен аудит.
  2. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку. Эти подписи должны быть скреплены печатью.
  3. К аудиторскому заключению прилагается бухгалтерская (финансовая) отчетность. Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете. Аудиторское заключение готовится в количестве экземпляров, согласованном аудитором и аудируемым лицом, но и аудитор, и аудируемое лицо должны получить не менее чем по одному экземпляру аудиторского заключения и прилагаемой бухгалтерской (финансовой)  отчетности.

Виды  аудиторского заключения:

1. Безоговорочно положительное  аудиторское заключение.

2.Аудиторское заключение с оговоркой.

3.Отрицательное аудиторское заключение.

 

2.2 Типичные ошибки и пути их исправления

При ведении  бухгалтерского учета финансово-хозяйственных  операций и подготовке бухгалтерской  отчетности организации не всегда правильно  применяются требования законодательных  и нормативных актов. В результате возникают ошибки, которые могут  привести к искажениям показателей  бухгалтерской  (финансовой) отчетности, занижению налоговой базы и другим нарушениям, следствием которых может быть применение к организации соответствующих штрафных санкций.

При обнаружении  ошибок необходимо своевременно вносить  исправления в первичные и  учетные документы в соответствии с установленными правилами. Нередки  случаи, когда ошибки возникают не только при осуществлении и учете  хозяйственных операций, но и при  исправлении допущенных ошибок. Поэтому  важно правильно применить установленные  законодательством правила исправления  допущенных ошибок.

Порядок внесения изменений в регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность установлен приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. №63н «О формах бухгалтерской  отчетности организации»10.

При выборе установленного законодательством  способа исправления ошибок необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • период, в котором допущена ошибка:
  • период, в котором обнаружена ошибка:
  • способ обнаружения ошибки:
  • документ, в котором обнаружена ошибка:
  • вид хозяйственной операции, где допущена ошибка:
  • последствия ошибки:

Исправление ошибок отчетного года.

Ошибки  в бухгалтерском учете исправляются в том периоде, когда они были обнаружены, независимо от того, относятся  ли эти ошибки к операциям текущего года, или нарушение выявлено по операциям прошлых лет. При определении  даты внесения исправлений в регистры бухгалтерского учета текущего периода  применяются следующие правила:

• если ошибка относится к хозяйственной  операции текущею периода до окончания  отчетного года, исправления вносятся записями по соответствующим счетам в том месяце, когда эта ошибка выявлена;

Информация о работе Анализ бухгалтерской отчетности