Амортизация основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей курсовой работы является изучение понятия и видов амортизации основных фондов, а так же анализ использования основных средств предприятия.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие амортизации основных средств
- виды и учет основных средств
- проанализировать эффективность использования основных средств ОАО «Гостиничный комплекс «Солнцево»
- рассмотреть пути эффективного управления использованием основных средств ОАО «Гостиничный комплекс «Солнцево»

Работа содержит 1 файл

амортизация ос.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

     В балансе этот процесс отражается уменьшением внеоборотных активов, которые учитываются по остаточной стоимости.

     Порядок амортизации основных средств определен разделом 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Объектами амортизации являются основные средства, принадлежащие предприятию на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

     В ПБУ 6/01 и Методических указаниях предусмотрено четыре способа амортизации:

  • линейный;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

      При линейном способе амортизация начисляется равными долями в течение всего срока работы оборудования или других видов основных средств до полного перенесения их стоимости на сумму производимой продукции. При этом годовая сумма амортизации и определяется делением первоначальной стоимости единицы основного средства на весь срок его полезного использования.

      Сущность  другого способа расчета амортизационных  отчислений - уменьшаемого остатка - заключается  в определении амортизации исходя из остаточной (а не первоначальной) стоимости объекта. Другими словами, каждый год величина амортизации того или иного вида основных средств, которая приходится на себестоимость готовой продукции, будет уменьшаться в соответствии со снижением остаточной стоимости.

     Способ  списания стоимости основных средств по сумме чисел срока полезного использования состоит в том, что на каждый год амортизация определяется умножением первоначальной стоимости объекта на коэффициент. Этот коэффициент представляется в виде дроби. В числителе — число лет, остающееся до конца службы объекта, в знаменателе — суммы чисел лет полезного использования.

     При способе  списания  стоимости  пропорционально  объему  продукции (работ) начисление амортизационных  отчислений производится на основе  натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств. И рассчитывается, как отношение первоначальной стоимости объекта к предполагаемому объему производства.

     Данный  метод применяется там, где износ  основных средств напрямую связан с  частотой их использования. Чаще всего  метод списания стоимости пропорционально  объему продукции используется для  расчета амортизации при добыче природного сырья.

     Следует отметить, что для целей налогового учета существует два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный.

     В налоговом учете амортизация  начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем введения основного средства в эксплуатацию. Об этом сказано в пункте 2 статьи 259 НК РФ.

     Таким образом, если ваше основное средство в эксплуатацию еще не введено (например, находится на складе), в налоговом  учете амортизация по нему не начисляется.

     Начисление  амортизации прекращается в налоговом учете так же, как в бухгалтерском. Это произойдет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда основное средство полностью самортизируется или будет списано с баланса организации (например, продано).

     После того как вся стоимость основного средства самортизирована, оно числится в учете организации по нулевой стоимости.

     Поэтому, чтобы сблизить бухгалтерский и  налоговый учет, предприятия чаще всего используют линейный метод.

     Выбранный способ амортизации организация  обязана применять весь срок службы основного средства.

     Кроме того, выбранный метод следует  закрепить в учетной политике организации для целей как  бухгалтерского, так и налогового учета.

     Примерный срок службы основных средств для  их налогового учета можно посмотреть в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Она утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Этой классификацией можно воспользоваться и в бухгалтерском учете.

     Если  в классификации срок полезного  использования для какого-либо основного средства не указан, то организация может установить его на основании технической документации (паспорта, описания, инструкции по эксплуатации и т. д.).

     Для учета амортизационных отчислений используют счет 02 "Амортизация основных средств"

     Счет 02 "Амортизация основных средств" предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

     Начисленная сумма амортизации основных средств  отражается в бухгалтерском учете  по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Организация - арендодатель отражает начисленную сумму амортизации по основным средствам, сданным в аренду, по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" (если арендная плата формирует операционные доходы).

     При выбытии (продаже, списании, частичной  ликвидации, передаче безвозмездно и  др.) объектов основных средств сумма  начисленной по ним амортизации  списывается со счета 02 "Амортизация основных средств" в кредит счета 01 "Основные средства"(субсчет "Выбытие основных средств"). Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основным средствам.

     Аналитический учет по счету 02 "Амортизация основных средств" ведется по отдельным  инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность  получения данных об амортизации  основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.

     Счет 02 "Амортизация основных средств" корреспондирует со счетами:

     по  дебету

  • 01 (Основные средства),
  • 02 (Амортизация основных средств),
  • 03 (Доходные вложения в материальные ценности),
  • 79 (Внутрихозяйственные расчеты),
  • 83(Добавочный капитал).

      по  кредиту

  • 02 Амортизация основных средств  
  • 08 Вложения во внеоборотные активы
  • 20 Основное производство
  • 23 Вспомогательные производства
  • 25 Общепроизводственные расходы
  • 26 Общехозяйственные расходы
  • 29 Обслуживающие производства и хозяйства
  • 44 Расходы на продажу
  • 79 Внутрихозяйственные расчеты
  • 83 Добавочный капитал
  • 91 Прочие доходы и расходы
  • 97 Расходы будущих периодов
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Учет и анализ основных средств.  

2.1 Документооборот по учету ОС 

   Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

   Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.

   Хозяйственные операции, не оформленные первичным  учетным документом, не принимаются  к учету и не подлежат отражению  в регистрах бухгалтерского учета.

   Первичные учетные документы принимаются  к учету в том случае, если они  составлены по форме, содержащейся в  альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации. Разработанные  и утвержденные унифицированные  формы первичной учетной документации, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №835 «О первичных учетных документах», должны применяться всеми предприятиями, независимо от их организационно-правовой формы.

   Постановлением  от 21 января 2003 года №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» Госкомстат России утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств. Данные формы первичной учетной документации распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Исключение составляют кредитные и бюджетные учреждения. Основные формы первичных документов по учету основных средств представлены в таблице 1. 

   Таблица 1

   Формы первичных документов по учету основных средств

Номер формы  Наименование  формы
ОС - 1 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме  зданий, сооружений) 
ОС  – 1а Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
ОС  – 1б Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме  зданий, сооружений)
ОС - 2 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
ОС - 3 Акт о приеме-сдаче  отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
ОС -4 Акт о списании объекта основных средств (кроме  автотранспортных средств)
ОС - 4а Акт о списании автотранспортных средств
ОС - 4б Акт о списании групп объектов основных средств (кроме  автотранспортных средств)
ОС - 6 Инвентарная карточка учета объекта основных средств
ОС  – 6а Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств
ОС  – 6б Инвентарная книга  учета объектов основных средств
ОС - 14 Акт о приеме (поступлении) оборудования
ОС - 15 Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж
ОС -16 Акт о выявленных дефектах оборудования
 

   Следует обратить внимание, что на практике может возникнуть ситуация, когда  ни одна из вышеперечисленных унифицированных  форм не подходит.

   Для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию, а также при выбытии объектов из состава основных средств, предусмотрены следующие документы:

  • Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС-1);
  • Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма №ОС-1а);
  • Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма №ОС-1б).

   Акты  утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту должна быть приложена техническая документация, относящаяся к данному объекту основных средств.

   Акт о приеме–передаче основных средств  состоит из трех разделов.

   Первый  раздел заполняется на основании  данных передающей стороны. Для объектов основных средств, бывших в эксплуатации, в нем указываются дата ввода в эксплуатацию, фактический срок полезного использования, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость объекта. В том случае, если объект основных средств приобретается через розничную сеть, этот раздел не заполняется.

   Второй  раздел заполняет организация –  получатель основного средства только в своем экземпляре и указывает  в нем первоначальную стоимость  объекта, срок полезного использования, установленный организацией, способ начисления амортизации, норму амортизационных отчислений.

   Третий  раздел содержит краткую характеристику объекта основных средств.

   В акте предусмотрен раздел для отражения  данных об объекте основных средств, находящемся в собственности  двух или нескольких организаций. Такие  данные записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности, при этом на первой странице в раздел «Справочно» заносятся сведения об участниках долевой собственности с указанием их доли в праве общей собственности. Если стоимость приобретения объекта основных средств была выражена в иностранной валюте, в этом разделе указываются сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.

Информация о работе Амортизация основных средств