Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:05, курсовая работа
Основные средства формируют основную составляющую материально-технической базы организаций и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности. С развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения. Эти изменения коснулись: состава и структуры основных средств; амортизации их стоимости; учета долгосрочных инвестиций; учета операций, связанных с лизингом и арендой имущества; переоценки стоимости основных средств; учета и финансирования затрат на ремонт основных средств; учета реализации и прочего списания основных фондов. Аудиторская проверка, следовательно, должна проводиться по указанным направлениям.
Введение
Глава I. Экономическая сущность аудита основных средств
4
1.1. Задачи, источники информации и последовательность аудита основных средств
4
1.2.Программа аудита основных средств
7
1.3. Организация аудита движения основных средств
11
1.4. Аудит аналитического и синтетического учета основных средств
14
1.5. Аудит операций по движению основных средств
16
Глава II. Налоговый контроль
17
2.1. Основные средства в налоговом учете
17
2.2.Исчисление амортизационных отчислений по фиксированным активам (основные средства)
19
Заключение
Список использованной литературы
1.3.Организация аудита движения основных средств.
Для проверки операции по приобретению основных средств аудитору необходимо изучить оборотные ведомости по счетам подраздела 2400 "Основные средства", где наглядно отражаются операции по приобретению и выбытию объектов основных средств. На некоторых предприятиях могут вести только инвентарные карточки. Обязательным условием при организации аналитического учета основных средств (в ведомости или карточках) является полнота характеристики объектов: наименование, инвентарный номер, местонахождение (адрес), дата приобретения, описание технического состояния, первоначальная стоимость, сумма накопленной амортизации, норма амортизационных отчислений и ежегодная сумма амортизации, дата и причины консервации, перевода объектов в запас и другие изменения в процессе эксплуатации. При небольшом объеме этих операций целесообразно провести сплошную проверку документов и сопоставлять их данные с бухгалтерскими записями.
В ходе аудиторской проверки аудитор обращает внимание на следующие моменты:
- правильность отнесения объектов основных средств в данную категорию, наличие на приходных документах визы руководителя (приказ) на ввод объекта в эксплуатацию в качестве основных средств;
- определение принадлежности основных средств к одной из сфер деятельности (производственная или социальная). От этого зависит метод и норма амортизации, источник ее возмещения. К примеру, амортизация основных средств производственной сферы относится в себестоимость продукции в бухгалтерском учете, на вычеты - в целях налогообложения. Источником возмещения амортизации объектов основных средств социальной сферы (если она не является основным видом деятельности) является доход субъекта после уплаты налогов и обязательных платежей;
- устанавливает, действительно
ли основные средства
- закреплены ли объекты
основных средств за
- когда проведена последняя
инвентаризация основных
- правильность оприходования
основных средств.
- не завышена ли первоначальная
(оценочная) стоимость
- проверяется состояние
учета арендованных основных
средств (договор на аренду, расчет
арендной платы, порядок и
Особо аудитором проверяются:
- причины ликвидации основных
средств (полный износ,
- полноту оприходования запасных частей, лома, отходов, строительных материалов, дров и других материалов в момент ликвидации основных средств;
- способы утилизации и
уничтожения отходов,
- бухгалтерские записи
на ликвидацию основных
- отражение в налоговом учете процесса ликвидации, расчет стоимостного баланса группы основных средств и признание доходов по этой операции.
При проведении аудиторской проверки учета основных средств прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.
Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 "Основные средства", регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.
При использовании ПЭВМ вместо инвентарных карточек или книг может вестись магнитотека основных средств, что значительно удобнее и позволяет сократить трудоемкость аналитического учета. Однако для визуального контроля такая картотека должна быть распечатана и представлена в виде описи проверяющему.
Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документа: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутренне перемещение и др.
Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Важным моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
Синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании ПЭВМ – в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02 и 03. Необходимо по эти регистрам сверить данные с Главной книгой, балансом (ф. № 1), приложением (ф. 5).
При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.
Особо тщательно надо проверить
полноту и своевременность
В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.
1.5. Аудит операций по движению основных средств.
При проверке операций по поступлению
основных средств необходимо установить,
обоснованно ли экономически строительство
тех или иных объектов, включено
ли оно в план капитальных вложений,
обеспечено ли необходимым финансированием,
имеется ли в полном объеме проектно-сметная
документация. Необходимо также установить
целесообразность и законность приобретения,
выявить полноту и
Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путем изучения первичных документов и записей по счетам 2410 "Основные средства" и др.
При проверке поступления основных средств в порядке их безвозмездной передачи устанавливают наличие соответствующих двусторонних актов приемки-передачи указанных объектов, их техническое состояние и своевременность оприходования и закрепления за материально-ответственными лицами. Приобретение бывших в эксплуатации объектов у других организаций должно быть тщательно проверено с точки зрения целесообразности каждой операции, а также своевременности поступления и полноты оприходования таких объектов на балансовый учет.
Практика аудиторских проверок показывает, что основные нарушения и ошибки допускаются при оформлении движения основных средств. Поэтому следует отметить, что. в отличие от других материальных ценностей, основные средства требуют особого первичного учета. Например, при поступлении (приобретении) основных средств применяются накладные или счета-фактуры (товарные документы), но эти документы не могут служит основанием для оприходования и введения в эксплуатацию этих средств.
Оприходование и ввод в
эксплуатацию объекта основных средств
должны быть оформлены актом приемки-
Отдельно следует проверить операции по оприходованию полученных основных средств в виде вкладов в уставный капитал.
Глава II. Налоговый контроль
2.1. Основные средства в налоговом учете
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, к фиксированным активам относятся:
1) основные средства, инвестиции
в недвижимость, нематериальные
и биологические активы, учтенные
при поступлении в
2) активы сроком службы
более одного года, произведенные
и (или) полученные
3) активы сроком службы
более одного года, являющиеся
объектами социальной сферы,
4) активы сроком службы
более одного года, которые предназначены
для использования в течение
более одного года в