Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:25, реферат
Переход к рыночному способу организации хозяйственной деятельности представляет собой длительный и сложный процесс, который включает не только собственно рыночные, но и глубокие институциональные изменения, коренное преобразование системы государственного управления экономикой. Осуществление современных радикальных социально-экономических преобразований в России сопровождалось беспрецедентным экономическим кризисом, обусловленным многими факторами и, в частности, дезинтеграцией региональных хозяйственных процессов.
Введение.
1. Барьеры входа.
2. Институциональные барьеры.
3. Административные барьеры как особый способ государственного регулирования.
4. Заключение.
Оглавление.
Введение.
1. Барьеры входа.
2. Институциональные барьеры.
3. Административные барьеры
как особый способ
4. Заключение.
Введение
Переход к рыночному способу
организации хозяйственной
Проблема институциональных
ограничений конкуренции
Однако изученность
Барьеры входа.
Барьеры входа – это такие факторы, под воздействием которых фирмы, стремящиеся проникнуть на рынок, испытывают затруднения с эффективной организацией производства продукции и получением доступа к каналам ее реализации.
Барьеры входа являются важнейшими характеристиками структуры отраслевого рынка, ослабляющими действие конкурентного механизма и ведущими к усилению у действующих фирм монопольной власти, что, в свою очередь, ведет к росту степени концентрации производства.
Как правило, барьеры входа приводят к необходимости фирмам, пытающимся проникнуть на рынок, осуществлять безвозвратные издержки, связанные их преодолением. Поэтому фирма, входящая на рынок, всегда соизмеряет доход (или иные выгоды), которые она может получить от доступа на данный рынок, и издержки, которые она вынуждена будет понести для преодоления барьеров входа. В этой связи выделяют следующие три типа отраслевых рынков:
1) рынки с блокированным
входом, когда барьеры входа являются
непреодолимыми ни при каких
издержках, или когда выгоды
от проникновения на рынок
не оправдывают издержки, которые
требуется понести (примером
2) рынки с удержанным
входом, когда выгоды, получаемые
фирмой от проникновения на
данный рынок, перевешивают
3) рынки с открытым
входом, когда фирма не несет
никаких издержек или
В зависимости от
причин, вызывающих возникновение
барьеров входа, принято
1) стратегические (субъективные)
барьеры входа, появление
2) нестратегические (объективные)
барьеры входа, появление
В силу того что
уже действующим компаниям
Стратегические барьеры
можно сгруппировать в
1) получение вертикального
контроля (заключение долгосрочных
или эксклюзивных контрактов
на поставку дефицитного сырья
и материалов или на
2) увеличение минимального
эффективного выпуска (
3) создание правовых препятствий
для начала бизнеса в данной
отрасли (лоббирование
4) проведение хищнического
ценообразования,
Так как создание стратегических барьеров ограничивает вход на рынок новых фирм, которые потенциально могли бы эффективно на нем функционировать, то их установление, как правило, негативно влияет на эффективность отраслевого рынка и поэтому должно тщательно отслеживаться антимонопольными органами.
Помимо реализации фирмами методов по предотвращению проникновения на рынок новых фирм, существуют и объективные факторы, затрудняющие новым компаниями вход на рынок. Основные факторы, определяющие наличие на рынке нестратегических барьеров входа, могут быть разделены на следующие группы:
1) технологические барьеры:
- значительная положительная
отдача от масштаба
- наличие нескольких стадий
производства, что обуславливает
стимулы к вертикальной
- многопродуктовость (возможность выпуска разных видов продукции или диверсификации деятельности);
2) барьеры, связанные с
особенностями спроса на
- дифференциация продукции;
- низкая эластичность и низкие темпы роста спроса;
3) административные барьеры,
включая квоты и пошлины,
4) институциональные барьеры:
- несовершенство
- неразвитость инфраструктуры рынка;
- необходимость лицензирования вида деятельности и т.д.
5) сезонность спроса или цикличность производства, ведущие к неравномерности поступления денежных потоков и вынуждающие диверсифицировать деятельность, что несет дополнительные затраты.Действие технологических барьеров обусловлено большей эффективностью уже действующих на рынке фирм, по сравнению с новичками. Так, значительная положительная отдача от масштаба производства приводит к более низким удельным затратам на производство продукции у фирм-старожилов, вследствие чего фирмы-новички должны существенно нарастить объемы производства, чтобы выйти на нормальный уровень рентабельности своей деятельности. В силу того, что продукция фирмы-новичка малознакома рынку, рост ее объемов производства до прибыльного уровня потребует длительного времени, на протяжении которого фирма будет получать отрицательную экономическую прибыль, или значительных затрат, связанных с продвижением продукции. При этом необходимо отметить, что в условиях низких темпов роста спроса на целевом рынке, для наращивания объемов производства новичку придется отвоевывать доли фирм-старожилов, что будет приводить к ответным мерам со стороны последних и существенно затруднять задачу роста объемов производства.
Институциональные барьеры
Институциональные барьеры
входа на рынок и выхода с рынка
могут служить существенными
барьерами, предотвращающими вход на рынок
потенциальных конкурентов. К институциональным
барьерам входа на рынок следует
отнести систему лицензирования
деятельности фирм, систему государственного
контроля над ценами, над уровнем
доходности. Государственное
К институциональным
барьерам выхода из отрасли
следует отнести затраты,
Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке.
Стратегические (субъективные)
барьеры создаются
Стратегические барьеры
могут также проявляться в
ценовой и сбытовой политике, особенностях
деятельности производителей в качестве
держателей патентов, лицензий, товарных
знаков. Наличие прочных деловых
связей и неформальных отношений
с поставщиками ресурсов и покупателями
товара тоже играет роль стратегического
барьера. Крупные размеры хозяйственного
оборота и отлаженный производственный
процесс позволяют создавать
резервные мощности, которые могут
быть использованы для ведения ценовой
конкуренции и быстрой
Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти - способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль. Мы охарактеризовали основные типы барьеров входа в отрасль, в основном - барьеров нестратегических, не зависящих от сознательных действий фирм.
Административные
барьеры как особый способ
государственного
Одной из актуальных проблем
российской экономики является высокий
уровень административных барьеров
при осуществлении
Административные барьеры
можно сгруппировать следующим
образом: При получении доступа
к ресурсам и правам собственности
на них (регистрация предприятия, регистрация
изменений в статусе
При текущем осуществлении
хозяйственной деятельности (санкции
за нарушения установленных
Подобный "барьерный" характер
регулирования имеет ряд
Информация о работе Административные барьеры как особый способ государственного регулирования