Понятие зоопсихологии и сравнительной психологии. Предмет, объект, задачи, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:21, лекция

Описание работы

Зоопсихология и Сравнительная психология являются частью общей психологии и изучают эволюцию психики.
Зоопсихология – наука о психике животных – наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Зоопсихология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда зоопсихология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007 (2).docx

— 37.36 Кб (Скачать)

Но восприятие и память развитого  человека отличаются от аналогичных  функций у животных и новорожденных  младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению  с животными соответствующие  познавательные процессы обладают особыми  качествами: восприятие -- предметностью, константностью, осмысленностью, а память -- произвольностью и опосредованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению  с человеком ограничена. Они могут  пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают  сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что  как-то закрепилось наследственно  и отразилось в генотипе. Иначе  обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может  запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему  самому нет необходимости всю  эту информацию постоянно помнить  и держать в своей голове. Для  этого люди изобрели знаковые системы  и средства для записи информации. Они могут не только записывать и  хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через  предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

Мотивация

Много усилий и времени ученые затратили  на то, чтобы разобраться в вопросе  об общности и различиях в мотивации  поведения людей и животных. У  тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные  различия между животным и человеком.

 

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о  принципиальных различиях между  человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это -- потребности в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.

У человека имеются и специфические  социальные потребности, близкие аналоги  которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это -- духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Эмоции

Количество основных, или «чистых» эмоциональных программ невелико. У  высших млекопитающих это;

Радость, удовольствие - включает программу  повторения действия.

Интерес, волнение - программа привлечения  животного и изучения объекта.

Удивление - вызывает переключение внимания.

Отвращение, презрение - действие отторжения объекта.

Гнев, ярость - разрушение, устранение препятствия.

Горе, страдание - сигнал о помощи для  остальных членов стаи или активации  материнского поведения.

Страх, ужас - программа избежания, удаления от объекта.

Стыд, вина - поведение подчинения в стае одного животного другому, находящегося рангом выше или вожаку стаи.

Перечень эмоций дан на основе работы «Эмоции человека». Автор - К. Л. Изард .

 

Последняя эмоция, возможно, не является чистой, то есть это эмоциональный  комплекс. (Страх заставляет животных подчинятся вожаку стаи). Эмоции разной направленности, придавая мотивационную окраску сигналам внешней среды, могут активироваться одновременно. При этом человек испытывает то, что обычно называют чувствами. В действительности это эмоциональные комплексы. Самый сильный эмоциональный комплекс у человека, включающий также и сексуальную потребность, которая не является эмоцией - это любовь. Такие, разные на первый взгляд, чувства как жадность и жалость формируются одной и той же эмоцией - «горе, страдание».

Что же мы имеем в итоге? Животные конечно не люди, но все таки, могут так же переживать, сочувствовать и скорбить.

 Заключение

Итак, психика человека -- это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

Основные различия психики человека и животных следующие:

-- животные не могут анализировать  (если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему  так получилось и в следующий  раз сделать по-другому);

-- у животных нет речи и  речевого общения (есть звуки  и сигналы, означающие всегда  одно и то же, тогда как слова  человеческой речи могут иметь  разное значение);

-- нет слов, которые бы что-то  значили (попугай может произносить  слова, но для него они -- пустой звук);

-- нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций;

-- животное по собственной инициативе  не передает индивидуальные навыки  потомству или другой особи  (если собака усвоила, что она  получает кусочек мяса при  нажатии красной, а не синей  кнопки, то ее щенки этого не  узнают, пока сами не научатся);

-- у животных нет сознания (кроме  обезьян и дельфинов).

Психика человека не только освобождается  от тех черт, которые общи всем рассмотренным  нами стадиям психического развития животных и не только приобретает  качественно новые черты - главное  состоит в том, что с переходом  к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики. Если на всем протяжении животного  мира теми общими законами, которым  подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то с переходом к человеку развитие психики подчиняется законам  общественно-исторического развития.


Информация о работе Понятие зоопсихологии и сравнительной психологии. Предмет, объект, задачи, методы