Понятие зоопсихологии и сравнительной психологии. Предмет, объект, задачи, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:21, лекция

Описание работы

Зоопсихология и Сравнительная психология являются частью общей психологии и изучают эволюцию психики.
Зоопсихология – наука о психике животных – наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Зоопсихология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда зоопсихология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007 (2).docx

— 37.36 Кб (Скачать)

Появление психической формы отражения  связано с возникновением простейшей нервной системы. Впервые она появляется у кишечнополостных (гидра, медуза) - у них наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители, так как у них нет управляющего центра, который появляется на следующем этапе развития нервной системы, которая называется ганглиозной (у червей). У них организм действует как единое целое, но головной узел устроен сложнее, чем все остальные, поэтому реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.

В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и  с развитием коры головного мозга  возникает психическое отражение  животными целостных вещей, возникает  перцептивная психика.

Развитие жизни приводит к возникновению  у них органов чувств, органов  действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности.

За развитием ощущений у животных появились восприятия (отражения  предметов с целым рядом их признаков). У высших позвоночных  возникают представления (образы вещей, в данный момент не воспринимаемых; так, обезьяна ищет спрятанный банан, который  только что видела). Совершенствуется память животных (ее начальные формы  имеются и у простейших представителей животного мира). У позвоночных  есть зачатки мышления, которое, однако, много примитивнее мыслительной деятельности человека.

Уровень психического развития определяет формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальные действия.

 

 

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических  явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические  состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных  формах психических явлений.

Психический процесс - это течение  психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся  в виде реакции. При этом нужно  иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом  нового процесса. Отсюда непрерывность  психической деятельности в состоянии  бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как  внешними воздействиями, так и раздражениями  нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся  ощущения и восприятия, представления  и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и пассивные  переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию  поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и  составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение  действительности и осуществление  различных видов деятельности. Психические  процессы протекают с различной  быстротой и интенсивностью в  зависимости от особенностей внешних  воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует  понимать определившийся в данное время  относительно устойчивый уровень психической  деятельности, который проявляется  в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии  умственная или физическая работа протекает  легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных  воздействий (похвала, порицание и  т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее  психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности  или рассеянности, 2) эмоциональные  состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется  постепенно в процессе отражения  и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной  и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и  их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума; волевые - решительность, настойчивость; эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования  личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему  потребностей, интересов, убеждений,  идеалов, определяющую избирательность  и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных  свойств личности - подвижность,  уравновешенность поведения и  тонус активности, - характеризующую  динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых  и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

 Черты отличия психики  животных от сознания человека

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание - высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, которая  возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью  языка.

Для сознания характерен ряд специфических  свойств, которые не наблюдаются  в психике животных: у человека отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Процесс отражения окружающего  мира не остается неизменным. Меняется возраст, приобретается опыт, изменяются взгляды на жизнь. У животных тоже происходят подобные изменения, но они  касаются одной особи, а человек  может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества. Единство исторического и онтогенетического  в отражении человеком окружающего  мира являются одной из главных черт, отличающей сознание человека от психики  животных.

Еще одна отличительная черта психической  деятельности человека - передача общественного  опыта. И животное и человек имеют  в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных  действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

Важное отличие сознания человека от психики животных заключается  и в наличии самосознания, то есть способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования  самого себя, самоконтроля и самовоспитания.

Отличие человека от животного заключается  в его способности создавать  и сохранять орудия. Обезьяна может  использовать палку, что бы сбить  фрукты с дерева, слон отламывает ветку  и сгоняет ею насекомых с тела. Но животные используют палку случайно и эпизодически, поэтому они не изготовляют своих орудий и не хранят их на будущее. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Он живет в мире относительно постоянных вещей. Человек, используя орудия труда, осознает и понимает их назначение, поэтому при их изготовлении, обдумывают из какого материала и какой формы оно должно быть изготовлено. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми. Каждое новое поколение людей получает готовые орудия труда и опыт по их изготовлению, поэтому люди наследуют не только биологические признаки, но и социально-исторический опыт, накапливаемый и сохраняемый прежде всего в орудиях и средствах производства материальных благ.

Язык

В то время как животное может  лишь подать сигнал своим собратьям  по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек  может с помощью языка информировать  других людей о прошлом, настоящем  и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря  языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких  явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства  чувственных впечатлений. Как известно, общение животных выражается нередко  в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Внутренне  эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как  на отраженную в речи реальность. Голосовое  общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать, что животное отвечает на голос сородича вне зависимости  от того, что отражает данный ключевой сигнал: он имеет для него лишь определенный биологический смысл. Или, например, у птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом совершенно безразлично, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме. Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности, сходством объективного отношения к ним животного. Иначе говоря, упомянутые крики животных лишены устойчивого объективного предметного значения. То есть общение животных и по своему содержанию и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности.

Мышление и  интеллект

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ  чуть ли не с рождения обладают потенциальной  способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном  плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта -- в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении -- между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность  проявляется с двух- и трехлетнего  возраста. Что же касается словесно-логического  мышления, то у животных нет и  малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им не доступны.

Было доказано, что простая нервная  система животных может накапливать  информацию, способную изменять их поведение. У высших млекопитающих, главным образом у обезьян  и человека, благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые способности, позволяющие  решать задачи без предварительных  пробных манипуляций. Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым наудачу. Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях повседневной жизни, идет ли речь о выполнении какой-нибудь задачи, о перемещении из одного места в другое или о получении и осмысливании информации, исходящей от среды, в которой живет индивидуум. У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение.

Таким образом, на высших этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные  виды поведения со сложной структурой, включающей: -- ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;-- формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели; --сличение выполненных действий с исходным намерением.

Характерным для такого строения сложной  деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к  нужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит к нужному  эффекту -- в мозг животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу начинаются снова.

 

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются  в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики  шло по законам биологической  эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется  законам общественно-исторического  развития. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Познавательные  процессы

Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными  способностями познавательного  характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных -- и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. -- с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.

Информация о работе Понятие зоопсихологии и сравнительной психологии. Предмет, объект, задачи, методы