Необычные с точки зрения человека способы и методы воспитания животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить необычные с точки зрения человека защита и методы воспитания потомства.
Задачи: рассмотреть способы защиты потомства у разных видов животных; методы воспитания; процесс научения у этих видов; провести сравнение с человеком.
Объект: разнообразные виды животных.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1.Представления об этапах развития зоопсихологии ……………… 5
1.1. Наука зоопсихология…………………………………………………….. 5
1.2. Общая характеристика эволюционной теории Ч. Дарвина…………… 6
1.3. Экологическая этология поведения животных………………………….7
1.4. Идеи бихевиоризма……………………………………………..................8
1.5. Нейрофизиология…………………………………………………………..9
Глава 2.Забота о потомстве …………………………………………………..10
2.1. Этапы преобразования заботы о потомстве в филогенезе……………..10
2.1.1 Формы родительского поведения по отношению
к потомству…………………………………………………………………….10
2.2. Способы защиты потомства………………………………………………12
2.3.Период воспитания потомства…………………………………………….14
2.4.Научение…………………………………………………………….15
2.5. Сравнительные исследования онтогенеза
человека и высших животных………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..20
Приложение 1…………………………………………………………………...21
Приложение 2……………………………………………………………………
Приложение 3…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по зоопсихологии Необычные с точки зрения человека защита и методы воспитания потомства человека.docx

— 99.15 Кб (Скачать)




 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Воспитание потомства24

 

Название животного

Особенности воспитания

1

Коала

На маминой спине  
Детеныш коалы проводит первые 6 месяцев своей жизни в маминой сумке, а следующие полгода - на маминой спине.


Вцепившись во что попало 
У самки опоссума имеется большая сумка для детенышей, число которых может достигать 18. Но через 10 недель подросшее потомство уже не умещается в сумке, и мать носит на себе своих детенышей, вцепившихся буквально во что попало - в ее спину, брюшко и даже хвост.


2

Змееловка

Выходя на поиски пищи, змееловка-мама ведет за собой длинную цепочку  своих детенышей, цепляющихся друг за друга.

3

Бегемот

Отправляясь на обед, самка  бегемота находит няньку для своего малыша.В каждом стаде бегемотов есть своего рода детский сад, где пасутся самки и детеныши. Покидая своего малыша на какое-то время, мать оставляет его под присмотром других самок.

4

Волк

В апреле – мае у волчицы  рождаются 4-6 слепых волчат, покрытых буровато-серым  пухом. Они походят на лисят, но отличаются от них серым цветом кончика хвоста (у лисят он белый). Через 1,5-2 недели волчата прозревают. Недели две волчица  неотлучно находится при детенышах, согревая их своим телом, вы это время  волк приносит пищу. Примерно до 1,5 месяцев  волчата питаются молоком матери.Когда  детеныши подрастут, оба родителя начинают добывать им корм. В возрасте 2-3 месяцев волчатам уже необходимо мясо. На первое время оно плохо усваивается ими в сыром виде. На помощь приходит волк-отец. С охоты он возвращается с полным желудком и отрыгивает часть полупереваренной пищи, которую волчата поедают. Если волк не подкормит волчат, волчица начинает его теребить за живот, пока самец не поделится с малышами. Позже и волчица уходит за добычей, притаскивая своим детям полузадушенных животных, на которых волчата набрасываются, разрывая их на части. При этом больше пищи достается сильным и энергичным, а кто послабее, тот остается голодным. Впоследствии такой волчонок отстает в развитии, становится вялым и погибает.К осени родители вместе с подросшими волчатами переходят на кочевой образ жизни. В состав их стай входят также молодые волки последнего и прошлогоднего выводков. Волчий вой кажется однотипным звучанием, но в действительности он различен и служит для стаи средством информации о найденной добыче, приближении и опасности и других важных событиях.

5

Рысь

Основной образ жизни  рыси оседлый, но при недостатке корма  наблюдаются перекочевки. Главным кормовым объектом для нее являются зайцы-беляки. Кроме того, рысь нападает на куропаток,  рябчиков,  тетеревов,  лисиц, бобров, мелких  грызунов.У рыси бывает 2-3 котенка, которых самка приносит в логове где-нибудь в чаще леса среди бурелома. Первое время мать кормит их молоком, но с месячного возраста понемногу приучает к животной пище, принося добычу в логово. Двух - трехмесячные рысята покидают логово и ведут вместе с матерью бродячую жизнь. Под руководством матери они проходят охотничью науку. Выводок распадается весной или летом следующего года.

6

Лось

В августе, когда начинается гон, самцы громко ревут и дерутся  друг с другом из-за самки. Во время  борьбы соперники иногда так сцепляются своими рогами, что разъединиться  уже не могут, и оба погибают от голода. В мае — июне у лосихи рождается 1—2, реже 3 теленка. Лосята родятся слабыми и беспомощными. Малыш дня два лежит, затаившись в кустах или высокой траве. Но затем он быстро набирает силу и дней через 25 уже проворно бегает за матерью, не отставая от нее даже в беге. До четырехмесячного возраста лосята однотонно-рыжие. Питаясь жирным материнским молоком, а потом и зеленым кормом, лосенок растет не по дням, а по часам, прибавляя в сутки по 2 кг. К октябрю масса молодого лося достигает  150 кг. Летом старые лоси держатся в одиночку,  а молодые — вместе с матерями. Почуяв опасность, телята затаиваются, а мать старается отвести от них врага.Зимой лоси собираются по 5—6 особей, но иногда образуют группы в 15—20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперед. Этим приемом лосю удается убивать наповал волка и отгонять медведя. При этом он старается занять удобную позицию, прислонившись задом к стволу дерева или к кустарнику. Кроме волка и медведя, для лосей представляют опасность в европейской части России  рысь, а на Дальнем Востоке — тигр. Немало хлопот доставляют лосям таежные кровососы (комары, мошки, мокрецы, слепни), а также клещи, оводы. Иногда лоси целыми часами стоят на отмели по брюхо в воде, опустив в нее голову, и таким образом спасаются от их укусов.

7

Белка

Белки размножаются 1—2 раза в год в северных районах и 2—3 раза — в южных. Самка рождает  от 3 до 10 бельчат. Детеныши появляются на свет голыми, слепыми, беспомощными. Первое время они нуждаются в уходе матери, которая кормит их молоком, согревает, а при отлучке из гнезда заботливо укрывает мягкой подстилкой. Несколько недель бельчата питаются только материнским молоком. Белка содержит малышей в чистоте, постоянно вылизывая и вычесывая их. Лишь в месячном ворзрасте бельчата открывают глаза. К этому времени шерсть их становится длинной, а хвостик – пушистым. Бельчата начинают выглядывать из гнезда. Если в гнезде заводятся блохи и клещи, мать перетаскивает их в одно из запасных гнезд. В двухмесячном возрасте бельчата становятся самостоятельными. Они очень забавны: при виде человека или собаки проявляют любопытство и спускаются по стволу и веткам вниз, чтобы лучше рассмотреть незнакомые существа. При этом они от возбуждения издают характерное цоканье. Они гоняются друг за другом по веткам, пытаясь отнять у брата или сестры пищу. Все это пока детская игра, но она служит подготовкой к настоящей взрослой жизни. Малыши учатся скрываться от опасности, а самое главное – самостоятельно питаться: разгрызать орехи, лущить шишки.Через два месяца мать устраивает себе другое гнездо, но навещает своих бельчат до тех пор, пока у нее не появится новый выводок.Белка-самец о детенышах не заботится и живет отдельно от семьи.

8

Медведь

В январе — феврале у  медведицы рождаются 2—3 крошечных  медвежонка массой около 0,5 кг каждый. Они слепые, голые, беспомощные и  нуждаются в материнской заботе. Медведица держит детенышей у  себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревая своим горячим дыханием. Она кормит медвежат густым молоком, которое у нее вырабатывается за счет накопленных с лета жировых запасов. С наступлением тепла подросшие медвежата покидают берлогу вместе с медведицей и под ее присмотром греются на солнышке и подкармливаются тем, что можно в это время отыскать в лесу (ягоды, клубни, черви, насекомые и т. д.). Медведь-самец держится вдали от медведицы и не принимает участия в уходе за медвежатами, которые доставляют матери много хлопот. Набравшись сил, они становятся подвижными: бегают, вступают в борьбу, дерутся, лазают но стволам деревьев, резвятся. Мать купает медвежат в ручьях и озерах, опуская на отмели каждого по очереди в воду, предварительно схватив зубами за загривок. Позже они купаются сами.Иногда медведица оставляет при себе медвежонка из прошлогоднего выводка, который становится ее помощником в воспитании малышей. Это так называемый пестун. Он служит подрастающим медвежатам как бы примером для подражания. У него они учатся лазать по дуплам за медом диких пчел, разгребать муравьиные кучи и лакомиться муравьями и их личинками. Если драки между медвежатами принимают ожесточенный характер, пестун разнимает озорников и наводит порядок. Проведя все лето с медвежатами медведица осенью залегает с ними в берлогу, а в следующем году отгоняет их от себя, приступая к новому размножению, которое происходит только раз в два года.

9

Ежиха

Ежиха – очень добросовестная мать. Она загодя устраивает для  своих детей «детскую комнату» –  круглую нору под землей, выстланную толстым сухим слоем сухих  листьев. Здесь и рождаются 7-8 малышей, слепые, беспомощные, розовые и мягкие. Через 2 недели у них открываются  глаза, они обрастают иголками и  уже могут сворачиваться в  шар. Первые дни мать ни на минуту не отходит от ежат и кормит их молоком. Уходя, она закрывает детей травой и листьями: и не видно, и тепло им в такой упаковке. Когда у ежат открываются глаза, они начинают выходить из гнезда. Жмутся друг к другу и боятся отстать от матери. Отставшие жалобно пищат, а мать бежит назад и ищет. Найдет и носом подгоняет – не отставай!Месяц-полтора обучает ежиха своих чад, где улиток искать, каких жуков можно есть, а каких лучше не трогать. Учит она ежат и как расправляться со змеями. Ведь ежи не боятся даже ядовитых змей.жи хорошо плавают. Но в воде не могут свернуться в колючий клубок и становятся беззащитными. Хитрая лиса специально скатывает ежат в ручей, где они волей-неволей разворачиваются, вот тогда и хватает лиса свою добычу.Ежат, оставшихся без матери, можно выкормить из соски. Но они очень прожорливы и совсем не знают меры. Поэтому главное при воспитании ежонка – не перекармливать его, а то он может погибнуть.

10

Лисица

В марте или апреле у  лисицы рождаются 4—6 слепых детенышей, покрытых пухом темно-бурого цвета, исключая кончик хвоста, который всегда белый. Лисята растут и развиваются быстро, но живут в норе 3—4 месяца. Сюда им приносят оба родителя пищу. Через 2—3 недели лисята становятся зрячими, а через месяц начинают выходить из норы, возле которой они резвятся в ожидании родителей, но при незнакомом звуке (например, жужжании пролетевшего жука) пугаются и прячутся. Родители целыми днями рыскают в поисках добычи. Поймав суслика, полевку, мышь или землеройку, они приносят и отдают их лисятам, которые вступают друг с другом в драку за лучший кусок.Исключительную роль в воспитании отводится играм. Они бывают и одиночными, и групповыми. В одиночку лисята играют с предметами: пробуют их на зуб, подкидывают в воздух, зажимают в зубах и носятся, закапывают. Иногда они устраивают охотничьи забавы: затаиваются, подкрадываются, ловят какой-нибудь предмет – листочек или шишку. Часто лисята начинают бегать и прыгать в одиночку – так они осваивают основные законы движения.нтересны и так называемые «трофейные игры»: один из лисят захватывает предмет, другие стремятся его отобрать.

Наблюдая за поведением лист около норы,  порой можно стать  свидетелем абсолютно разных ситуаций. Только что малыши оживленно играли на площадке и вдруг разбежались  по тропинкам. Отдалившись на несколько  десятков метров от норы, лисята некоторое  время бродят в одиночку, затем возвращаются и принимаются за игры. Такие кратковременные, но постоянные отлучки происходят с самого начала их выхода из норы. Это первые симптомы распада семейного сообщества и перехода животных к одиночному образу жизни. Пока лисята живут в норе, лисица-мать охраняет их и не подпускает никого близко. Если, например, около норы появится собака или человек, то взрослая лисица прибегает к «хитрости» — старается отвести их от своего жилища, завлекая за собой. При этом она издает глухие звуки, напоминающие лай собаки. Если возле норы уже побывали люди, то лисица перетаскивает в зубах весь выводок в другое, безопасное место (подросших лисят просто переводит в новую нору, подальше от прежней). Примерно с пяти месяцев лисята начинают уходить от норы все дальше, а родители перестают приносить им корм. В этом возрасте они способны самостоятельно добывать пищу, ориентироваться в окружающем мире, родительские связи с этого момента прерываются.

 

11

Барсчук

Размеренную и спокойную  жизнь барсука нарушает появление  потомства. Происходит это обычно ранней весной, в середине марта. В гнезде барсучихи появляется 3-5 слепых, беспомощных, покрытых редкими волосками барсучат. По сравнению с родительницей, длина которой около метра, а вес среднего барсука 20 килограммов, они совсем крошечные: весят всего граммов 15, а длина их – сантиметров 12. однако эти малыши очень требовательны и капризны; дня два-четыре меть вообще не может их оставить и не выходит из норы. Потом выходит очень ненадолго, но и во время этого ее отсутствия барсучата бунтуют, выражая свой протест громким писком.Гнездо барсуков, благодаря нескольким выходам, хорошо проветривается – барсуки как будто знают, как полезен свежий воздух. Знают они и как полезны солнечные ванны. Поэтому мамаша-барсучиха ежедневно в солнечную погоду выносит своих слепых барсучат (глаза они откроют только через пять недель) на солнце. На солнце она держит барсучат до тех пор, пока они не запищат – это значит, солнечные ванны пора прекратить, и барсучиха немедленно уносит малышей в нору.Примерно в полуторамесячном возрасте барсучата начинают сами выходить из норы – отправляются на небольшие прогулки, с мамашей, конечно. Постепенно прогулки становятся все продолжительнее, к концу лета молодые барсуки совершают такие же путешествия, как и взрослые. Впрочем, они уже и стали взрослыми: по величине такие же как мамаша, только светлее и подвижнее, чем она.Приближается осень, а это значит – пора расставания. Мамаше надо подремонтировать жилье, молодым – подумать о своих собственных квартирах. Но и тем и другим надо готовить запасы к зиме. К осени барсуки сильно жиреют, увеличивая свой вес на 4-6 килограммов. Это им необходимо, так как жировой запас и запасы в кладовке – семена и высушенные лягушки, коренья и желуди – помогут барсукам перенести зиму. Жиром они будут «питаться» во время спячки, а запасами из кладовой – во время короткого бодрствования зимой

12

Перепел

Перепела не образуют постоянных пар и самки несут сами заботу о потомстве. Гнездо с толстыми рыхлыми  стенками устраивают на земле в ямке среди хлебов и луговых трав; лоток  выстилают сухой травой с примесью перьев. Кладка состоит из 10-20 яиц  глинистого цвета с темным мраморным  рисунком из пятен различной величины. Самки сидят на яйцах очень  прочно, не покидая гнезда даже при  приближении косилок, которые нередко  их уничтожают.Через 2-3 недели вылупляются крошечные пуховички и после обсыхания уходят с матерью из гнезда, кочуя стайкой до самого отлета на зимовку. Перепелка роет ногами землю, как курица, и помогает птенцам находить еду. В случае опасности мать самоотверженно отводит врага от перепелят, давая им возможность спрятаться в траву. При этом она притворяется больной, перепархивает и ложится или садится на землю в самом видном месте, жалобно кричит и старается привлечь к себе внимание, как бы соблазняя врага своей беспомощностью. Перепелята уже в полуторамесячном возрасте становятся взрослыми.В августе птицы начинают нагуливать жир, готовясь к отлету. Их трудный и опасный путь лежит через Черное и Средиземное море в Африку. Стайки этих беззащитных птиц собираются на морском побережье, выжидая подходящей погоды для перелета. У перепелов довольно много врагов: змеи, вороны, лисицы, хорьки, горностаи.

13

Пингвин

Самка приносит одно яйцо, но большое, весом почти в полкило. «Императоры» гнезд не строят, яйцо скатывается сначала на поджатый хвост самки, потом на лапы. Об этом волнующем моменте тут же узнает и отец. Он касается клювом сокровища, прикрытого теплой складкой материнского живота, и издает радостный крик, убеждающий самку, что партнер верен долгу родителя.Далее начинается ритуал, уподобить который можно смене караула на очень важном объекте. Самец делает круги вокруг самки, показывая, что готов принять на лапы общее их достояние. Осторожно (очень осторожно!) самка перекатывает папаше-пингвину яйцо. Ошибка в этом процессе недопустима. Самец яйцо принимает и сразу же прикрывает складкою живота.Конечно, случаются промахи (недотепы везде не редкость). В этом случае яйцом старается завладеть кто-либо из молодых, еще не создавших пары пингвинов. Яйцо в этом случае погибает, ибо только семейный союз может довести до конца ответственную миссию родителей. Свидетельство этому — расклеванные поморниками яйца. Но обычно все проходит благополучно. Иначе славный пингвиний род давно бы иссяк.Под складкой живота папы яйцо находится как бы в теплом кармане (температура всегда постоянная — 34 градуса). Папаша демонстрирует полное удовлетворение отцовством. Самка же в это время описывает вокруг партнера расширяющиеся круги, и на том ритуал передачи яйца заканчивается — самка уходит к морю. Организм ее истощился, и она спешит с подругами к месту кормежки. А папе-пингвину предстоит нелегкое испытание. Шестьдесят пять дней он будет высиживать (точнее, выстаивать) птенчика. Холодно. И не побегаешь, чтобы согреться, — на лапах лежит яйцо. Но не он один держит жизненный этот экзамен — кругом сотни пингвинов переминаются с ноги на ногу, теряя к окончанию «вахты» почти половину своего веса.Самки в колонию возвращаются и по голосу (теперь уже почти плачу) находят партнеров. И опять — ответственный ритуал. На морозе папаша осторожно передает матери пушистого малыша.Бывают ли случаи — мать не вернулась? Бывают. Что-то случилось в дороге или морской леопард прихватил желанную для него жертву. Отец в этом случае, подавая непрерывно свой голос, ждет десять дней, отрыгивая птенцу еду, образованную в пищеводе. И если мать не вернулась, бросает птенца, иначе погибнут оба — и малыш, и отец. Но подобные случаи редки. Птенец благополучно перекочевывает под теплый живот отъевшейся мамы и жадно глотает запасенные и теперь отрыгнутые «морепродукты». А похудевший папа в это время спешит к воде — восстанавливать силы. До моря пешеходу, напомним, надо преодолеть сто, а то и более километров.  

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Основные типы научения, основанные на классификации, предложенной Торпом (1963)25

 

Тип научения

Характеристика поведения

1

Привыкание

При продолжительном повторении стимулов  подкрепляемых поощрением илИ

наказанием, реакция наних постепенно угасает; например, птицы перестают бояться

пугала (т.е. научаются не обращать на него внимания). Это имеет важное значение

для формирования поведения  у  молодых животных - помогает им распознаватьнейтральные элементы окружающей среды (движения  предметов, вызванные ветром, тень от облаков, движение  волн и т.п.). Привыкание - результат изменения в нервной системе, а не форма сенсорной адаптации, так как новое  поведение здесь устойчиво и после привыкания стимул уже  никогда не вызывает реакции. 

 

 

 

Ассоциативное научение

2

Классическое обусловливание 

Выявлено в исследованиях  Павлова, проводившихся на собаках. Метод состоял в выработке условного рефлекса слюноотделения: животное начинает реагировать не только на безусловный раздражитель (вид пищи), но и на новый условный раздражитель (удары манометра), который предъявлялся собаке в сочетании с безусловнымраздражителем. Животные научаются связыватьбезусловный стимул с условным и давать ответ на любой из них. Например, птицы не едят чёрных и оранжевых гусениц одного вида бабочек из-за их неприятного вкуса и избегают есть других гусениц того же цвета, даже если они вполне съедобны. 

 

3

Инструментальное обусловливание

Выявлено в исследованиях  Скиннера, проведенных на голубях. Всякий раз, когда птица производила  определенное научение,действие, её за это вознаграждали (положительное путем проб и ошибок)или подвергали «наказанию» (отрицательное подкрепление). Сочетание данного действия с наградой или наказанием соответственно повышает или уменьшает вероятность повторения этого действия в  дальнейшем. Эффективность такого научения может возрастать при проведении ряда повторных опытов (пример  эксперименты с каракатицей) 

 

4

Латентное научение

Не все формы поведения  бывают явно направлены на научение, удовлетворение непосредственных нужд или получение  награды. Иногда животные исследуют новую обстановку и получают информацию, которая может пригодиться или  даже приобрести жизненно важное значение лишь в дальнейшем. Например, знание непосредственного окружения норки может помочь мыши убежать от хищника,  тогда как в момент приобретения этого знания оно, казалось, не имело никакой ценности. Поэтому такое научение называют латентным. По-видимому, к этой  категории можно отнести и усвоение видоспецифической песни зябликом.

5

Инсайт

Вероятно, инсайт - это высшая форма научения. Он не является результатом  прямого научения методом проб и  ошибок, а основан на информации, полученной ранее при ругих в чем-то сходных обстоятельствах. Инсайт возможен лишь при достаточном развитии интеллектуальных функций. Примером могут служить наблюдения Кёлера над шимпанзе. Когда подвешивали слишком высоко бананы и помещали отдельно деревянные ящики, обезьяна ставила ящики друг на друга и, взобравшись на них, доставала бананы. Наблюдения показали, что этим действиям предшествовал некоторый период «размышления». Правильное решение в данном случае могло быть в  значительной степени облегчено предшествующими играми с ящиками (т.е. латентным научением). 

 

6

Импринтинг(запечатление)

Простая специализированная форма научения, которая проявляется  во время критического (чувствительного) периода развития животного. Приобретаемое поведение становится относительно стойким и с трудом поддаётся изменению. Импринтинг состоит в том, что в мозгу детеныша (или птенца) запечатлевается образ другого индивидуума, обычно родителя, или какого-то крупного объекта и создается особая «привязанность» к нему. Лоренц наблюдал, как лишённые родителей гусята и утята следовали за ним по пятам, принимая его за мать. Так же ведут себя приученный и выкормленные из бутылки ягнята, что может оказывать глубокое и не всегда желательное влияние на всю последующую жизнь животного, затрудняя  установление нормальных взаимоотношений с другими особями своего вида. В естественных условиях импринтинг, несомненно, имеет приспособительное значение, помогая детенышам быстро перенимать необходимые навыки от родителей (например, учиться летать) и запоминать характерные особенности окружающей среды (например, для лососей это может быть «запах» реки, в которой они вывелись и куда они будут возвращаться для нереста). 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 http://ru.wikipedia.org/wiki

2 http://ru.wikipedia.org/wiki

3 http://ru.wikipedia.org/wiki

4 Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора:

в    2т./Ч.Дарвин.-М.:-Наука.-2005,т.1 с.158.

5 Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора:

в    2т./Ч.Дарвин.-М.:-Наука.-2005,т.1 с.158.

6 См. там же. с.160

7 Резникова Ж.И. Этологические и  эволюционные аспекты межвидовых отношений животных

(гипотезы и теории, хищники  и жертвы)   Часть II.:/Ж.И.Резникова. - М.: Научный Мир.- 2000.- 208 стр. . см. с.145.

 

8 Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебное пособие / К.Э.Фабри.4 изд.-М.: Изд-во Московского университета.- 2003.-312с.. см. с.132.

9 http://ru.wikipedia.org/wiki

 

10 http://ru.wikipedia.org/wiki

11 http://www.iencyclopedia.ru/zabota-o-potomstve/

12 См. там же.

13 http://www.iencyclopedia.ru/zabota-o-potomstve/

14 См. там же.

15 http://www.iencyclopedia.ru/zabota-o-potomstve/

16 Резникова Ж.И.Жизнь и счастье.Поведение в сообществах/ Ж.И.Резникова //Природа.-2008.- №8.-С.46-78.

 

 

17 Резникова Ж.И.Жизнь и счастье.Поведение в сообществах/ Ж.И.Резникова

//Природа.-2008.- № 8.-С.46-78.

18

19 Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы:

Учебное пособие../ В.Штерн .-4 изд.-М.:-Эксмо.-2005.-295с.. см. с.110.

20 Пиаже Ж.Психология интеллекта:/Ж.Пиаже.-М.:-Наука.-2008.-324с., см. с.145.

21 Вернер Х.Сравнительная психология: в 2т./Х.Вернер.-М.: -Наука.-2008. См. т.2. с.140.

22 Выготский Л.С.Психология человека: в 2 т./ Л.С.Выготский.-М.:-Эксмо.-2007, т.2. с.198.

23 http://www.iencyclopedia.ru/zabota-o-potomstve/

24 Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: /В.П.Герасимов.– М.: Просвещение, 2007. – 191 с.

25


Информация о работе Необычные с точки зрения человека способы и методы воспитания животных