Необычные с точки зрения человека способы и методы воспитания животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить необычные с точки зрения человека защита и методы воспитания потомства.
Задачи: рассмотреть способы защиты потомства у разных видов животных; методы воспитания; процесс научения у этих видов; провести сравнение с человеком.
Объект: разнообразные виды животных.

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1.Представления об этапах развития зоопсихологии ……………… 5
1.1. Наука зоопсихология…………………………………………………….. 5
1.2. Общая характеристика эволюционной теории Ч. Дарвина…………… 6
1.3. Экологическая этология поведения животных………………………….7
1.4. Идеи бихевиоризма……………………………………………..................8
1.5. Нейрофизиология…………………………………………………………..9
Глава 2.Забота о потомстве …………………………………………………..10
2.1. Этапы преобразования заботы о потомстве в филогенезе……………..10
2.1.1 Формы родительского поведения по отношению
к потомству…………………………………………………………………….10
2.2. Способы защиты потомства………………………………………………12
2.3.Период воспитания потомства…………………………………………….14
2.4.Научение…………………………………………………………….15
2.5. Сравнительные исследования онтогенеза
человека и высших животных………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..20
Приложение 1…………………………………………………………………...21
Приложение 2……………………………………………………………………
Приложение 3…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по зоопсихологии Необычные с точки зрения человека защита и методы воспитания потомства человека.docx

— 99.15 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………  3

Глава 1.Представления об этапах развития зоопсихологии ………………  5

1.1. Наука зоопсихология…………………………………………………….. 5

1.2. Общая характеристика  эволюционной теории Ч. Дарвина…………… 6

1.3. Экологическая этология  поведения животных………………………….7

1.4. Идеи бихевиоризма……………………………………………..................8

1.5. Нейрофизиология…………………………………………………………..9

Глава 2.Забота о потомстве …………………………………………………..10

2.1. Этапы преобразования заботы о потомстве в филогенезе……………..10

2.1.1 Формы родительского  поведения по отношению

 к потомству…………………………………………………………………….10

2.2. Способы защиты потомства………………………………………………12

2.3.Период воспитания потомства…………………………………………….14

2.4.Научение…………………………………………………………….15

2.5. Сравнительные исследования онтогенеза

человека и высших животных………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………………..20

Приложение 1…………………………………………………………………...21

Приложение 2……………………………………………………………………

Приложение 3…………………………………………………………………….

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Естественный отбор-великое открытие Ч. Дарвина. Что же это такое? Естественный отбор-сохранение в природе самых благоприятных индивидуальных различий и изменений и уничтожение вредных, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками.

       В соответствии с теорией Дарвина и современной синтетической теорией эволюции, основным материалом для естественного отбора служат случайные наследственные изменения — рекомбинация генотипов, мутации и их комбинации. Лучше всего понятен вероятный ход естественного отбора, взяв страну, в которой происходит некоторое физическое изменение, например климата. Относительные количества её обитателей немедленно подвергнутся изменению, а некоторые виды вымрут. На основании этого следует, что всякое изменение относительной численности одних обитателей глубоко повлияет на других обитателей независимо от изменения самого климата. В таких случаях ничтожные изменения, в каком -либо отношении полезные для особей того или иного вида в смысле лучшего приспособления их к изменившимся условиям, стремились бы сохраниться, и естественный отбор имел бы полный простор для своего улучшающего действия.1

      Таким образом, мы подходим к пониманию процесса эволюции, представляющего собой  результат взаимодействия множества разнообразных факторов, тоже подвергающихся изменению. На ранних этапах возникновения каждой линии растений и животных появлялись структуры или процессы, оказывавшие глубокое влияние на эволюционную историю данной группы. Одно время полагали, что эволюции присуща некая «внутренняя направляющая сила» и, следовательно, эволюция целенаправленна. Эти взгляды носят название теории «ортогенеза».

       Эволюционное изменение представляет собой, однако, результат действия генетических и экологических факторов, складывающихся в каждый данный момент в определенном месте на земном шаре. Эволюция неспособна к предвидению. Эволюция столь же беспристрастна, как, полагают, должно быть беспристрастно правосудие: будут увеличиваться в числе лишь те организмы, которые производят наибольшее число жизнеспособных потомков, безотносительно к тому, «плохими» или «хорошими» их считают люди.  Следовательно, та особь, которая оставила большое число потомков – копий своих генов, считается наиболее успешной..

       Я выбрала эту тему, потому что меня заинтересовал вопрос, каким образом происходит эволюция видов,  что влияет на сохранение потомства, как  разные животные его сохраняют, какие есть необычные случаи сохранения потомства.

Цель  данной работы: изучить необычные с точки зрения человека защита и методы воспитания потомства.

Задачи: рассмотреть способы защиты потомства  у разных видов животных; методы воспитания; процесс научения у этих видов; провести сравнение с человеком.

  Объект: разнообразные виды животных.

Методы: изучение литературы;

                анализ данных;

                сравнение  и сопоставление данных.

                  

ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ОБ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЗООПСИХОЛОГИИ.

    1.1.Наука зоопсихология  

      Зоопсихология — наука о психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и развитии в видовом и индивидуальном аспектах. В психической деятельности отражается восприятие мира животным и отношение к нему, проявляющееся во внешнем поведении, доступном наблюдению со стороны. Психическая деятельность предшествует наблюдаемому поведению и целиком обуславливает реакции живого существа на события во внешней и/или внутренней среде. В практическом плане под психической деятельностью можно понимать совокупность интеллектуальных процессов и эмоциональных состояний.2

       Человек пытался всегда себя  понять. А поскольку человек- высшее животное, то стремление исследовать психику и поведение животных вполне понятно и закономерно. Древнегреческие мыслители Сократ, Аристотель, Хрисипп написали первые работы в этой области. В XVIII веке возник научный позитивистский подход к изучению психики и поведения животных. Этим вопросом занимались Уайт, Леруа, Ламарк и другие ученые.

      В 1894 году было сформулировано «правило Моргана»: не следует привлекать для объяснения поведения животных более высоких психических категорий, чем необходимо. Процессы психической деятельности были негласно отнесены к  к числу факторов, признанных не подлежащими изучению. Недоступность этих процессов для непосредственного наблюдения послужило основанием для исключения их из объекта исследования. Тем самым зоопсихология превратилась в исследование не психической деятельности как таковой, а лишь наблюдаемого поведения, которое является ее результатом.3

1.2. Общая характеристика эволюционной теории Ч. Дарвина4

      Идеи Ч.Дарвина, говорившего об инстинктах как форме поведенческого эволюционного приспособления и настаивавшего на том, что психическое приспособление первично по отношению к морфологии организма, представляют важный этап в развитии зоопсихологии как научной дисциплины. Тем самым была заложена база для развития работ в трех основных направлениях:

  1. изучение эволюционного аспекта поведения;
  2. изучение роли инстинктов в индивидуальном поведении;
  3. наблюдение поведенческой общности человека и животных.

      Суть теории эволюции Ч. Дарвина можно свести к следующим положениям:

1. Все виды живых существ,  населяющих Землю, никогда не  были кем- то созданы.

2. Возникнув естественным  путем, органические формы медленно  и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии, с окружающими условиями.

3.В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как изменчивость и наследственность, а также происходящий в природе естественный отбор, который осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и факторами неживой природы. Эти взаимоотношения называются борьбой за существование.

4.Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

       Таким образом, движущими силами эволюции органического мира, Ч. Дарвину, являются борьба за существование и естественный отбор, а предпосылкой эволюции — наследственная изменчивость.5

       В труде «Происхождение видов путем естественного отбора» Ч. Дарвин обосновал изменение видов в природе. Дарвин сделал только первый важный шаг в понимании природы. Эволюция вызывается тем, что приспособленные лучше выживают.6

1.3. Экологическая этология поведения животных7

       Эволюционный подход к изучению поведения лег в основу работ К.Лоренца, Н.Тинбергена и других этологов, относящиеся к первой половине XX века. Существенный вклад в развитие этологии как науки внёс австрийско-советский зоопсихолог К.Э.Фабри. Этология — это наука о формах поведения животных, характерных для данного биологического вида и обеспечивающих его выживание (видоспецифичные формы поведения). Этология практически не затрагивает вопроса об индивидуальном поведении и обуславливающих его мотивациях, а само поведение рассматривается в рамках вариаций наследственно закрепленных форм («комплексов фиксированных действий»).8

       В конце XX века зоопсихология начала развиваться как комплексная дисциплина, сочетающая изучение места животных в мире с другими подходами к исследованию природы. Так, например, в Московском Государственном Университете в настоящее время развивается такой подход, как «экологическая этология». Представители этого направления, по существу, продолжают работы этологов, но стремятся при этом более полно учесть возможные метаморфозы среды и разные варианты приспособления к ней в рамках целых биоценозов9

1.4.Идеи бихевиоризма

В противоположность этологии и почти  одновременно с ней развивался и  прямо противоположный подход, названный бихевиоризмом (от англ. behavior — «поведение»). Родоначальник бихевиоризма, Дж.Б.Уотсон поставил задачу изучения механизмов формирования индивидуального поведения и способов воздействия на него. Основным предметом изучения для бихевиористов стали именно сиюминутные индивидуальные мотивации животного и их баланс, позволяющий формировать желательное для человека поведение. Бихевиоризм стал мощной и хорошо разработанной основой для изощренных методов дрессировки. Исследования бихевиористов сыграли немалую роль в понимании процессов формирования и использовании жизненного опыта в индивидуальном поведении. Ограничения бихевиоризма связаны с тем, что этот подход учитывает главным образом воздействие со стороны в процессе искусственного формирования поведения, снижая значение наследственно обусловленных форм активности.10

1.5.Нейрофизиология

  К зоопсихологии примыкают и работы по физиологии высшей нервной деятельности, подтвердившие тот факт, что психические процессы имеют свое физиологическое, вещественное выражение. И.П.Павлов оставил нам прекрасный надежный метод изучения реакций животного на стимулы в лабораторных условиях. Однако, глубоко исследовав процесс формирования реакций и закрепления их в виде автоматизмов (условный рефлекс), нейрофизиологи не ставили перед собой задачу изучения поведения во всей его полноте и выяснения роли рефлексов в сложном поведении.

       Итак, в «классической» зоопсихологии изучаются (в отрыве друг от друга) три аспекта психики и поведения животных:

  1. наследуемое поведение в биологически обусловленных ситуациях — этология;
  2. способы формирования желательного поведения животных — бихевиоризм;
  3. физиологические основы психической деятельности — нейрофизиология.

 

 

 

 

ГЛАВА 2.ЗАБОТА О ПОТОМСТВЕ

2.1. Этапы преобразования заботы о потомстве в филогенезе

2.1.1.Формы заботы о потомстве

      В животном мире встречаются самые разные формы заботы о потомстве: от полного отсутствия до сложнейших и длительных взаимоотношений между детьми и родителями. В простейшем виде забота о потомстве имеется у всех организмов и выражается в том, что размножение происходит только в условиях, благоприятных для потомства, - при наличии пищи, подходящей температуре и т.д. В самых общих чертах можно выделить следующие группы родительского поведения:

- выращивание потомства  одной самкой или одним самцом;

- выращивание потомства  обоими родителями;

- выращивание детенышей  в сложной семейной группе.

1. Полное отсутствие заботы о потомстве. 11

Большинство беспозвоночных и рыб не проявляют заботы о  потомстве. Успешность существования  подобных видов обеспечивает массовость их размножения. Единственным спасением  для подобных видов является колоссальная плодовитость, позволяющая все же выжить и дожить до половозрелого состояния минимальному и необходимому для существования популяции количеству потомков.

2. Вынашивание отложенных яиц на теле одного из родителей.12

Самки многих морских  животных прикрепляют отложенные яйца непосредственно к своему телу и вынашивают их, а также выведшуюся молодь, до обретения ими самостоятельности. Подобное поведение наблюдается у многих водных животных: морских звезд, креветок и других ракообразных.

3. Откладка яиц в предварительно подысканную или специально подготовленною самкой среду. 13

Следующим этапом усложнения родительского поведения является откладка яиц в подходящую среду. Так, перед тем как отложить яйца, мухе необходимо найти труп животного или кусок полуразложившегося мяса, которым смогут питаться выведшиеся личинки. Бабочка-крапивница, павлиний глаз или адмирал, для обеспечения своих гусениц необходимой пищей должны найти заросли крапивы, а жук-носорог - кучу прелой листвы. Подобного же рода заботу о потомстве проявляет и большинство рептилий. Как ни странно на первый взгляд, но к этой же группе можно отнести и одиночных ос и пчел, а также наездников, демонстрирующих сложнейшие комплексы инстинктивного поведения, связанного с обеспечением необходимых условий для развития отложенных яиц.

4.Строительство гнезд и их охрана до рождения потомства.14

Более совершенным  типом заботы о потомстве можно  считать строительство гнезда, откладку туда яиц или икры и его охрану до того момента, пока подрастающая молодь его не покинет. Такое поведение характерно для ряда видов рыб, пауков, осьминогов, некоторых многоножек и т.д. К подобному же уровню заботы можно отнести и вынашивание икры и мальков во рту самцами некоторых рыб, а также икры и головастиков на задних ногах жабы-повитухи. В данном случае ротовая полость выполняет функции гнезда. Для данного уровня характерно отсутствие всяческого интереса со стороны родителей к молоди, чуть обретающей самостоятельность.

Информация о работе Необычные с точки зрения человека способы и методы воспитания животных