Возникновение авторского права

Дата добавления: 04 Октября 2011 в 11:07
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (16.06 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

!!! авторское право.doc

  —  65.50 Кб

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Статья 9. Возникновение авторского права. …………………….……..
  2. Статья 36. Ограничения прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания……………….
  3. Список использованной литературы……………………………………
2 

7

11

 

СТАТЬЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

       1. Авторское право на произведения  науки, литературы и искусства  возникает в силу факта их  создания. Для возникновения и  осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

       2. Для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности: ©; имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав; года первого опубликования произведения.

       3. При отсутствии доказательств  иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (презумпция обладателя авторского права).

       4. При опубликовании произведения  анонимно или под псевдонимом  (за исключением случая, когда  псевдоним автора не оставляет  сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого  обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

       Настоящее положение будет действовать  до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение.

       Комментарий к статье 9

       1. В комментируемой статье закрепляется  принцип автоматической (в силу  факта создания) охраны объектов  авторского права.

       Согласно  ст. 981 ГК правовая охрана объектов интеллектуальной собственности возникает в силу факта их создания либо вследствие предоставления правовой охраны уполномоченным органом.

       Принцип автоматической охраны отличает авторское  право от второй составляющей права  интеллектуальной собственности - права  промышленной собственности, которое обеспечивает правовую охрану таких результатов интеллектуальной деятельности, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения и др., охрана которым предоставляется на основании решения патентного органа после соответствующей процедуры регистрации, сложность которой зависит от вида охраняемого объекта.

       2. Создание произведения является  юридическим фактом, служащим основанием  для возникновения имущественных  и личных неимущественных прав, составляющих авторское право.

       Законодательство  об авторском праве устанавливает  критерии, необходимые для признания работы объектом авторского права: она должна быть результатом творческой деятельности и существовать в какой-либо объективной форме. Поэтому моментом создания произведения, и соответственно моментом возникновения объекта авторского права является момент придания ему какой-либо объективной формы.

       3. Для возникновения авторского  права в отношении произведения  не требуется выполнять какие-либо  дополнительные действия, которые Закон называет "формальностями". Принцип автоматического предоставления правовой охраны, положенный в основу авторского права, обусловлен особенностями самого объекта. Такой объект промышленной собственности, как изобретение, представляет собой новое техническое решение, применимое в отраслях народного хозяйства. Техническое решение - это идея, которая может быть реализована во множестве вариантов; поэтому объектом правовой охраны и является сама идея. В произведениях науки, литературы и искусства основное значение имеет не идея, а оригинальная форма выражения этой идеи. Поскольку авторское право охраняет форму, то такой специальной экспертизы объективно не требуется; любая новая форма воплощения одной и той же идеи самоценна, воспринимается публикой как самостоятельный объект и в связи с этим требует охраны.

       4. Знак охраны авторского права  (более распространенным является  термин "знак копирайта" - от  англ. сopyright - авторское право) представляет  собой латинскую букву "C" в окружности, которая используется в сочетании с указанием имени (наименования) обладателя авторского права и года первого опубликования произведения.

       Появление знака охраны авторского права в  отечественном законодательстве связано с присоединением СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве. Знак копирайта является сугубо конвенционной нормой, имевшей когда-то значение для преодоления формальностей, установленных законодательством об авторском праве некоторых государств, и не имел значения для решения вопросов о предоставлении охраны произведениям советских авторов в СССР. Тем не менее знак охраны авторского права стал активно применяться и внутри страны; обязательный порядок его применения был предусмотрен рядом ведомственных нормативных актов в области книгоиздания, кинематографии, телевидения и др. Многолетняя практика обязательного проставления знака охраны авторского права привела к тому, что его указание стали воспринимать как обязательное условие предоставления охраны произведению, либо указание знака охраны авторского права понимали как основание для возникновения у лица, чье имя или наименование было указано вместе с этим знаком, авторского права.

       5. Закон упоминает о возможности  применения знака охраны авторского права. Комментируемая статья устанавливает, что для оповещения о своих исключительных имущественных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения. Субъектом, который может использовать знак охраны авторского права, является любое лицо, обладающее каким-либо исключительным правом в отношении произведения, как первоначальным, так и приобретенным по договору или в порядке правопреемства.

       Применение  знака охраны авторского права полностью  зависит от усмотрения правообладателя; использование или неиспользование знака охраны не влечет каких-либо правовых последствий. Поэтому единственное назначение знака охраны авторского права при использовании произведения на территории Республики Беларусь и практически всех зарубежных государств состоит в оповещении всех третьих лиц о том, кому принадлежат исключительные права на использование данного произведения.

       6. Законодатель называет три обязательных  элемента знака охраны авторского права: 1) латинская буква "С" в окружности; 2) имя (наименование) обладателя исключительных имущественных прав; 3) год первого опубликования произведения. Понятие опубликования определено в ст. 4 Закона.

       7. Предусмотренная п. 3 ст. 9 Закона  презумпция обладателя авторского права призвана компенсировать недостатки предоставления охраны авторским правом в силу факта создания произведения. Эта презумпция означает, что при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. В силу данной презумпции право авторства на произведение может признаваться и не за фактическим его создателем, а за лицом, присвоившим авторство в отношении чужого произведения.

       На  первый взгляд, такое решение противоречит закрепленному в п. 1 комментируемой статьи принципу возникновения авторского права в силу факта создания произведения, поскольку согласно п. 3 этой же статьи авторское право должно признаваться в силу факта указания лица на оригинале или экземпляре произведения. На самом деле законодатель говорит не о возникновении авторского права, а о необходимости признавать автором произведения определенное лицо.

       Предусмотренная Законом презумпция обладателя авторского права (в первоначальной редакции Закона использовался термин "презумпция авторства", который, как представляется, более точно отражает суть данной нормы) применяется в тех случаях, когда отсутствуют какие-либо доказательства того, что автором произведения является другое лицо. Соответственно, презумпция обладателя авторского права действует до того момента, пока не появятся доказательства авторства другого лица.

       Предоставляя  произведению правовую охрану, законодатель одновременно решает вопрос о принадлежности авторского права в отношении произведения. Неопределенность в данном вопросе привела бы к тому, что произведение невозможно было бы использовать. Поэтому Закон наделяет лицо, указанное на экземпляре произведения в качестве автора, полномочиями, составляющими авторское право. Данные полномочия носят временный характер и прекращаются с момента, когда будет признано авторство другого лица на данное произведение.

       8. В случае обнародования произведения  под псевдонимом, и в еще  большей степени при использовании  произведения анонимно, имеет место  неопределенность в вопросе о  том, чье разрешение необходимо получить для последующего использования произведения. Поэтому Закон предусматривает, что в случаях опубликования произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не оставляет сомнений в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии иного считается представителем автора в соответствии с настоящим законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление.

       Такое положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве на произведение. Норма о праве издателя осуществлять и защищать права автора никоим образом не означает, что издатель становится правопреемником автора. Данные отношения являются отношениями представительства, основанного на законе, поэтому в результате действий издателя права и обязанности возникают не у него, а у автора, личность которого на настоящий момент неизвестна. Отношения представительства прекращаются в случае, если автор раскроет свою личность - имеется в виду раскрытие личности автора для публики, а не для издателя. Раскрытие имени автора помимо его воли не является основанием для прекращения указанных отношений представительства.

 

СТАТЬЯ 36. ОГРАНИЧЕНИЯ  ПРАВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ, ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО ИЛИ КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ.

       1. Допускается без согласия исполнителя,  производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, передачи организации эфирного или кабельного вещания и их записей, а также воспроизведение фонограмм: для включения в обзор о текущих событиях отрывков из исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания; исключительно в целях обучения или научного исследования; для цитирования в форме отрывков из исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях; при этом любое использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, для своей передачи возможно только при соблюдении положений статьи 33 настоящего Закона; в иных случаях, установленных настоящим Законом в отношении ограничения имущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства.

       2. Допускается без согласия исполнителя  и производителя фонограммы воспроизведение фонограммы физическим лицом исключительно в личных целях.

       3. Не применяются статьи 31, 32, 34 и 35 настоящего Закона в отношении получения разрешения исполнителя, производителя фонограммы и организации эфирного вещания на осуществление записей краткосрочного пользования исполнения или передачи, на воспроизведение таких записей и на воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, если запись краткосрочного пользования или воспроизведение осуществляются организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственной передачи при условии: предварительного получения организацией эфирного вещания разрешения на передачу в эфир исполнения или передачи, в отношении которых в соответствии с положениями настоящего пункта осуществляется запись краткосрочного пользования или воспроизведение такой записи; ее уничтожения в пределах срока, который устанавливается к записи краткосрочного пользования произведений литературы, науки и искусства, производимой организацией эфирного вещания в соответствии со статьей 37 настоящего Закона, за исключением единственного экземпляра, который может быть сохранен в архивах этой организации на основании его исключительно документального характера.

       4. Ограничения, предусмотренные настоящей  статьей, применяются без ущерба  для нормального использования  фонограммы, исполнения, передачи организации эфирного или кабельного вещания и их записей, а также включенных в них произведений литературы, науки и искусства и без ущемления законных интересов исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и авторов указанных произведений.

       Комментарий к статье 36

       1. Комментируемая статья устанавливает  случаи допускаемого использования объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения. Под использованием понимается осуществление действий, предусмотренных статьями 31, 32, 34 и 35 Закона. При этом в отношении фонограмм речь идет о свободном использовании только в форме воспроизведения.

       2. Под обзорами текущих событий,  в которых возможно свободное  использование объектов смежных  прав, следует понимать, в первую очередь, новостные теле- и радиопередачи.

       3. Норма о допускаемом свободном  использовании объектов смежных  прав "исключительно в целях  обучения или научного исследования" допускает достаточно широкое толкование.

Страницы:12следующая →
Описание работы
Авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта их создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей.
Содержание
Статья 9. Возникновение авторского права. …………………….……..
Статья 36. Ограничения прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания……………….
Список использованной литературы……………………………………