Внутренний туризм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Туризм имеет свою историю развития. История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.
Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.
1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.) – в русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия.

Работа содержит 1 файл

основа курсача 5 курс.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

    Водный  туризм - походы по рекам, озерам, морям  и водохранилищам на надувных лодках (рафтах), разборных байдарках, катамаранах, плотах и пр. Сочетает в себе элементы познавания, активного отдыха, оздоровления и спорта и доступен всем здоровым людям. Водный туризм широко развит на крупных равнинных реках (Волге, Оке, Енисее и др.) и проходимых горных реках Урала, Алтая, Кавказа (Катуни, Белой, Мзымте и пр.).

    3. Рыболовные и охотничьи туры – Низовья Волги и ее дельта - одно из самых благоприятных мест для ловли рыбы в России: она клюет тут буквально без перерыва. Здесь обитает более ста видов рыб. Ловля наиболее ценных из них – стерляди, севрюги, белуги, русского осетра - строго ограничена. Размещаются любители рыбной ловли и охоты на небольших бывших пристанях-дебаркадерах, перестроенных под гостиницы и стоящих у берега. Хороша в Астраханской области и охота. Особенно много туристов приезжают осенью, когда начинается сезон охоты на кабанов. Поохотиться на славу можно на полуострове Камчатка. Весной и осенью в местных охотничьих угодьях разрешена охота на бурого медведя, осенью - на лося и снежного барана. Трофеи – шкуры, черепа и рога, которые разрешено вывозить по специальным документам.

    Ценные  виды рыб – лосось, семга, щука, озерная форель . В изобилии водятся в водоемах Карелии, где для ловли практически нет ограничений. В Мурманскую область ежегодно приезжают тысячи любителей рыбной ловли, в их числе туристы из Скандинавии, Европы и США.

    4. Морские и речные круизы – круизы разновидность водного туризма и одно из ведущих направлений внутреннего и въездного туризма в России. Большинство иностранных туристов (до 90%) предпочитают круизы Москва – Санкт-Петербург продолжительностью 3–4 дня в один конец, а остальные - долгие круизы по Волге и сибирским рекам: Лене, Енисею, Оби, Амуру.

    В России существует также ледокольный  туризм - круизы на ледоколах вокруг островов Северного Ледовитого океана (Земли Франца Иосифа, Новой Земли, островов архипелага Шпицберген).

    Морские круизы организуются на северо-западе страны – в Калининградской области, Санкт–Петербурге, Мурманске, Архангельске, где они проходят вдоль побережий Балтийского, Баренцева и Белого морей и иногда предоставляют возможность поймать рыбу, креветок, кальмаров и пр.

    На регулярных круизах вдоль берегов Сахалина и Камчатки специализируются японские и американские круизные компании, российские туристические компании организуют их по запросу. Особенно популярны Командорские острова.

    5. Экскурсионные туры – Наибольшее развитие этот вид туризма получил в Центральной России и северо–западном регионе, где сосредоточены основные достопримечательности нашей страны. Одной из разновидностей познавательного туризма является автотуризм, расширяющий возможности для знакомства со страной. Основные экскурсионные центры России – Москва с архитектурным ансамблем Кремля, дворцовый Санкт–Петербург, древние города Золотого кольца – знают во всем мире. Помимо них есть еще и другие уникальные места и достопримечательности, посетив которые каждый россиянин или иностранец получит новые незабываемые впечатления.

    "Золотым  кольцом России" называют кольцо  древнерусских городов, которое  очерчивают на северо-востоке  города: Сергиев Посад, Переславль  Залесский, Ростов Великий, Ярославль,  Углич, Кострома, Суздаль, Владимир и другие. Десятки памятников архитектуры, культуры и истории XII-XVII вв. доносят до туристов колорит Древней Руси. Ряд из них – ансамбль Троице-Сергиевой лавры, шедевры белокаменной архитектуры Владимира и Суздаля – включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Жемчужиной  Беломорья и гордостью Русского Севера называют Соловецкие острова. За свою долгую историю превратились в  интереснейшие экскурсионные центры севера России города Вологда, Архангельск  и Каргополь, а также знаменитый Кирилло–Белозерский монастырь с ценнейшей коллекцией икон XV–XVIII веков.

    6. Оздоровительный туризм – оздоровительный отдых – это индивидуальный вид туризма, который в зависимости от средств воздействия подразделяется на климато, бальнео, море, грязелечение и т.д. В эту категорию входит также и пляжный отдых. Обычная продолжительность лечебного или оздоровительного тура 21–24 дня. В зависимости от состояния здоровья и профиля лечебно-оздоровительного учреждения можно выбрать поездку на юг, на Азово–Черноморское побережье Краснодарского края, на Кавказ – к источникам Кавказских Минеральных Вод, в березовые или сосновые леса Подмосковья, на Балтийское побережье – в Калининградскую область, а также на минеральные реки Бурятии. Потенциал природных ресурсов России для лечения и оздоровительного отдыха неограничен. Всемирное значение имеют уникальные курортные зоны Кавказских Минеральных Вод, Черноморского побережья Кавказа, озера Байкал.

    Анапа - это курорт для детского и семейного  отдыха, треть его здравниц рассчитана на детей. Помимо новейших достижений медицины, лечит здесь все – обилие солнечных дней в году (около 280), прекрасные песчаные пляжи, ценные лечебные грязи, родники минеральных вод, лечебные сорта винограда.

    За  последние три года Геленджик  из тихого курортного города превратился в город–праздник. В течение всего курортного сезона в нем проходят карнавалы, фестивали, авиа–шоу и другие яркие события, привлекающие в город гостей.

    Кавказские  Минеральные Воды – особо охраняемый эколого-курортный регион России. Единственный в стране круглогодичный курорт, он также не имеет аналогов в Евро-Азиатском регионе. Здесь более ста источников минеральной воды 13 различных типов. Сердечно-сосудистые заболевания здесь лечат и терренкуром (дозированной ходьбой на свежем воздухе). Применяются лечебные грязи местного Тамбуканского озера. Крупнейшему и наиболее развитому курорту КавМинВод - Кисловодску - почти 200 лет. Здесь лечат нарзаном желудочно-кишечные заболевания, болезни органов дыхания и кровообращения, нервной системы. На соседнем курорте - в Ессентуках – находится одна из крупнейших грязелечебниц, специализирующаяся на заболеваниях опорно-двигательной и нервной систем, последствия травм.6

    Окрестности Байкала лечат уникальной чистотой окружающей среды – горным и лесным воздухом. Здесь есть также богатейшие запасы минеральных вод и лечебные грязевые озера. В Иркутской области расположен крупнейший в мире Ангаро–Ленский артезианский бассейн минеральных вод, представленный тремя сотнями источников (вода восьми из них бутилируется) и шестью крупными лечебными озерами. Байкал и Забайкалье также предлагают лечебные туры. В Бурятии, у подножия Саян, находится горноклиматический курорт Аршан, где применяют термальные воды и сульфидные грязи. В Читинской области также более 300 источников разнообразных Минвод и более 30 грязевых озер. Особенно знамениты нарзаны курорта Дарасун, радоновые воды Молоковки и сульфидные иловые грязи озера Угдан, ради лечения которыми приезжают и из Европейской части России.

    Из  вышесказанного следует, что повышение интереса к внутреннему туризму станет необратимым только в том случае, если главная составляющая, стимулирующая спрос в путешествиях по родной стране станет более предпочтительна, чем за рубеж. Конечно, при условии, что цена будет признаваться туристом соответствующей реальному качеству и объему обслуживания 

    1. Структура туристского рынка  в России.

    Рынок – это механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. На нем действует большое количество независимых друг от друга продавцов и покупателей. Здесь можно выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, реализуемые товары, а также условия функционирования рынка.

    При характеристике рынка туризма учитывается  следующее:

    –  основным предметом купли-продажи являются услуги;

    –  кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев;

    – спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;

    – туристское предложение характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность.

    Рынок туризма неоднороден. В его структуре  выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существуют различные способы классификации туристского рынка.

    По  отношению к определенному району (региону, стране) выделяются следующие  рынки:

    –  рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;

    –  рынок въездного туризма, включающий путешествия по стране лиц, не являющихся ее жителями;

    –  выездного туризма, включающий путешествия жителей одной страны в другую.7

    Помимо  вышеуказанных, существует еще несколько  способов сегментации туристского рынка.

    Сегментация рынка — это деление рынка  на части (сегменты), которые характеризуются  общностью требований потребителей. Любой из этих сегментов может  быть выбран в качестве целевого рынка. Сегментация туристского рынка  может дать ответы на вопросы о поведении, интересах, убеждениях, восприятиях, ценностях и нуждах представителей каждого сегмента. Сегментацию спроса целесообразно проводить по трем группам критериев:

    - географические;

    - социальные;

    - психологические.

К географическим критериям относятся:

    - страна прибытия туриста;

    - географическая цель туристской поездки.

Социальные  критерии (другое название "социолого-демографические  критерии") связаны с характеристикой  туриста: возраст, пол, профессия, тип  семьи, национальность, религиозные убеждения, доход и др.

Психологические критерии дают характеристику поведения  туриста, поэтому их еще называют "психолого-поведенческие критерии". К ним относятся:

    - мотив поездки, сезонность, организация и длительность поездки

    - туризм по странам мира, туризм по отдельным регионам мира

    Социальные  критерии:

1. молодежный туризм (до 30 лет), туризм "сениоров" (от 30 до 45 лет и от 45 до 55 лет), детский туризм;

2. туризм по возрастным группам, женский туризм, смешанный туризм;

3. множество сегментов по профессиональному признаку;

4. туристы из больших, средних, малых городов;

5. туристы из сельской местности, туризм одиноких, туризм семей без детей, туризм семей с детьми, многосемейный туризм, этнический туризм, религиозный туризм, социальный туризм, люкс-туризм, недорогие туры, эксклюзивные туры.

    Потенциальный рынок составляет примерно 10% жителей  страны. В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к  приобретению туристских услуг. Между  тем, одного желания клиента явно недостаточно. Необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основание говорить о так называемом действительном рынке. Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.

    Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, которые имеют  возможность делать выбор из всего  многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами, и образуют обслуживаемый рынок. Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия, они составляют лишь 50% потенциального и 50% обслуживаемого рынка. Подобная классификация полезна для планирования маркетинга. Она позволяет углубить характер исследования того или иного туристского рынка и определить особенности работы на нем различных туристских предприятий.

Информация о работе Внутренний туризм в России