Внутренний туризм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Туризм имеет свою историю развития. История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.
Российский туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.
1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.) – в русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия.

Работа содержит 1 файл

основа курсача 5 курс.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     ГЛАВА I  ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ В РОССИИ 

    1. История внутреннего туризма  в России.

    Туризм  имеет свою историю развития. История  туризма – это наука, изучающая  путешествия (походы, экскурсии), начиная  от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени. В своих исследованиях она опирается на ряд вспомогательных дисциплин – археологию, нумизматику, палеографию, этнографию и другие науки, а также тесно связана с ними.

    Российский  туризм имеет свою историю развития. В ней выделяют несколько периодов, каждый из которых имеет свои особенности.

    1. Просветительский период (до 90-х г. XIX в.) – в русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Паломники, устремлённые целями распространения своей религии, поклонения святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные путешествия.

    туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:

– путешествия с торговыми, политическими, познавательными и    религиозными целями;

     – паломнические путешествия;

     – поездки с целью лечения и оздоровления;

– образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и популяризации путешествий.1 

    2.  Предпринимательский период (1890-1917 гг.) – основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций. Одним из них было Общество любителей природоведения (ОЛП), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Участники общества не только сами изучали природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался природой. Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг–клуб (1895г., Петербург).

    Таким образом, предпринимательский период характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий.

3. Туристско–экскурсионная работа в 1917 – 1930 гг. – этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворять их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.

    По  мере возрастания интереса населения к туризму и экскурсиям встал вопрос о подготовке общественных кадров; созданные экскурсионные станции стали готовить экскурсоводов групп и так называемых организаторов туризма. Определённые меры по развитию туризму принимались со стороны государства. Они были направлены на создание материально-технической базы и на подготовку профессиональных кадров.

    Этот  период характеризуется следующими тенденциями:

– создание мелких и средних коммерческих предприятий туристской направленности;

     – формирование рынка туристских услуг и элитность их потребления;

– создание туристской инфраструктуры: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;

– формирование туристского рынка, в котором прослеживаются два основных элемента: элитный туризм для состоятельных слоёв и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;

     – появление туристских фирм, бюро, компаний, клубов, обществ.

    4. Организационно–централизованный период (1930-1970 гг.) – В 1927г. в Москве возобновило свою деятельность дореволюционное Российское общество туристов (РОТ), которое после конференции было переименовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Общество имело чёткую организованную структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, филиалы общества. При туристско-экскурсионной работе оно ориентировалось на пожелания трудящихся. Особое распространение получили лыжный и пешеходный туризм, самодеятельный туризм. ОПТЭ осуществляло 90% туристско-экскурсионной работы в стране. Деятельность общества охватывало не только взрослое население страны.

    Кроме восстановления разрушенного войной туристского  хозяйства, развития различных видов  туризма организационно-централизованный период также характеризуется следующими чертами:

– создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);

     – лимитирование внешнего (выездного) туризма.

    5. Административно–нормативный период (1970-1990 гг.) – Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм  использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

    С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые  турбазы стали принимать родителей  с детьми. Увеличился ассортимент  туристских услуг в туристских хозяйствах. В октябре 1980г. в постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС “О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране” были определены следующие задачи: создание комфортабельных туристских учреждений круглогодичного действия, расширение объёмов туристского обслуживания граждан, т.к. их растущие потребности удовлетворялись не в полной мере, создание туристской индустрии, повышение качества обслуживания, совершенствование видов и форм предоставляемых услуг.2 В перспективных планах строительства предпочтение отдавалось крупным туристским комплексам, включающих в себя гостиницы, турбазы, кемпинги, приюты, предприятия общественного питания, магазины для продажи сувениров, курортных и спортивных товаров.

    Важным  направлением деятельности туристских организаций в начале 1980-х годов было исследование и изучение туристско-экскурсионных возможностей краёв, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

    Основными чертами административно-нормативного периода являются:

     – развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;

– распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);

     – создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;

     – создание научной основы изучения туризма.3

     6. Переходный период (с 1990 г) – Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

     Особенности переходного периода:

– переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);

     – формирование туристского рынка на основе новых законов;

– использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;

– изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.)

– невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);

     – возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;

     – рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

    Делая вывод к данной главе, можно сказать, что этапы  развития  туризма  в  России  были  обусловлены  историческими, экономическими, политическими и  культурными аспектами, каждый из которых особым образом в дальнейшем повлиял на общее состояние российского туризма.

    1. Основные направления внутреннего туризма в России.
 

    Россия  располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего  туризма, так и для приема иностранных  путешественников. У нее есть все  необходимое – огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах – нетронутая, дикая природа.

Территория  России простирается с запада на восток на 10 тыс. км и почти на 3 тыс. км от северных арктических широт до южных  субтропических. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма.4

    1. Экологический туризм – Один из самых перспективных видов туризма во всем мире – экотуризм. Россия – не исключение. Число его поклонников растет повсеместно с каждым годом. Этот вид туризма возвращает уставшим от городов людям силы и энергию во время общения с природой и наблюдения за ней. Кроме того, он стимулирует сохранение окружающей среды, делая такой вид туризма выгодным для местных жителей.

    В список мирового наследия ЮНЕСКО входит пять российских природных объектов: девственные леса Коми, озеро Байкал, вулканы Камчатки, золотые Алтайские горы, Западный Кавказ. В этих регионах именно экотуризм может помочь охране природы, росту занятости населения и социально-экономическому развитию. Помимо этого, в России достаточно и других, привлекательных для экотуризма уголков. Принимая во внимание популярность и перспективы экотуризма во всем мире, обратим на него наиболее пристальное внимание.5

    Большие возможности открываются для  экотуризма на северо–западе России  в Карелии, Архангельской и Мурманской областях. Карелию часто называют "легкими Европы". Более половины ее территории занимают леса, еще примерно четверть – озера и реки. Уникальны и природные богатства Северного Кавказа, который представляет собой самую высокую горную цепь России с пятью пиками выше 5 тыс. м над уровнем моря. Самые известные – Эльбрус и Казбек. Здесь расположены четыре заповедника и два национальных парка.

    2. Спортивный и экстремальный туризм – спортивный туризм, который в России принято называть активным туризмом, включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма. Он нацелен на повышение мастерства туристов, совершенствование маршрутов, отработку различных приемов страховки и освоение новых видов снаряжения. В общей сложности на Кавказе, Алтае, Урале открыто и обследовано более 5 тысяч пещер. Самые интересные из них являются туристическими объектами. Это, в частности, пещеры (шахты) Кавказа - Снежная, Меженного, Пантюхина и др. В Пермской области популярны уникальные Кунгурские пещеры и среди них Ледяная, в Челябинской - пещеры Кургузак и Сикияз-Тамакский пещерный комплекс, а в Пензенской области интересны многоярусные лабиринты из келий древних монахов, из которых пока пройдены и доступны туристам только два яруса.

Один  из наиболее массовых видов активного  туризма - лыжный, поскольку на большей  части Российской Федерации снег лежит несколько месяцев в  году. Это не только многодневные походы по лесам, холмам и полям, но и по тайге, тундре, архипелагам и льдам (в том числе в Антарктике), горам.

Информация о работе Внутренний туризм в России