Васнецовское кольцо история и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение историко-культурных мест Кировской области, связанных с жизнью и деятельностью Васнецовых для возрождения туристского потенциала в этих местах.
Задачи:
- изучить и исследовать историю Васнецовского рода в Вятском крае;
- осуществить анализ и оценку туристских ресурсов, связанных с жизнью и деятельностью Васнецовых в Кировской области;
- изучить программу «Вятское Васнецовское кольцо».

Содержание

- ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3-4

I. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВАСНЕЦОВЫХ НА ВЯТКЕ

1.1 Родословная Васнецовых……………………………………………..4-5
1.2 Добрый наставник братьев-художников.
1.3 Вятский период в жизни и творчестве братьев-художников Васнецовых.
II. «ВЯТСКОЕ ВАСНЕЦОВСКОЕ КОЛЬЦО» - ВОЗРОЖДЕНИЕ СТАРИНЫ.
2.1 Основные туристские ресурсы, связанные с деятельностью Васнецовых.
2.1.1 Село Ошеть. Спасская церковь…………………………………..5-6
2.1.2 Село Курчум. Екатерининская церковь…………………………....6
2.1.3 Село Богородское. Вознесенская церковь……………………….6-7
2.1.4 Село Рябово. Предтеченская церковь…………………………....7-8
2.1.5 Село Лопьял. Троицкая церковь………………………………….8-9
2.2 Основные цели программы «Вятское Васнецовское кольцо»……9-10
-ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
- ЛИТЕРАТУРА…………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа краеведение институт.doc

— 1.90 Мб (Скачать)

       Заботами  Михаила Васильевича и его  жены Аполлинарии Ивановны дети росли  в теплой, уютной обстановке, «в общей  семейной радости». Михаил Васильевич был разносторонне развитым человеком, с мягким сердечным характером, любил природу, любил рисовать и хорошо рисовал с натуры. В круг своих занятий он включал и занятия с детьми. Первоначальное образование всем шестерым сыновьям Михаил Васильевич дал дома. Он учил их читать, писать, считать, петь. От отца же они получили первые навыки рисования. «Начал я рисовать с самого раннего детства, – вспоминал Виктор Васнецов впоследствии, – и в самом первом детстве рисовал больше корабли и морские сражения – это за тридевять-то земель от всякого моря. Потом пейзажи и людей (крестьян и проч.) по воспоминанию...» Безусловно, различные таланты, впоследствии проявившиеся в братьях, имеют наследственные корни от дедов и прадедов Васнецовых, Кибардиных, Вечтомовых. В домашней обстановке, под руководством отца, мальчики готовились к поступлению в духовное училище. Слово отца воспитало в них глубокий интерес к знаниям, к окружающему миру. Отец - человек разносторонне образованный - увлекаясь рисованием, поощрял художественные наклонности детей. В семье Васнецовых поощрялись занятия творчеством. Михаил Васильевич  увлеченно занимался живописью, работая над Рябовским пейзажем. Отец был широко образованный человек, он старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. Михаил Васильевич воспитывал в своих детях творческое восприятие мира. Занятие живописью, ставшее семейной традицией, в Рябовском выходило уже за рамки любительского увлечения. Вот что вспоминал В.М. Васнецов о той роли, которую сыграл их отец в развитии художественных способностей своих сыновей: «Когда мы с Аполлинарием  приезжали домой на каникулы, конечно, была радостная встреча. Мать спешила хорошенько накормить, отец после этого начинал проверять, как и чему учились, какие получали отметки. После требовал показать все наши рисунки, очень серьезно их рассматривал, указывая на подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, взрослыми сыновьями, показывал свои работы-рисунки и этюды масляными красками, все виды окружающих село красивых мест».

       Теперь  более подробно остановимся на знаменитых братьях-художниках, наших земляках, которые прожили на вятской земле всю жизнь и внесли в развитие её культуры свою лепту. 

       1.3 Вятский период в жизни и  творчестве братьев-художников Васнецовых 

       Виктор  и Аполлинарий Васнецовы –  оригинальные художники, каждый по-своему выразившие русский дух, русскую идею.

       Виктор  Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников 19 века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую критику своих работ.

       Нельзя  сказать, чтобы он был равнодушен и к популярности, и критике. Но всеми ощущаемая внутренняя сила  в нем как бы поднимала его  и над хвалой, и над хулой. Его  называли «истинным богатырем русской живописи». Это определение родилось благодаря осознанию современниками значительности  личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового направления в русском искусстве, для чего действительно нужны были силы богатырские. Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Когда звучит фамилия «Васнецов», в мыслях возникают сказочные образы Богатырей, ковра-самолета, Аленушки и Cерого волка. Только очень добрый художник мог написать их с такой любовью. «Богатыри», или «Три Богатыря», – самая известная картина, созданная художником Виктором Васнецовым. Этот популярный образ, растиражированный в советское время на ковриках, скатертях и прочих предметах, первым возникает в памяти при мыслях о богатырской силе. «Тройка появилась не случайно, Троица придумана не зря, ведь недаром в каждой русской чайной есть картина «Три богатыря…» Как нет Москвы без Красной площади, так мы не можем представить России без сказочных персонажей Виктора Васнецова.

       Но  для современников «главная заслуга  была в том, что он уничтожал ужасные предрассудки, сковывавшие мнение нашего общества и  в частности наших художников. Он был одним из первых, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные области искусства – театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как «разменивание таланта». Таким образом, очевидно, что обращение Васнецова к различным областям искусства не было свободной игрой бьющего через край творческого начала, а скорее сознательной целенаправленной реализацией постепенно сложившегося у него общественно-эстетического идеала. В становлении этого идеала огромную роль играло происхождение художника и его детские, и юношеские годы. 

       Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.

       Превосходный  мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.

       Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.

       Искусство Васнецова глубоко национально и демократично. Оно питалось источниками, уходящими в самую глубину народной жизни. Русская природа, жизнь народа, его история - основные темы в живописи художника. Замечательный мастер эпического и исторического пейзажа, он также написал несколько научных работ по теории искусства, истории, археологии. Эти работы, интересные сами по себе, способствовали обогащению и углублению содержания его художественных произведений. 

       Вятский период в биографии и творчестве В.М. Васнецова (1848-1926) и Ап.М.Васнецова (1856-1933) определяется со времени их рождения и до осени 1878 года, когда Виктор Михайлович с женой Александрой Владимировной окончательно покинули Вятку, и вслед за ними в Москву переехал младший брат Аполлинарий.

       Виктор  Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны в селе Лопьял Уржумского уезда. Через два дня младенца крестили в местной Троицкой церкви, на крещение к внуку приехала бабушка Ольга Александровна Васнецова из Курчумского. Из 6 братьев одного Виктора одарила она своей милостью – стала ему крестной. В 1850г.  семья переезжает в Рябово. Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в 1856 году в селе Рябово. Первое десятилетие жизни Васнецовых в Рябове было связано с укреплением быта, семьи. В 1854 году закончилось строительство васнецовского дома по городскому образцу, на каменном фундаменте и в пять окон. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. Заботами Михаила Васильевича и Аполлинарии Ивановны дети росли в теплой, уютной обстановке, «в общей семейной радости». По материальным условиям жизнь многодетной семьи напоминала скорее быт крестьянина-середняка. «Я жил в селе среди мужиков и баб, - вспоминал позднее художник В.М.Васнецов, - и любил их не народнически, а попросту,  как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины». [7] Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. Можно сказать, что в глуши наших вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев-резчиков по дереву, мастеров глиняной расписной игрушки, лубочных картинок – пробудило интерес к сказочному творчеству. Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Здесь, на Рябовской земле, возникали замыслы его будущих картин. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

       В доме отца выучились братья читать и писать, петь и считать. Первые навыки по рисованию сыновья также  получили от отца.  В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. В Курчумском у Ольги Александровны Виктор и Аполлинарий увидели «настоящие картины» - бабушкины акварели. Художественный опыт бабушки и отца восприняли братья Васнецовы.

       Непосредственно с Вяткой как губернским городом  братья были связаны с момента приезда Виктора для поступления в учебное заведение. В 1858 году он отдан для учебы в Вятское духовное училище, а затем переведен в семинарию, в которой обучался до 1867 года. Успешно занимаясь в рисовальном классе, Виктор привозил свои рисунки с гипсов, жанровые зарисовки. В творческой среде у Аполлинария тоже возникло желание рисовать, его первые опыты углем и мелом появились на бревенчатых стенах мезонина. Виктор учился уже на высшем богословском отделении семинарии, когда Аполлинарий приехал в Вятку, чтобы повторить путь старшего брата. В 1866 году он поступает в Вятское духовное училище. Способности младшего брата стал умело направлять старший. Он учил его рисунку, зорко следил за формой, техникой и выбором натуры. Все альбомы того времени выполнены под руководством Виктора. В ранних рисунках того периода Аполлинарий запечатлел родное село Рябово, его живописные окрестности, деревенский быт.

       Вятский период для Виктора Васнецова  прерывается летом 1867 года. Не окончив  полного курса семинарии, Виктор уезжает в Петербург для поступления в Академию художеств. Первый год пребывания Васнецова в Петербурге, несомненно, сыграл и свою положительную роль: он жадно впитывал впечатления большого города, принял решение и начал заниматься в Школе поощрения художников. Большое влияние на Васнецова в этот период оказал Илья Николаевич Крамской и его ближайшее окружение. Осенью 1868 года начинает учиться в Академии и оказывается в центре бурной жизни молодых художников. Здесь у него завязалась большая дружба с И.Е.Репиным, М.М.Антокольским.

       Второй  и самый результативный этап пребывания Виктора в Вятке начался с  марта 1870г., когда он приехал поклониться могиле отца и задержался на полгода. Сельского священника М.В.Васнецова , 46 лет от роду, похоронили на церковном кладбище, рядом с его женой, умершей в 1866 году. Осиротела семья Васнецовых, пустынным показался Виктору отчий дом. Тяжело он пережил безвременную кончину своих родителей. Утешением для него стало общение с Рябовскими крестьянами. А с августа 1871г. он на целый год снова поселился на родине, чтобы помочь младшим братьям и самому поправить здоровье. Побывал Васнецов на родине, пожил в отчем доме в Рябове, набрался новых свежих впечатлений. Работы того периода показывают возросшее мастерство начинавшего художника. И в Рябове, и в Вятке Виктор занимался со своим младшим братом, Аполлинарием, в котором разглядел будущего художника. Просмотрев все рисунки брата за последние два года, он понял, что в семье растет еще один художник и решает взять его с собой в Петербург. В Петербурге Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года. Андриолли был человеком весьма прогрессивных взглядов, что не могло не сказаться в дальнейшем на формировании демократического мировоззрения Аполлинария Васнецова. Трехлетнее пребывание  в Петербурге  решительным образом повлияло на  становление Аполлинария как художника и человека. Здесь он познакомился с И.Н.Крамским, И.Е.Репиным, М.М.Антокольским, П.П.Чистяковым, И.И.Шишкиным. Аполинарий мечтает о поступлении в Академию, но у него не было среднего образования. Для получения диплома он в 1875 году возвращается в Вятку и поступает в сельскохозяйственное земское училище. Он продолжает занятие рисованием. По предложению известного издателя Ф.Ф.Павленкова он выполнил иллюстрации для двух книг – «Азбука-копейка» и «Наглядные несообразности». На становление личности в этот период большое воздействие оказали идеи народничества, которое получило распространение и на Вятке. Васнецов сдал экзамены на звание народного учителя и уехал  в село Быстрица Орловского уезда. К учительским обязанностям Васнецов относился с большой ответственностью. Крах идей народничества в конце 70-х годов внесли смятение в душу А.Васнецова. Долгие годы художник размышлял о судьбах русского народа, любовь и преданность к которому он пронес через всю жизнь. Но именно в эти годы творчество Аполлинария приобретает ту художественную направленность, которая основывалась на глубоком интересе к родной истории и культуре.

       В это время Виктор много работает. В 1876 году по совету Репина он едет во Францию  и живет там, около года, изучает  в музеях произведения старых мастеров, знакомится с французским искусством. В 1877 году возвращается в Петербург. В 1878 году он переезжает в Москву, сближается с С.И. Мамонтовым и П.М. Третьяковым и вступает в члены ТПХВ. Москва давно манила к себе художника. Жизнь в Москве складывалась счастливо. В 1878 году А. Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны. "Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, - вспоминал Васнецов, - я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами".

       Уже в первые годы пребывания в Москве у художника появляется особый интерес  к ее архитектурным памятникам, который впоследствии вылился в серьезное увлечение, определившее одну из существенных сторон его творчества.

       В Москве Васнецов начал усиленно заниматься живописью, как бы стремясь наверстать потерянное время. Долгие годы постоянным наставником и по существу его основным учителем был брат Виктор Михайлович. Под его руководством Аполлинарий много и упорно работал, достигая все более заметных успехов.

       Братья  Васнецовы проявляли на протяжении всей жизни друг к другу родственные, дружеские чувства. В проявлении человеческих чувств сказалась способность  любить, воспитанная родителями, окружением с детства. Позднее, странствуя по свету, Аполлинарий всегда переписывался с братом, а с 1892 года они уже были неразлучны. Влияние Виктора на формирование Аполлинария как художника было бесспорно.

       Виктор  и Аполлинарий  Васнецовы –  оригинальные художники, каждый по-своему выразившие русский дух, русскую  идею. Их искусство живо и сейчас, они оставили богатейшее художественное наследие. Их имена занимают  почетное место в истории русского искусства. Они были первыми среди русских художников, раскрывших в своем творчестве всю глубину и красоту народной мудрости, утверждавших гуманизм, глубокую веру в силу и величие своей Родины.

       Умер  Виктор Михайлович 23 июня 1926 года в  Москве, похоронен на Введенском кладбище. Аполлинарий умер 23 января 1933 года и  похоронен недалеко от своего брата.

Информация о работе Васнецовское кольцо история и современность