PR-проект «Развитие регионального туризма в Саратовской области»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Признаком развитости социально-экономической системы региона среди прочих показателей является рекреационное обеспечение, в том числе и туризм. Туризм, как статья пополнения бюджета, является той сферой деятельности, которая при определенных первоначальных затратах достаточно скоро окупается и приносит доход. В Саратовской области существуют все предпосылки к тому, чтобы стать территорией с развитой индустрией туризма. Организация туризма на современном уровне и создание комфортных условий для туристов будут способствовать повышению международного престижа области.

Работа содержит 1 файл

Проект.docx

— 231.25 Кб (Скачать)

     Приволжская возвышенность подходит к Волге  высоким уступом, образуя большое  количество узких глубоких оврагов, часто покрытых деревьями и кустарниками. Недалеко от Хвалынска возвышенность  поднимается до 300-380 м над у.м., образуя так называемые Хвалынские горы, склоны которых покрыты хвойными и лиственными деревьями. Это одно из наиболее живописных мест Поволжья.

     Для того, чтобы убедиться в прелести саратовской земли, лучше отправиться в путешествие по Волге, в речной тур. И тогда вы увидите, к примеру, как в летний день, в раннее утро, в час заката или в лунную мерцающую ночь красивы меловые горы под Саратовом (так называемые Столбичи).

     От  города Вольска километров на сорок  тянутся Змеевые горы. Жил на них в старину громадный змей, да разрубил его богатырь на три части. Окаменел змей и до сих пор камнями лежит вдоль берега. От этих камней вниз, к Саратову, идут Курдюмские горы, Лысые горы, а ниже Саратова вплоть до Камышина – Ушьи горы. Ушьи горы в разных местах носят и названия различные. За селом Барановка стоит гора Семь братьев, а ниже села Золотого – Осиновое лбище, потом липовые горы, и уже у села Лапоть – утес Степана Разина. Напомним, что Степан Разин с войском вступил в Саратов 15 августа 1670 г., и жители встретили его хлебом-солью.

     Разинский утес не отличается от других, на него похожих утесов, но любовь народная к своему герою была столь велика, что заставила народную же фантазию обить одну из пещер утеса бархатом, увешать бриллиантами, поселив в нее освободителя своего – атамана Разина. На вершине бугра, говорится в сказе, стояло кресло слоновой кости, и, восседая на нем, следил Степан Тимофеевич за судами, проходившими внизу. Кстати, вершина утеса плоская, будто срезанная. Большое впечатление производят его отвесные обрывы, которые омываются теперь могучими волнами Волгоградского водохранилища (ширина его, к слову, немалая - около Саратова и Энгельса она достигает 3-7 километров, а в устьях рек Чардыма и Терешки - 10-15 км). С утеса Разина хорошо видна Дурман-гора, сторожевой пост Разинского войска, а меж ними врезалось ущелье-овраг, со всех сторон обросший непроходимым лесом. Его и использовал как тюрьму для недругов Степан Тимофеевич.

     За  Дурман-горой, пониже Щербаковки начинаются живописные обрывы. Будто целый ряд башен подошел здесь к самой реке. Это и есть Столбичи. А у речки Раковки, впадающей в Волгу, красиво двумя террасами, спускается к воде Уракова гора. Получила она имя атамана Урака, у которого Разин сначала в кашеварах служил. И, наконец, у села Широково стоит последний на Волге высокий бугор – Стреляной, замечательный тем, что бравшие подряд у купцов бурлаки отмечали на Волге от Астрахани только три места: «Нам, говаривали они, - только бы вытянуть до Черна яра, Стреляна бугра и Макара-ярмака». Так каждая гора, овраг, дол, лесная чаща, утесы, обрывы наполняются особым смыслом, приоткрывают тайну времен, объясняют происхождение названий тех или иных мест. Сказания при путешествии по реке как будто идут с тобою рядом.

     Первые  полтора-два десятка километров за Саратовом по правому гористому  берегу еще встречаются кое-где  небольшие рощи, но сухость воздуха, который горячей водой заливает пространство, и общий серовато-желтый тон берегов показывают, что начинается царство засушливых степей и приближается зона полупустынь. И наблюдать за сменой зон – занятие увлекательнейшее, поражает воображение.

     Жемчужина Саратовской области – Национальный парк «Хвалынский». В его оздоровительной зоне размещены дома отдыха, санатории, туристические тропы, спортивно-игровые площадки. В рекреационной зоне – прекрасные места для палаточных городков, кострищ. Проходя по маршрутам, туристы могут полностью охватить природную картину парка, увидеть прекрасный лес, скальные обнажения, археологические памятники. Здесь растут сосны, дуб, липа, и наибольшую ценность представляет собой сосна меловая – реликтовая порода, дошедшая до нас с доледникового периода. В целом на территории парка насчитывается до 1500 видов растений. Богат животный мир «Хвалынского», и особенно много редких насекомых: аксалаф пестрый, жук-олень, жук-носорог, медведица-госпожа, пестрянка, бражник дубовый. Почти все виды млекопитающих, обитающие здесь, редкие: выхухоль русская, байрак европейский, косуля европейская, бобр, барсук, заяц-русак, соня лесная и др.

     В Национальном парке «Хвалынский» разработаны интереснейшие экскурсионные программы, среди которых «Пещера монаха», «Путешествие по дну древнего моря», «Страна грибных туманов» и т.д. Экологические тропы приведут вас к меловым обнажениям, озерам с лечебной грязью, яблоневым садам, березовой роще и другим чудесам. Однодневный историко-экологический тур «Атаманова тайна», разработанный в Саратовской области, познакомит вас с легендами и былями края о разбойнике Кудеяре, приведет вас в загадочную Кудеярову пещеру, к вековой мельнице, бобровым плотинам, лосиным тропам и роднику, где хранится ключ от тайника. Вы сможете также побывать в Дьяковском лесу. Это самый южный лес в Европе, который произрастает на песчаных почвах в довольно сложных климатических условиях1.

     Возможностей  для туризма и активного отдыха в Саратовской области достаточно. Но много ли жителей региона знают  о них? Проведенный анкетный опрос  показал, что они осведомлены  лишь о нескольких наиболее развитых парках- таких, как «Хвалынский». Остальные достопримечательности остаются без должного внимания, во многом из-за недостаточного освещения их в средствах массовой информации Саратовской области.

     Для проверки этой гипотезы было решено провести контент-анализ печатных СМИ. В выборку попали три региональных издания: «Новые времена», «Неделя области» и «Саратовский взгляд».   

       

     Как видно из представленной выше диаграммы, наибольшей популярностью в газете «Новые времена» пользуется тема отношения  властей Саратовской области  к региональному туризму. Как известно, региональный туризм в нашей области не пользуется особой популярностью, поэтому первый шаг на пути его развития - наладить контакт с властью. Именно эту тему чаще всего и освещает это издание(25%). На втором по частоте упоминания месте стоит не менее важный вопрос развития туризма в области(20%). Следующее место занимает тема пешего туризма. Как видно из проведенного анкетного опроса, она так же является одним из самых развитых направлений туристской деятельности в Саратовской области. Соответственно, ей уделяется немалое внимание на страницах издания «Новые времена» (20%). Так же часто упоминается горный туризм, в частности активно продвигаемый Хвалынский курорт. Совсем мало материалов отведено темам религиозного, рыболовного, пляжного и охотничьего туризма. Вызывает удивление, что достопримечательности Саратовской области так мало освещаются на страницах данного издания(3%). 

     

     Распределение суждений в газете «Неделя области»

     Чаще  всего в данной газете упоминается  тема развития туризма в Саратовской  области. Так же много статей посвящено  тому, что власть уделяет большое внимание туристскому потенциалу региона и стремится его развивать(35%). Однако нескольким видам отдыха, таким как религиозные, пешие путешествия, горные восхождения, рыболовство и охота, не посвящено ни единой статьи. 

     

Распределение суждений в газете «Саратовский взгляд» 

     Больше  всего публикаций на тему туризма  в данной газете посвящено его развитию(23%). В отличие от предыдущих проанализированных изданий в «Саратовском взгляде» уделяется достаточно внимания местным достопримечательностям, а это первый шаг на пути продвижения активного отдыха в регионе. Однако, как и в двух других газетах, рыболовству и охоте в Саратовской области не посвящено ни единой статьи. 

       

     Из  совокупной диаграммы по трем газетам  видно, что наибольшее внимание уделяется  теме развития туризма.  Так же часто  освещается тема участия властей  области в туристских мероприятиях и программах. Реже всего говорят  о религиозном туризме, а так  же рыбалке и охоте. 

     

     «Новые  времена»

     Как видно из данного графика, в основном в издании преобладают положительные и нейтральные суждения. Статьи негативной направленности посвящены только развитию туризма в Саратовской области. 

     

     «Неделя области»

     Это печатное издание придерживается нейтральной  политики в своих публикациях. В  частности, больше всего нейтральных  материалов было посвящено необходимости  развития туризма в Саратовской  области(23%). Однако нельзя сказать, что издание охватывает все возможные варианты отдыха в регионе. Про некоторые виды туризма совсем не упоминается. 

     

     «Саратовский  взгляд» 

     Как можно заметить из этой диаграммы, нейтральной  оценки данного издания заслужили  только действия властей. В остальном  «Саратовский взгляд» придерживается умеренно-положительного направления  в своих публикациях. Много внимания уделяется теме развития туризма, она неоднократно поднималась на страницах газеты.

     Итак, делая выводы из всего контент-анализа, можно сказать, что о туризме саратовские СМИ говорят, но количество публикаций явно не отражает всех возможностей отдыха в области. Как правило, негативных оценок заслуживают лишь действия правительства в данной сфере. Что же касается достопримечательностей региона и проводимых мероприятий, то они оцениваются положительно. Из всех материалов, посвященных туризму в Саратовской области, преобладающее большинство принадлежит статьям о необходимости развивать местный активный отдых и активно информировать население о нем. 
 
 
 

Ивент- анализ

     Информационная  база: сообщения печатных СМИ в  период с января по декабрь 2010 года , сайт Министерства спорта и туризма Саратовской области, сайты общественных организаций города Саратова.

     Объект  исследования: действия, направленные на продвижение активного отдыха и туризма в Саратове и Саратовской области.

Акторы:

  • Министерство спорта и туризма Саратовской области
  • Общественные организации
  • СМИ

Виды действий:

  • Законодательные (З);
  • Информационные (И):
  • Физические (Ф):

    -  (Ф1)- досуговые (фестиваль, поход, соревнования и т.д.);

    - (Ф2)- деловые (конференция, брейн-ринг, деловая встреча и т.д.)

   Источники:

www.saratovsport.ru;

www.extreme64.ru 
 
 
 
 
 
 
 

Интерпретация результатов.

     В исследуемый временной интервал (с января по декабрь 2010 года), судя по полученным в результате исследования данным, законодательная активность Министерства спорта и туризма Саратовской  области была сравнительно не высока. Наибольший пик активности пришелся на май и сентябрь. В это время  были приняты документы, утверждающие порядок проведения спортивных и  туристических мероприятий в  Саратове и области. В марте и  апреле таких документов не принималось  вообще. В целом, за исследуемый временной  промежуток активность этого актора находилась на невысоком уровне.

     Что же касается динамики активности СМИ  в данном периоде, можно сказать, что туризм и участие властей в его развитии в Саратове освещается довольно полно. Пики активности приходятся на июнь - июль и декабрь. В эти периоды СМИ освещали возможности активного отдыха в Саратовской области, а так же проведенные мероприятия. Наибольшее количество публикаций связано с периодом отпусков у населения, а так же с новогодними каникулами. Как известно, именно в эти временные промежутки увеличивается спрос на услуги туроператоров, а значит СМИ региона оперативно реагировали на потребности жителей Саратовской области. В остальные временные отрезки СМИ в основном печатали отчеты о уже проведенных туристских мероприятиях, а так же поднимали тему недостаточного развития туристских услуг в регионе.

     Активность общественных объединений в Саратове находится на самом высоком уровне по сравнению с другими акторами. Причем они как проводят различные досуговые мероприятия, так и информируют общественность о них. Пик информационных сообщений пришелся на февраль и май, досуговых - на май и сентябрь. В эти периоды наблюдается совпадение активности со средствами массовой информации, а значит, общественные объединения поддерживают с ними тесный контакт, а СМИ заинтересованы в освящении этой темы.

Информация о работе PR-проект «Развитие регионального туризма в Саратовской области»