Использование средств мультимедиа на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:47, доклад

Описание работы

В современном образовании большое внимание уделяется новым информационным технологиям. Мультимедийные технологии – это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе. Они имеют целью создание продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими эффектами, включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления».

Работа содержит 1 файл

Использование мультимедиа на уроках.docx

— 28.12 Кб (Скачать)

Использование мультимедийного электронного пособия на уроках трудового обучения    

В современном образовании  большое внимание уделяется новым  информационным технологиям. Мультимедийные технологии – это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе. Они имеют целью создание продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими эффектами, включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления».

Сейчас многие говорят  об электронных учебниках, но не многие понимают, что это такое, зачем  это нужно, как с этим работать и, тем более, как правильно создать  качественный электронный учебник  или учебно-методический комплекс.

Процесс информатизации образования предполагает внедрение  компьютерных технологий в учебный  процесс. Мультимедиа-технологии находят  свое применение в электронных учебниках, учебно-методических комплексах, виртуальных  лабораториях, творческих средах и  т.д., которые за последнее время  приобрели неслыханную популярность и стали все больше применяться  в учебном процессе наряду с традиционными  печатными учебниками.

Разработка электронных  изданий во многом может способствовать решению проблемы обновления и актуализации учебного материала, а также своевременного обеспечения обучаемых необходимыми учебными пособиями.

Кроме того, компьютерные технологии, применяемые при разработке электронных учебных средств, позволяют  наделить их многими дидактическими возможностями, которые невозможно реализовать в традиционных печатных учебниках.

В современных условиях, когда государство проводит кампанию компьютеризации всей системы образования  страны, возникает потребность в  разработке методики обучения школьников с применением новых информационных технологий.

В связи с этим важным перспективным направлением развития системы образования является внедрение  модифицированных программ на основе ИКТ.  Только тот педагог, который сам создает свои авторские  проектные разработки, имеет больше шансов успешно работать в современном  образовательном пространстве в  режиме проектно-исследовательской, эвристической  деятельности со школьниками. Стоит  отметить, что сегодня многие педагоги самостоятельно готовят медиаподдержку для своих занятий. Причин этому много, но основной причиной можно назвать желание педагогов работать в режиме собственного авторского стиля.

Внедрение новых  информационных компьютерных технологий (ИКТ) меняет традиционный взгляд на образование, помогает преодолеть противоречие между  активным использованием различных  педагогических технологий и недостаточным  ростом эффективности обучения. ИКТ  направлены на интенсификацию образования, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов  организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

ИКТ на предметных уроках

Основной целью  использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности  урока. К достижению данной цели мы идем через реализацию следующих  задач:

 повышение мотивации  обучения;

 развитие познавательной  активности учащихся;

 стимулирование  самостоятельности учащихся при  подготовке к урокам;

- повышение качества  образования;

- совершенствование  форм и методов организации  учебного процесса.

На своих уроках мы используем компьютер как:

•    средство для предоставления учебного материала  учащимся с целью передачи знаний;

•    средство информационной поддержки учебного процесса;

•    дополнительный источник информации;

•    средство для определения уровня знаний и  контроля над усвоением учебного материала;

•    универсальный  тренажер для приобретения навыков  практического применения знаний.

Мультимедиа позволяет  готовить к урокам разные продукты: тесты, разноуровневые задания, проекты, исследования, рефераты, доклады, небольшие сообщения, буклеты, презентации, электронные учебники. Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению документации учителя (списки, планирование, конспекты занятий).

Доступность обращения, широкие возможности компьютера, качественный подбор программного обеспечения  по предмету позволяет использовать персональный компьютер на уроках, активизируя учебный процесс, помогая  учащимся реализовать в той или  иной мере свой  скрытый интеллект  и творческий потенциал. Систематическое  использование компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как  средства обучения, развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес  к изучаемому учебному материалу  и предмету в целом. Грамотное, обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества  обучения и сформированности  ключевых и предметных компетенций школьников.

Повышать мотивацию  необходимо за счёт создания игровых  ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного  внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют  от учителя много времени и  терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие  уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.

Я использую в  своей работе ИКТ уже несколько  лет.  На первом этапе мною ставилась  задача знакомства и освоения программного обеспечения и возможностей Интернет - пространства. Далее моя деятельность была направлена на разработку методического  сопровождения,  применения данных технологий в различных вариантах  деятельности учащихся.

Остановлюсь подробнее  на некоторых из них, апробированных мною и давших положительный результат:

Презентация в автоматическом режиме – сопровождение школьной лекции на уроке погружения в новую  тему, сообщения учителя или ученика  при введении нового материала.

Презентации – проекты  учащихся, созданные ими самостоятельно к уроку или на уроке.

Презентация – сборник  учебно-методического  материала  к изучению большой темы, раздела  курса,   который   можно использовать  по  частям   на  разных   уроках   в     разных   классах).

Компьютерная презентация  служит методическим стержнем медиаурока,   помощником в организации учебной деятельности детей,  в развитии речевых компетентностей учащихся.

На  уроке с  использованием  современных технологий: Интернет, презентация, демонстрация видеосюжетов из видеофильма, учебное электронное  пособие , - были сняты многие  негативные моменты: минимум бумаг, минимум хождений по классу, чёткость и наглядность хода урока. Композиция урока наглядно отражена в сюжетах, предлагаемых на слайдах презентации, что способствует лучшему представлению учебного материала.    Использование компьютерных технологий позволило мне вовлечь детей в активную работу и подвигнуть их  к стремлению овладеть необходимыми знаниями. 

Различные формы  изложения электронного учебного материала  позволяют учитывать индивидуально-психологические  характеристики личности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию, интенсификации процесса обучения и  повышению качественного уровня знаний.

Поурочное  планирование предмета в каждом классе, я составляю  с учетом использования ИКТ: стараюсь готовить к  уроку презентацию, подбираю мультимедиа приложения для самостоятельной  работы с теорией, готовлю тесты  обучающего и контролирующего характера, которые позволяют мне оперативно определить уровень восприятия и  понимания изучаемого материала  с использованием ПК. Ребятам самим  становится интересно проверить, что  же они смогли усвоить на уроке, а  что осталось для них «загадкой», которую предстоит  разгадать. Это  своеобразная рефлексия урока.

Урок в компьютерном классе с возможностью выхода в Интернет

В последнее время  современное обучение немыслимо  без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал  образовательных услуг. Это и  электронная почта, и  поисковые  системы, которые  универсальны для  использования, как на уроке, так  и во внеурочное время.

Но на сегодняшний  день главными проблемами, затрудняющими  эффективное использование этих огромных ресурсов в школьном и дополнительном образовании, являются, с одной стороны, недостаток знаний и опыта работы с современными технологиями у большей  части педагогического сообщества, с другой стороны, отсутствие методических рекомендаций по использованию данных технологий в преподавании предметов. Совершенно особой проблемой является организация педагогической поддержки  учебно-воспитательного процесса средствами Интернет. Очевидно, что глобальная информационная сеть представляет собой  ресурс, значительно больший, чем  содержание школьного обучения, максимально  разнообразный. Но, в то же время, этот ресурс разноплановый, «разнокачественный», зачастую обладающий внешней убедительностью, но внутренне противоречивый  и требующий проверки его достоверности.

В нашей школе  есть возможность проведения урока  в компьютерном классе, подключенном к Сети.

Здесь вариантов  работы может быть великое множество:

Обзорная лекция с использованием Интернет-ресурсов (предполагает свободную Интернет-навигацию учителя). Режим «Справочного бюро». Довольно часто в процессе урока возникают ситуации, при которых просто необходимо воспользоваться справочной информацией. И «живой Интернет» позволяет понять, что все знания мира – рядом.

Виртуальная экскурсия. (В частности, знакомство с Музеем). К сожалению, значительная часть  школьников, проживающих в малых  городах и в небольших поселках, очень редко бывает в музеях. Решить эту проблему хотя – бы частично помогают виртуальные экскурсии. 

Образовательные игры. Чаще всего, подобные игры связаны с  поиском какой-либо информации.

Хотелось бы освоить: чат или телеконференция по форме  проведения, в значительной степени, напоминает урок-конференцию, но допускает  существенно большее число участников.

Последнее обновление ( 23.03.2010 )  

Тестовые задания  на уроках труда и их роль в развитии технологической грамотности учащихся    

Основной целью  учебного предмета «Трудовое обучение»  является формирование у учащихся общетрудовых и технико-технологических знаний, умений, навыков, готовности к профессиональному самоопределению; освоение ими в процессе обучения опыта общетрудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, способствующего социализации личности учащихся, подготовке к осознанному профессиональному выбору. Значит, одной из главных задач на уроке труда является развитие технологической грамотности.

В своей практической работе учителю важно учитывать, что одним из основных компонентов  обучения и развития является контроль качества усвоения учащимися знаний и умений. Главное его назначение состоит в том, чтобы установить степень достижения учащимися обязательного  уровня технологической подготовки, получить объективную информацию о  характере познавательной деятельности школьников, трудностях и типичных ошибках в их работе, определить обусловившие их причины, выявить эффективность  организации, методов и средств  обучения. 

В школьной практике используют разные виды контроля, но в  связи с ограниченностью времени, выделенного на контроль, тесты и  тестовые задания являются наиболее эффективными способами проверки и  оценки знаний учащихся.

Рассматривая тестирование как метод педагогического контроля, целесообразно остановиться на понятиях «тест», «тестовое задание», которые  нередко отождествляются, хотя являются совершенно разными видами педагогической продукции. Тест всегда состоит из тестовых заданий, однако не каждый набор тестовых заданий является тестом.

Различия в понимании  сущности тестов порождают различия в отношении к тестам. Зачастую мы сталкиваемся со стереотипным определением «теста» как задания на выбор  правильного ответа из числа предложенных. Однако, как уже было отмечено, виды тестов отнюдь не ограничиваются данным видом тестовых заданий. Тестовые задания  должны образовывать систему.

На наш взгляд, можно дать следующее определение: тест – система заданий специфической  формы, применяемая в сочетании  с определенной методикой измерения  и оценки результата.

Тестовое задание  – это диагностическое задание  в виде задачи или вопроса с  четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий.

Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации  тестовые задания можно разделить  на две группы:

Информация о работе Использование средств мультимедиа на уроках технологии