Интеллектуальные консультационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:55, реферат

Описание работы

Компьютеризацию человеческой деятельности в целом можно считать
наиболее значимой особенностью, характеризующей научно-технический
прогресс всего человечества второй половины ХХ века. Под термином
компьютеризация скрываются множество различных определений. Но если
взять из них из них самое основное, то можно сделать вывод, что под этим
термином понимается широкое внедрение в нашу повседневную жизнь
компьютерной техники, специального программного обеспечения и
математических методов.

Содержание

1.Введение.
2.Информационные системы.
3. Элементы юридической деятельности.
4. Консультационные системы.
5. Информационно-правовые системы и интеллектуальные юридические консультационные системы.
6.Заключение.
7.Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по компьютерным технологиям.docx

— 31.41 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации Тамбовский Государственный  Технический Университет.

 

 

 

 

     Академия параллельного обучения.

 

 

 

Реферат

Тема: Интеллектуальные консультационные системы.

 

 

 

                                                                  

                                                                  Выполнил студентка гр. Ю-31а

                                Суслина Анастасия.

                                         Проверил: Тетушкин В.А

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2010 год.

Содержание.

 

1.Введение.

2.Информационные системы.

3. Элементы юридической деятельности.

4. Консультационные системы.

5. Информационно-правовые системы и интеллектуальные юридические     консультационные системы.

6.Заключение.

7.Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Компьютеризацию человеческой деятельности в целом можно считать 
наиболее значимой особенностью, характеризующей научно-технический 
прогресс всего человечества второй половины ХХ века. Под термином 
компьютеризация скрываются множество различных определений. Но если 
взять из них из них самое основное, то можно сделать вывод, что под этим 
термином понимается широкое внедрение в нашу повседневную жизнь 
компьютерной техники, специального программного обеспечения и 
математических методов. Все это применяется для сбора, хранения и 
переработки информации, для наиболее эффективного процесса обучения, а 
так же для получения различного рода информационных и вычислительных 
услуг. Сегодня практически нет такого вида человеческой деятельности, 
где бы в той или иной мере не использовались компьютеры. По мнению 
некоторых авторов, которые задумывались над смыслом процесса 
компьютеризации, этот процесс есть не что иное, как «великий водораздел 
в истории человечества, сравнимый по своему значению лишь с первым 
великим разрывом исторической преемственности – переходом от варварства 
к цивилизации...» 
Если говорить непосредственно о юридической деятельности, то с приходом 
новых информационных технологий она значительно рационализировалась. В 
юридической деятельности, как и во многих других видах деятельности, 
огромную роль играет совершенствование методов передачи, получения, 
хранения и переработки информации. Ведь правильная организация труда в 
значительной мере ускоряет его. Что же касается механизации юридической 
деятельности, то такие нововведения XIX и XX веков, как телефонная и 
радиосвязь, фото-, кино- и видеосъемка, звукозапись и другие средства 
получения и фиксации информации в значительной мере способствовали ее 
оптимизации и повышению эффективности. При этом исключительное 
многообразие задач, возникающих в юридической практике, позволяет 
задействовать весь спектр информационных технологий (от обычных 
текстовых редакторов до автоматизированных информационных систем и 
«систем-консультантов», которые могут синтезировать определенный ответ 
после введения некоторых параметров). Математические методы начали 
использоваться в юридической деятельности еще задолго до появления 
компьютеров. Их использование было определено несколькими 
обстоятельствами: во-первых, при использовании компьютеров повышается 
точность и объективность результатов исследований, на основании которых 
принимаются какие-либо важные решения, а, во-вторых, они обеспечивают 
полноту и всесторонность исследования.

1.Информационные  системы. 
 
Приступая к рассмотрению систем информации необходимо для начала 
определить эти два понятия. Информацию определить словами довольно 
сложно, это довольно тонкая материя, хотя и распространенная абсолютно 
повсеместно. Для начала можно процитировать, как определяли это понятие 
в середине ХХ века. Основатель кибернетики Норберт Винер определял его 
следующим образом: «Информация – это обозначение содержания, полученного 
из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и 
приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования 
информации является процессом нашего приспособления к случайностям 
внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде». Вообще информацию 
в большой степени можно отнести к философским понятиям из-за ее трудной 
определяемости и возможности длительных рассуждений о ней. Причем в 
результате этих размышлений можно очень много сказать, но толком ничего 
не определить. Такое свойство, на мой взгляд, неприменимо к техническим 
и математическим понятиям, которые должны легко и четко определяться. 
Если составить самую простую схему передачи информации, предложенную в 
середине ХХ века Клодом Шенноном, то получится, что она состоит из 3 
компонентов: источника, канала передачи и приемника информации. С виду 
эта схема предельно проста, но на самом деле весьма глубокомысленна и 
позволяет понять природу информации. 
 
Слово система принято понимать как синоним совокупности, комплекса 
определенных реальных объектов. В юридической деятельности это понятие 
используется во многих выражениях: «система норм права», «система 
доказательств» и т.д. Под ними понимается определенным образом 
упорядоченное множество элементов, которые связаны между собой и в 
совокупности образуют нечто целое. Для информационных систем характерны 
определенные признаки: 
 
Они представляют собой упорядоченную (а не хаотическую) совокупность 
элементов. Для иллюстрации этого свойства можно привести в пример 
совокупность деталей, из которых состоит автомобиль, сложенных в одну 
кучу, но при этом не образующих автомобиль как функционирующую систему. 
Так и совокупность всех норм любого кодекса, к примеру, гражданского, 
не образуют систему, называемую «Гражданским кодексом». 
 
Все элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках этой 
системы. Однако каждый ее элемент в определенной степени самостоятелен и 
может рассматриваться как своеобразная подсистема. 
 
Информационная система как единое целое выполняет определенную функцию, 
которая не может быть сведена к функциям каждого отдельно взятого ее 
элемента. То есть существование любой информационной системы 
обеспечивается потребностью в ней, и совокупность ее элементов может 
отличаться по функциям от отдельных элементов. 

2.Элементы юридической  деятельности. 
 
Важным элементом в юридической деятельности является сбор статистической 
информации. Обработка этой информации связана с объединением данных, их 
группировкой, сортировкой и анализом полученных денных. Статистический 
анализ включает в себя определение средних значений, построение графиков 
и гистограмм, нахождение функциональных зависимостей и т.п. В качестве 
примеров можно привести расчеты, связанные с обработкой анкет при 
проведении социально-правовых исследований. Для достоверности решения 
задач такого типа большое значение имеют способ сбора статистических 
данных и способ их ввода в вычислительную систему. Обычно ввод данных 
требует значительных затрат времени, но автоматизация обработки 
собранных данных приводит в конечном итоге не только к его компенсации, 
но и обеспечивает достоверность получаемых результатов. 
 
Огромную роль в юридической деятельности играет создание баз данных. 
База данных представляет собой определенное количество сведений. Для 
того, чтобы этими сведениями воспользоваться необходима система 
управления базами данных – СУБД. На сегодняшний день существует довольно 
много различных СУБД. Их использование определяется прежде всего 
наличием удобного интерфейса и легкого ориентирования в том или ином 
массиве данных. Поэтому предпочтение той или иной СУБД является довольно 
субъективным. Большая часть СУБД предназначена для пользователей, не 
имеющих знаний в области программирования. Важно отметить, что СУБД 
обрабатывает однотипные данные, которые заранее структурированы и 
формализованы пользователем. Важнейшими понятиями в базах данных 
являются поле и запись. Поле – это неделимая логическая единица данных, 
характеризующаяся именем, типом и точностью. Запись – это совокупность 
полей, объединенных общим признаком. Вот один из примеров БД: 
 
Фамилия Дата показаний Информативность Возраст Домашний адрес 
 
Иванов        26.12.90                 да                   25      Москва, Васильевская 9-16 
 
Сидоров      27.12.90                нет                  15        Москва, Качалова 3-7 
 
Петров        27.12.90                 да                  30         Ленинград, Горького 11-5 
 
В приведенном примере каждая часть информации, расположенной под меткой, 
является полем, а вся информация в отношении конкретного лица – запись. 
В данном примере был показан сбор статистических личностных данных. 
Наиболее же важное место в юридической деятельности занимают готовые БД 
по законодательству. 
 
Сегодня на отечественном рынке предлагается значительное количество 
правовых БД, выпускаемых различными фирмами. Учитывая то, что 
правотворческая активность наших законодателей чрезвычайно высока, можно 
с уверенностью сказать, что потребность в правовых СУБД будет постоянно 
увеличиваться. В связи с этим одной из важнейших особенностей правовых 
БД является их постоянная изменяемость. Сами же по себе СУБД служат 
очень хорошим подспорьем для современного юриста, так как содержат самую 
необходимую для него информацию – свежие законы.

 
3.Консультационные системы. 
Оригинальным примером информационных систем в юридической деятельности 
являются так называемые консультационные системы. Они предназначены для 
моделирования правовых рассуждений на основе введенных данных. Проблема 
использования таких систем очень спорна и дискуссионна, однако 
интеллектуальные консультационные системы (ИКС) все же создаются. Лично 
я считаю, что создать полноценную программу для решения всех правовых 
вопросов на данном этапе развития компьютерных технологий будет 
невозможно. Дело в том, что решение правовых вопросов зачастую не 
ограничивается только учетом формальных фактов или событий, существуют 
еще множество других факторов, которые способен учитывать только 
человек. Жизнь – явление чрезвычайно разнообразное, предусмотреть и 
регламентировать все возможные жизненные ситуации просто нельзя. Даже 
люди, веками накапливавшие опыт судебных разбирательств, зачастую 
неспособны вынести справедливое решение. Юриспруденция существует для 
того, чтобы регулировать правовые отношения между людьми а в 
человеческих отношениях способны разобраться только сами люди.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется  термин "правовая информация". К  правовой информации, которая необходима бывает юристу для справки, относятся прежде всего правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы толкования и реализации правовых норм, изучения практики применения этих норм.

То есть правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с  ним справочных, нормативно-технических  и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию в  зависимости от того, кто является её "автором" (то есть от кого она  исходит) и на что она направлена, можно разделить на три большие  группы: официальная правовая информация, информация индивидуально-правового  характера и неофициально-правовая информация. Информационно-правовые системы необходимы для получения правовой информации организациям и гражданам для решения задач правотворчества и реализации права.

Существующие в настоящее  время системы правовой информации можно разделить на два класса: информационно-правовые системы и  интеллектуальные юридические консультационные системы.

 

4.Информационно-правовые системы и интеллектуальные юридические консультационные системы.

Информационно-правовые системы  в зависимости от характера содержащейся в них правовой информации подразделяют на документальные и фактографические системы. Документальные информационно-правовые системы содержат тексты документов: нормативно-правовых актов, актов применения права, других документов, принятых государственными органами. Фактографические информационно-правовые системы содержат ненормативную  правовую информацию, данные криминалистического  учёта, статистические и социологические  данные, необходимые для решения  юридических задач. Пользователь информационно-правовых систем самостоятельно осуществляет обработку  полученной информации, толкование права, вырабатывает соответствующую нормам права линию поведения. В отличие  от информационно-правовых систем интеллектуальные юридические консультационные системы  осуществляют моделирование рассуждений  юристов при решении задач  профессиональной деятельности. Результатом  работы таких систем является решение  юридической задачи с её обоснованием: информация о правовом статусе (правах и обязанностях) субъектов правоотношения, рекомендуемая линия поведения.

Интеллектуальные юридические  консультационные системы, решающие задачи на уровне экспертов в определённой области юридической деятельности, называются экспертными юридическими компьютерными системами. Такие  системы используются в тех случаях, когда необходимо решить юридическую  задачу человеку, не имеющему необходимой  юридической подготовки, либо юристу, встречающемуся с задачей, выходящей  за пределы его профессиональной подготовки. Также экспертные  юридические  системы  применяются для обучения студентов юридических факультетов  и для повышения квалификации юристов. В настоящее время в России созданы и используются различные системы правовой информации.

 
 
Это была одна точка зрения. Другая же состоит в том, что хорошо 
составленная программа может и должна давать полноценные юридические 
рекомендации в том или ином правовом вопросе. Машина в плане точности и 
учета всех обстоятельств дела гораздо совершенней человека, у которого 
очень много слабостей. Человеку свойственно одно особенное качество, 
которое неприменимо к компьютеру – это способность забывать. Накопленный 
человечеством опыт может быть утерян, если не будет твердо где-нибудь 
зафиксирован, чего не произойдет с машиной. «Errare humanum est» – 
человеку свойственно ошибаться – так говорили еще древние философы. 
Вероятность же ошибки машины практически равна нулю. С другой стороны, у 
человека есть такое малоизученное свойство, как интуиция. Она пока еще 
необъяснимым путем позволяет делать довольно правильные выводы, в 
условиях дефицита информации. Именно это свойство используется в 
юридической деятельности при вынесении определенного решения. Пока это 
явление окончательно не изучено, пока люди сами не поняли его сущность, 
они не смогут научить компьютер им пользоваться.

 

 

Методом решения данной проблемы является разработка и использование  интеллектуальных юридических консультационных систем. К сферам применения таких  систем относятся следующие:

  • составление юридических документов.
  • интерпретация закона и прогноз юридических последствий предлагаемых действий.
  • помощь в законотворчестве (проверка проектов нормативно-правовых актов на противоречивость действующему законодательству и т.д.).
  • планирование работы юриста и наблюдение за законодательством.
  • ведение исковых дел.

Информация о работе Интеллектуальные консультационные системы