Информационные технологии управления в налоговой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:55, контрольная работа

Описание работы

Принятием поправок к ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации это препятствие устранено, и теперь налогоплательщик вправе выбирать: подавать отчетность в электронном виде по каналу связи или по-прежнему стоять в очереди в налоговой инспекции. Следует помнить, что системы информационного взаимодействия подразумевают единый подход к процедуре представления отчетности и строгое соблюдение правил, ее описывающих. Даже небольшое отклонение приведет к тому, что стороны информационного взаимодействия перестанут понимать друг друга, а, следовательно, «взаимодействия» не произойдет.

Содержание

Введение……………………………………………………..........ст. 3


Основная часть

2.1. Характеристика системы представления налоговых
деклараций в электронном виде........................................……………..ст. 4
2.2. Условия перехода на систему представления электронных
налоговых деклараций.............................................................................ст. 7
2.3. Последовательность действий при отправке отчетности в
электронном виде………………………………………………….…….ст.9



Заключение………………………………………………......…ст. 15



Список использованной литературы……………………….....ст. 16

Работа содержит 1 файл

конт р иформ тех управления.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     · налогоплательщик, получивший свой файл отчетности с двумя ЭЦП, также сохраняет его в архиве для предъявления при возникновении спорной ситуации по поводу содержания документа;

     · на сервере электронной почты оператора фиксируется факт поступления электронного документа в адрес налоговой инспекции и формируется подтверждение оператора – электронный документ, содержащий дату и время сдачи отчетности, подписанный ЭЦП оператора и зашифрованный;

     · оператор высылает подтверждения, содержащие дату и время сдачи отчетности, и налогоплательщику, и налоговой инспекции. Эти подтверждения подписаны ЭЦП оператора и не могут быть произвольно изменены. Налогоплательщик и налоговая инспекция подписывают эти подтверждения своими ЭЦП и отправляют оператору, одновременно сохраняя их в своих архивах для предъявления в случае возникновения спорной ситуации по поводу даты сдачи отчетности;

     · кроме того, в налоговой инспекции файлы с формами отчетности перед обработкой проходят входной контроль на соответствие требованиям формата. По результатам входного контроля формируется протокол, который подписывается ЭЦП налоговой инспекции и также отправляется налогоплательщику.

     Таким образом, налогоплательщик, пользующийся системой сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи, может считать цикл сдачи отчетности полностью выполненным, если он имеет:

     · подтверждение оператора, подписанное ЭЦП оператора и самого налогоплательщика;

     · файл отчетности, подписанный ЭЦП самого налогоплательщика и налогового органа;

     · протокол, подписанный ЭЦП налогового органа, о результатах проверки на соответствие формату.

     При сдаче отчетности в налоговые  органы по электронной почте применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ) — комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированные в соответствии с действующим законодательством — шифрование и ЭЦП.

     Электронная цифровая подпись, как следует из определения, приведенного в ст. 3 Закона N 1 -ФЗ, — это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты документа от подделки, позволяющий не только идентифицировать подписавшееся лицо, но и установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

     Для использования ЭЦП необходимо наличие  двух ключей: закрытого и открытого. Ключи представляют собой уникальные, взаимосвязанные друг с другом последовательности символов, используемые для шифрования, расшифровки, снабжения документа электронной цифровой подписью и ее проверки. Единственный законный обладатель закрытого ключа — владелец ЭЦП. Открытый ключ может быть известен любому получателю или потенциальному отправителю электронного документа.

     Владелец  ЭЦП должен сначала подписать  документ с использованием своего закрытого ключа, затем зашифровать открытым ключом получателя и отправить. Для прочтения получатель сначала расшифровывает документ своим закрытым ключом, затем проверяет авторство и сохранность текста, используя открытый ключ отправителя.

     Получить  закрытый ключ (для шифрования) или  сертификат ключа подписи с открытым ключом (для расшифровки) любой участник информационной системы может в удостоверяющем центре. В России порядок создания удостоверяющих центров общего пользования пока не разработан. В настоящее время система сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде является «закрытой», поэтому выполнять функции удостоверяющего центра самостоятельно имеет право сертифицированный оператор связи при получении лицензий Минсвязи России и ФАПСИ. При этом полученные налогоплательщиком открытый и закрытый ключи будут действительны только для обмена информацией с налоговой инспекцией.

     Для работы со средствами криптографической  защиты руководителем организации  назначаются уполномоченные лица, которые  несут персональную ответственность за сохранение в тайне содержания закрытых ключей ЭЦП, конфиденциальной информации, ставшей им известной в процессе работы со средствами криптографической защиты, и обеспечение условий хранения ключевых носителей.

     В случае утраты закрытого ключа, разглашения, несанкционированного копирования, увольнения сотрудника, имевшего доступ к ключевым носителям, и т. п. налогоплательщик должен немедленно сообщить об этом оператору связи, используя пароль, содержащийся в специальной карточке отзыва ключа. Получение новых ключей осуществляется также у оператора связи уполномоченным представителем организации.

     Таким образом, использование электронной  цифровой подписи документа обеспечивает:

     - сохранение конфиденциальности  переписки;

     - однозначность идентификации налогоплательщика, приславшего файлы отчетности;

     - защиту файлов отчетности от  несанкционированных исправлений.

     Оператор  связи – компания, предоставляющая налогоплательщикам и налоговым органам следующие услуги:

     - поддержка обмена электронными  документами — электронная почта, мониторинг выполнения регламента электронного документооборота, подтверждение даты сдачи отчетности;

     - распространение СКЗИ в системе  и управление ключевой информацией – создание, сертификация и распределение в системе ключей СКЗИ, плановая и внеплановая замена ключей;

     - поддержка актуальных форматов  налоговых деклараций и форм  бухгалтерской отчетности.

     Согласно  Методическим рекомендациям выбор  специализированных операторов связи  осуществляет региональное управление по налогам и сборам.

     Оператором может стать любая коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям Методических рекомендаций: наличие ряда лицензий ФАПСИ, Минсвязи России, сертификатов программных средств, телекоммуникационной инфраструктуры и др. Свои функции специализированные операторы выполняют на основе соглашений с налоговыми органами. Например, в московском регионе действует пока только один специализированный оператор связи — ООО «Такском».

     Налоговый орган действует в следующем  порядке:

     1) в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента получения отчетности в электронном виде:

     - подтверждает подлинность ЭЦП  налогоплательщика;

     - формирует квитанцию о приеме  отчетности в электронном виде (т.е. заверяет полученную отчетность  ЭЦП налогового органа) и направляет ее налогоплательщику;

     - проверяет полученную отчетность  на соответствие утвержденному  формату и формирует протокол  входного контроля отчетности;

     - направляет налогоплательщику протокол  входного контроля;

     2) сохраняет на сервере второй  экземпляр квитанции о приеме отчетности в электронном виде;

     3) сохраняет на сервере один  экземпляр протокола входного  контроля отчетности, возвращенный  налогоплательщиком, после подтверждения  подлинности ЭЦП налогоплательщика;

     4) регистрирует налоговую декларацию, подписанную ЭЦП налогоплательщика, подлинность которой подтверждена, и прошедшую входной контроль на соответствие утвержденному формату; регистрирует, разносит платежи по лицевым счетам и вводит в базу данных камеральных проверок;

     5) в случае передачи дела налогоплательщика  в другой налоговый орган, имеющий техническую возможность приема отчетности в электронном виде, передает оригинальные файлы отчетности и файлы подтверждений специализированного оператора связи из хранилища юридически значимых электронных документов. При необходимости изготавливает бумажные копии, заверяемые уполномоченным должностным лицом налогового органа.

Оператор  связи действует в следующем  порядке:

     1) при обмене электронными документами  фиксирует дачу отправки налогоплательщиком отчетности в электронном виде в качестве даты ее представления и формирует подтверждение, которое подписывается ЭЦП оператора связи и высылается одновременно в адрес налогового органа и налогоплательщика в зашифрованном виде;

     2) сохраняет на своем сервере  все полученные им экземпляры  подтверждений, заверенные ЭЦП участников информационного обмена.

     Отчетность  считается представленной в налоговый  орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное ЭЦП оператора связи.

     Формы отчетности в электронном виде считаются  принятыми, если налогоплательщик получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы не содержат ошибок и прошли входной контроль.

     Если  налогоплательщик не получил протокол входного контроля или получил его с сообщением об ошибках, отчетность не считается принятой.

     Согласно  положениям НК РФ формы налоговой  и бухгалтерской отчетности, передаваемые в налоговые органы по электронным каналам связи, должны соответствовать утвержденному МНС России формату представления.

     Форматы представления электронных деклараций по федеральным налогам направляются в налоговые органы  РФ, размещаются на сайте МНС России, по региональным и местным налогам и сборам, принятие которых осуществляется не на федеральном уровне, должны утверждаться управлениями МНС России в соответствии с Едиными требованиями к форматам представления налоговых деклараций в электронном виде по региональным и местным налогам, утвержденными Приказом МНС России от 12.02.2003 N БГ-3-13/58.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде не только повысит  эффективность работы налоговиков  и избавит организации от дополнительных неудобств, но имеет и другие положительные стороны, к примеру:

     - значительно упрощается процедура подготовки и сдачи отчетности;

     - декларации, поступающие от налогоплательщиков, не содержат арифметических ошибок и неточностей в оформлении обязательных реквизитов;

     - при предоставлении налоговой отчетности по электронной почте, обновления форм отчетности налогоплательщикам передаются разработчиками программного обеспечения по каналам связи;

     - по тем же каналам связи можно получать из инспекций все информационные материалы, которые обычно размещаются в инспекциях на стендах;

     - при представлении налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи дата ее представления будет подтверждаться специализированным оператором;

     - в случае представления данных по электронной почте отпадает необходимость вообще посещать налоговую инспекцию;

     - унификация и предоставление налогоплательщикам программного обеспечения единого формата по всем регионам России, исключающего возможность несовмещения, «непонимания» разных программных продуктов;

     - обеспечение налоговой тайны средствами криптографической защиты.

Список  использованной

литературы 

    1. Информатика. Учебное пособие  /Ломтадзе В.В., Шишкина Л.П. – Иркутск: ИрГТУ, 2009. – 116с.
 
    1. Дорофеев  Б.Ю., Жернаков С.А., Серков Д. А. и др. Налоговый кодекс Российской Федерации: ч. 2 (главы 21-24) с комментариями. – Екатеринбург, У-Фактория, 2007.
 
    1. Мишустина М.В. Налоговые декларации в электронном  виде: решения и перспективы. – М.: Российский налоговый курьер, 2008.
 
    1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. – М.: МЦФЭР, 2007.

Информация о работе Информационные технологии управления в налоговой сфере