Гибкие производственные системы – основное направление комплексной автоматизации машиностроительного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:33, реферат

Описание работы

Гибкие производственные системы (ГПС) - это совокупность в разных сочетаниях оборудования с ЧПУ (числовое программное управление), роботизированных комплексов, гибких производственных модулей, отдельных единиц технологического оборудования и систем обеспечения их функционирования в автоматическом режиме в течении заданного времени, обладающая свойствами автоматизированной переналадки при производстве изделий произвольной номенклатурой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………………….3

1. Общие подходы к созданию гибких производственных систем ……………….5
1.1. Гибкость производственных систем …………………………………………………5
1.2. История развития ГПС ……………………………………………………………………….7
1.3. Основные приемущества ГПС …………………………………………………………..9
2. Структура ГПС ……………………………………………………………………………………………..11
2.1. Cоставные части ГПС ………………………………………………………………………..14
2.2. Система обеспечения функционирования и управления ГПС ……….15
3. ГПС в машиностроении ……………………………………………………………………………..16
3.1. Проблемы при создании ГПС ………………………………………………………….17
4. Оборудование, применяемое в ГПС ………………………………………………………….18
4.1. Оборудование для изготовления заготовок …………………………………..18
4.2. Станки токарной группы ………………………………………………………………….25
4.3. Станки для обработки корпусных и плоскостных деталей …………….27
Заключение ……………………………………………………………………………………………………..29
Список литературы .…………………………………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

ГПС.docx

— 142.61 Кб (Скачать)

Решающим  явилось создание ЧПУ и станков  типа обрабатывающих центров (ОЦ);  последние  являются одновременно широкоуниверсальными и полностью автоматизированными  станками. С конца 1950-х гг. начался  стремительный рост выпуска станков  с ЧПУ и типа ОЦ. Началась автоматизация  управления станками и всей производственной системой на базе применения ЭВМ. Автоматизация  единичного и серийного производств  фактически позволит устранить границы, которые существуют между единичным, серийным и массовым производствами.

Широкая универсальность и мобильность, полная автоматизация на базе ЭВМ, блочно-агрегатный метод создания ОЦ и другого оборудования гибких производственных систем (ГПС) дают возможность еще больше повысить производительность труда и применять  гибкие системы в массовом производстве.

Анализ  развития технологии металлообработки за прошедшее столетие позволяет  сделать определенный прогноз состава  оборудования к началу третьего тысячелетия.

По  данным комитета по использованию ЭВМ  в производстве Национального исследовательского совета США, в настоящее время  около 15 % производимых в мире станков  объединены в ГПС.

Основной  скачок в повышении производительности труда произошел на рубеже 1990-х  гг., когда ГПС перестали быть экспериментальными; устаревание заводов  преодолевается путем внедрения  новой организации труда и  технологии, соответствующей концепции  ГПС. В начале 1980-х гг. в мире, по зарубежным данным, насчитывалось примерно 125 ГПС (хотя первые из них появились  в США еще в 1967 г.), в том числе  в Японии — 40, в США — 26, в странах  Западной Европы — 25.

  В ряде западных стран работы по созданию ГПС ведутся по национальным программам, финансируемым правительствами, что  связано с желанием ускорить более  широкое внедрение этой новой  техники в машиностроении.

  1.3.Основные  преимущества ГПС

Основные  преимущества ГПС заключаются в  следующем.

Увеличение  мобильности производства позволяет  осуществить:

1) сокращение сроков освоения новой  продукции и поставки продукции  потребителю. Изменения конструкции  изделия могут быть реализованы  в кратчайшие сроки. В интегрированном  (ГПС, САПР, АСТПП) производстве  имеется возможность вносить изменения в конструкцию выпускаемых изделий по ходу производства;

2) повышение гибкости производства  за счет значительного сокращения  времени переналадки. Переналадку  фактически осуществляют только  при переходе на обработку  другой группы деталей и не  делают при переходе с обработки  одной детали на другую внутри  группы. При полностью гибком  производстве предполагается возможность  обработки различных деталей  без останова станка на переналадку; 

3) улучшение управления производством  по всем цехам и своевременное  удовлетворение условиям, складывающимся  при сборке.

4) увеличение производственных мощностей  как за счет высвобождения  станков, инструмента, приспособлений  и оснастки для других производственных  задач, выпуска другой продукции,  так и за счет возможностей  по частям наращивать производственные  мощности путем добавления дополнительных  станков и оборудования;

5) возможность модернизации, обновления  заводов на базе новейших достижений  науки и техники без остановки  производства и при меньших  капитальных затратах. 

Увеличение  фондоотдачи производства развивается  по следующим направлениям:

1) сокращение времени всего производственного  цикла. Время «от ворот до  ворот» сокращается в среднем  в 30 раз; 

2) детали проходят полную обработку  через всю систему без ожиданий.

3) сокращение числа необходимых  станков по сравнению с обработкой  того же числа деталей на  станках с ЧПУ составляет 20...50%. 

Рост  производительности труда влияет:

1) на повышение производительности  на всех стадиях производства, в том числе при проектировании, технологической подготовке, обработке,  сборке, контроле, а также на всех  вспомогательных работах (складирование,  межцеховой и внутрицеховой транспорт). Опыт эксплуатации больших САПР  для сложных изделий показывает, что производительность труда  конструктора увеличивается в  4 — 5 раз, а в отдельных случаях  — в 10 раз; 

2) возможность обеспечения длительного  времени работы без присутствия  человека или при ограниченном  числе операторов-наблюдателей;

3) сокращение числа персонала. Централизация  обработки деталей, управление  станками от центральной ЭВМ,  устройства диагностики работоспособности  и состояния станков и процессов  увеличивают возможности многостаночного  обслуживания. Оператор становится  управляющим процессами производства, а не оператором станков. Нередки  случаи, когда число операторов, обслуживающих ГПС, сокращается  в 10—15 раз по сравнению с  необходимым числом станочников  в расчете на одинаковый выпуск  продукции. 

На  первых этапах внедрения ГПС может  увеличиваться число программистов  и других инженерно-технических  работников, однако и в этом случае общее число персонала сокращается  не менее чем на 30 %. 

  2.Общая  схема  ГПС

            ГПС представляет собой систему с комплексно автоматизированным производственным процессом, работа всех компонентов которой (технологического оборудования, транспортных средств, средств контроля и инструментообеспечения и др.) координируется как единое целое системой управления, обеспечивающей быстрое изменение программ функционирования технических средств системы при смене объекта производства (рис. 7.1).

  Технологическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных технологических машин (станков с ЧПУ, роботов, манипуляторов и др.), осуществляющих формообразование деталей в автоматическом режиме.

  Транспортная  система состоит из транспортных и накопительных устройств, осуществляющих межоперационное хранение и доставку заготовок, приспособлений, готовых деталей к основному технологическому оборудованию и автоматическому складу.

  Складская система служит для хранения нормативного запаса заготовок, приспособлений и инструмента выдачи их в производство, накопления и хранения готовых деталей.

  Система инструментообеспечения осуществляет оперативную подготовку и хранение инструментальных наладок и приспособлений, а также его контроль, учет и доставку инструмента и оснастки к основному технологическому оборудованию.

  Система контроля осуществляет: контроль технических

средств ГТ1С и деталей; диагностику работоспособности автоматического оборудования, входящего в состав технологической, транспортной, складской систем и системы инструментообеспечения, контроля.

  Система управления состоит из средств вычислительной техники в виде управляющего вычислительного комплекса со средствами программного обеспечения и осуществляет: разработкуоперативных заданий для станков и систем обслуживания (переработка, передача и накопление информации, относящейся к согласованию перемещения в пространстве и времени заготовок, инструментов, оснастки и др.); учет выполнения плановых заданий; управление технологическим и вспомогательным оборудованием (переработка, передача и накопление информации, относящейся к технологическим режимам обработки, маршрутам и др.). 

Обобщенная  схема ГПС

(→ - информационные потоки ; ↔ - материальные потоки) 
 
 

2.1.Составные  части ГПС

  Составными  частями ГПС являются:

  гибкий  производственный модуль (ГПМ) — единица  технологического оборудования для производства изделий произвольной номенклатуры в установленных пределах значений их характеристик с программным управлением, автономно функционирующая, автоматически осуществляющая все функции, связанные с их изготовлением, имеющая возможность встраивания в гибкую производственную систему;

  роботизированный  технологический комплекс (РТК)—совокупность  единицы технологического оборудования, промышленного робота и средств  оснащения, автономно функционирующая  и осуществляющая многократные циклы.

  При этом необходимо учитывать следующее:

  1. РТК, предназначенные для работы в ГПС, должны иметь автоматизированную переналадку и возможность встраиваться в систему;
  2. в качестве технологического оборудования может быть использован промышленный робот;
  3. средствами оснащения РТК, обеспечивающими их функционирование, могут быть: устройства накопления, ориентации, поштучной выдачи объектов производства и другие.

  Роботизированная  технологическая линия — совокупность технологических комплексов, связанных между собой транспортными средствами и системой управления, или нескольких единиц технологического оборудования, обслуживаемых одним или несколькими промышленными роботами для выполнения операций в принятой технологической последовательности.

  Роботизированный  технологический участок — совокупность роботизированных технологических комплексов, связанных между собой транспортными средствами и системой управления, или нескольких единиц технологического оборудования, обслуживаемых одним или несколькими промышленными роботами, в которой предусмотрена возможность изменения последовательности использования технологического оборудования. 
 
 

  2.2.Система обеспечения функционирования и управление ГПС.

  Система обеспечения функционирования ГПС — совокупность в общем случае взаимосвязанных автоматизированных систем, обеспечивающих проектирование изделий, технологическую подготовку их производства, управление гибкой производственной системой при помощи ЭВМ и автоматическое перемещение предметов производства и технологической оснастки.

  В систему обеспечения функционирования ГПС входят:

1) автоматизированная транопортно-складская система (АТСС);

    1. автоматизированная система инструментального обеспечения (АСИО);
    2. система автоматизированного контроля (САК) ; 4) автоматизированная система удаления отходов (АСУО); 5) автоматизированная система управления технологическими процессами (АСУТП); 6) автоматизированная система научных исследований (АСНИ); 7) система автоматизированного проектирования (САПР); 8) автоматизированная система технологической подготовки производства (АСТПП); 9) автоматизированная система управления (АСУ) и т. д.

  Автоматизированная  транспортно-складская система (АТСС) — система взаимосвязанных автоматизированных транапортных и складских устройств для укладки, хранения, временного накопления, разгрузки и доставки предметов труда, технологической оснастки.

  Автоматизированная  система инструментального обеспечения (АСИО) — система взаимосвязанных  элементов, включающая в себя участки  подготовки инструмента, его транспортирования, накопления, устройства смены и контроля качества инструмента, обеспечивающие подготовку, хранение, автоматическую установку и замену инструмента.

  Более важным становится управление гибким производством. Заказы-наряды на работу, производственные программы и график прохождения компонентов по всему  технологическому маршруту — все  это находится в центральной  управляющей ЭВМ и ЭВМ подсистем  всего производства. Каждая ЭВМ имеет  сеть связанных микропроцессоров, которые  управляют отдельными технологическими операциями. Каждая отдельная ЭВМ  ведет учет фактического выполнения операций, осуществляет слежение за процессом.

Информация о работе Гибкие производственные системы – основное направление комплексной автоматизации машиностроительного производства